Глава 8. Мы уходим.
Оперативная сводка за 17 июля 1941 года.
Утреннее сообщение 17 июля.
В течение ночи на 17 июля продолжались ожесточённые бои на ПСКОВСКО-ПОРХОВСКОМ направлении. На остальных направлениях и участках фронта крупных боевых действий не велось и существенных изменений в положении войск не произошло.
Вечернее сообщение 17 июля.
В течение 17 июля наши войска вели бои на ПСКОВСКО-ПОРХОВСКОМ, ПОЛОЦКОМ, СМОЛЕНСКОМ, НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОМ направлениях и на БЕССАРАБСКОМ участке фронта. В результате боёв существенных изменений в положении войск на фронте не произошло.
history.wikireading.ru
Заслон, состоящий из танка Т-34 и стрелкового взвода, успешно выполнил поставленную задачу. Остановил немцев в деревне Горяны. Умело используя рельеф местности, красноармейцы сумели сымитировать сильно укреплённый район и заставили фашистов отказаться от дальнейшего наступления в этом направлении. Однако захват левобережья Полоцка и угроза окружения его защитников, вынудила командование принять решение об отходе в район Боровуха-1. Лейтенанту Дубровину в сложной обстановке пришлось выводить группу, находившуюся в Горянах. Колонна, возглавляемая тридцатьчетвёркой, на предельной скорости устремилась в Полоцк. На подступах к городу увидели черный дым и зарево от пожаров. В воздухе проносились немецкие самолёты. В Новке, сделали короткую остановку, укрывшись под деревьями. К Дубровину подбежал старшина Гончарук:
— Командир, — выкрикнул он, — в город нам соваться не с руки. Нужно обойти центр через Громы. Я знаю дорогу, позвольте проведу.
Времени на размышление не было:
— Давай на броню, — принял решение лейтенант.
Колонна, продвинувшись немного вперёд, свернула резко вправо, преодолела железнодорожное полотно и устремилась вперёд по узким улочкам. Миновав частный сектор, направились по полевым дорогам в пункт назначения. На полпути начались леса. Приходилось пробираться порой по заросшим дорогам, известным только старшине. Полуторки вязли. Их взяли на буксир. К вечеру добрались в Боровуху. Их встретил майор Расщупкин. Уставший, измотанный:
— Молодцы, — не скрывая восхищения заявил он, — честно говоря, думал, что на погибель вас отправил. Много людей потеряли?
Лейтенант и старшина переглянулись и Дубровин, по праву старшего по званию, доложил:
— Потерь нет. Немцы в начале атаковали напористо пехотой при поддержке бронетранспортеров. Встретив отпор, вызвали огонь артиллерии по позиции танка. Мы сманеврировали. Отбили вторую атаку. Противник почему-то от дальнейших попыток уничтожить нас отказался. Получили ваш приказ, свернулись и прибыли к месту сбора.
— Понятно. Гитлеровцы решили, что у вас нет шансов. Они уже штурмовали Полоцк. Чтобы избежать потерь, уклонились от боя. Ведь район Горян к вечеру был бы ими полностью окружён. Так что вовремя вы ушли. Молодцы. Задачу выполнили. Людей и технику сберегли. Редкий, скажу откровенно, исключительно редкий случай в создавшийся обстановки. Надо бы вас к наградам представить, только не уверен, что получится. В общем решение такое. За проявленное мужество объявляю благодарность.
— Служим Советскому Союзу, — вытянулись по стойке смирно оба командира.
— Вольно! – устало отмахнулся майор, — а теперь слушайте задачу. Старшина, со своими людьми отправляется в свой батальон. Во избежание полного окружения наши войска перемещаются на новый рубеж обороны.
— Понятно, — ответил Гончарук, — дозвольте попрощаться с лейтенантом?
— Действуй, — последовало в ответ.
Лейтенант и старшина крепко обнялись:
— Береги себя, — шепнул Гончарук, — чувствую не увидимся. Дай бог тебе удачи.
— И вы воюйте с умом, — горестно вздохнул Дубровин, — только так мы сможем принести пользу. Может ещё и свидимся.
Старшина, смахнув набежавшую слезу с небритой щеки, шагнул за порог.
Расщупкин, дождавшись ухода Гончарука, продолжил:
— Ситуация сложилась патовая. Вся наша техника ушла с утра. К настоящему времени дорога на Россоны перерезана, прорываться предстоит лесами. У вас есть выбор. Взорвать танк и следовать с нами, или остаться здесь и поддержать расчёты дотов, которые будут прикрывать отход. На размышления пять минут. Время пошло.
— Разрешите посоветоваться с экипажем?
— Советуйся, — прозвучало в ответ.
Тяжело вздохнув, Дубровин приложил руку к шлему, молча повернулся и вышел.
Возле танка возился экипаж, занятый обслуживанием. Увидев командира, подчиненные бросили свои дела и построились перед машиной. Подойдя, Дубровин обвел всех грустным взглядом и начал не по-уставному:
— Братцы, мы с вами по-настоящему сработались. Хлебнули лиха. Дальше нужно принять решение каждому за себя. Обстановка сложная. Дороги перерезаны. Основные силы ушли. Единственный свободный путь лежит через леса и болота. В этой ситуации танк необходимо взорвать или остаться на позиции и огнём поддерживать расчёты ДОТов. Придётся стоять до последнего и, возможно, погибнуть. Неволить никого не буду.
— А сам-то, что решил, лейтенант? – спросил Филатов?
— Я не имею права бросить исправную технику.
— Понятно, — заряжающий на миг задумался и, глядя в глаза командиру тверд сказал, — я остаюсь с вами. Негоже такую технику гробить. Воевать нужно.
— Я тоже остаюсь, — отозвался Михалёв.
— Будим вместе, — горько улыбнулся Погребицкий, — мы же экипаж.
— Спасибо друзья, — облегчённо вздохнул лейтенант, — пойду доложу наше решение, — он молча обнял по очереди подчиненных и ушёл к командиру полка.
ОПИСАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 62 СК ЗА ПЕРИОД С 08 ИЮЛЯ ПО 15 АВГУСТА 1941
(ЦАМО ф.62ск оп.1 д.5 л.л.42-49)
Отбросив 214 сд и подтянув из р-на ДРЕТУНЬ свои моточасти, пр-к к 17.7.41 замкнул кольцо окружения.
Из захваченного донесения разгромленного штаба пр-ка в ЛАГУНЫ, было установлено, что пр-к группирует свои главные силы в НЕВЕЛЕ с задачей: уничтожить крупные силы красных и не допустить выхода из окружения.
Январь 2019.
Хорошо, Николай! Отступление отнюдь не бегство, но как сжимающаяся пружина. Мужают бойцы, им открываются секреты военного мастерства. Отлично всё показано! Жду продолжения.Удачи!
На второй страничке — «исключительно редкий случай в создавшийся обстановки.» Два последних слова.
Николай,доброго утра! Читаю, интересно. Спасибо Вам огромное за эту работу.
Николай, приветствую Вас и Ваш труд! Как обычно, с большим интересом прочитал очередную главу Вашей замечательной и очень ценной военной эпопеи. Складывается впечатление, что Вы обладаете способностью перемещаться во времени не только мысленно… Всё очень зримо, предметно и убедительно. Спасибо за кропотливую и вдохновенную работу. Творческих удач!
Владимир, доброго времени суток. Не все драпали. Просто схлестнулась отточенная немецкая тактика и наша залихватская уверенность в собственной правоте борьбы за глоток свободы. Я вынужден пропускать события того времени, чтобы успеть рассказать о самом трагическом переломном моменте осени 1941. Возможно успею вернуться к отложенному материалу, если время позволит.
Владимир, вы просто замечательный человек, каких мало на свете. В наше время так мало людей, готовых протянуть руку помощи. Огромное человеческое спасибо за подсказку.
Лена, здравствуйте. Искренне рад, что вы находите время для знакомства с моими работами.
Владимир, доброго времени суток. Откровенно говоря, пытаюсь всё время представить картинку действий моих ЛГ. Иногда зримо вижу, то, о чём пытаюсь донести до читателя. Понимаю, что в те дни человека судили по поступкам. Чувства от постоянного недосыпания, недоедания, окопного быта заставляли солдат сплачиваться в единое целое, где каждый в отдельности давил в себе индивидуальное, чтобы действовать вместе, как пальцы, сжатые в кулак. Вот почему не останавливаюсь на особенностях характеров. Мои герои просто действуют воедино, как одно целое, что, в свою очередь, помогает преодолеть все трудности.
Добрый день, Николай!
Продолжаю читать вашу повесть о войне. Ситуации на войне были разными. Бойцы действовали по обстоятельствам. Чаще всего мужественно не жалели ни себя, ни своей жизни.
Это правильно, с одной стороны, Николай. Все бойцы воевали за победу в одном строю. Но они были разные и командиры тоже. Разного умения и мужества. Разного происхождения — из рабочих и крестьян. Из образованных интеллигентов. Правда, единства в самомнароде не было полного. Я вот со своими родственниками разбирался и выяснил, что в лесу в тылу нашем скрывался целый отряд дезертиров. Грабили местное население для пропитания. Об этом не принято писать, но такие тоже были.Один проколол себе уши и стал глухим, чтобы не попасть на фронт. Их, конечно. было мало, но хватало. Вот скрывала наша пропаганда советская роль стран-предателей и теперь они себе победу нашу приписали. Бывшие немецкие холуи — болгары. румыны, словаки, хорваты, венгры, норвежцы, французы (Виши, Петэн). Шведы и чехи экономически работали на Рейх. Этого забывать нельзя. Умолчание их гнусной роли уже привело к значительной девальвации роли победителей. Как на Западе, так и у нас. А ЛГ , может, стоит показать в развитии. Они обстреливаюся, набираются боевого опыта, мужают и мудреют. Но вы сами ведёте своих ЛГ по жизни, точнее, по полям сражений. Удачи в творчестве!
Светлана, доброго времени суток. Совершенно верно подметили о ситуациях. Они на фронте меняются буквально в одно мгновение и зачастую не в лучшую сторону. А вот обстоятельства желательно просчитывать и ими нужно управлять иначе они сложатся непредсказуемо.
Искренне рад вашему комментарию.
Владимир, доброго времени суток. Вы правы, действительно бойцы воевали за Победу в одном строю. Только успех способствовал тому, кто забывал о собственном я и стремился поддержать товарищей смекалкой, огнём и просто словом. Там, в боевой обстановке, грани различия в происхождении, образовании и других особенностях социального положения просто стирались. А те, кто этого не понимал, плохо заканчивал. На ряду с героизмом было много и грязи. Во время боя отдельные индивидуумы высовывали из окопов ноги. чтобы получить ранение и уйти с передовой. Были случаи, когда связывали открывших огонь по немцам и сдавались в плен, оголяя оборону. Думаю об этом желающих написать достаточно много. Я намерен рассказывать о действиях тех, кто хотел защищать свой дом, родных и близких и защищал, как умел.
Вдохновения вам.