Солдаты 41-го. Часть 1. Студёные воды Судости. Глава 5

Глава 5.

Оперативная сводка за 29 сентября 1941 года.

Утреннее сообщение 29 сентября.

В течение ночи на 29 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.

Вечернее сообщение 29 сентября.

В течение 29 сентября наши войска вели упорные бои с противником на всём фронте.
По уточнённым данным, за 26 сентября уничтожено не 98 немецких самолётов, а 113 самолётов.
За 27 сентября уничтожено 150 немецких самолётов, из них сбито в воздушных боях 37 самолётов и уничтожено на аэродромах 113 самолётов. Наши войска — 128 самолётов.
По уточнённым данным, совместными действиями береговых батарей и кораблей Краснознамённого Балтийского флота потоплены не крейсер и один миноносец, как указывалось ранее, а один крейсер и два миноносца.
Bdsa.ru›сводки-совинформбюро

Быт танкистов.

Сорок вторая танковая бригада находилась в своём районе сосредоточения. С утра прошло построение. Поступил приказ пополнить боекомплект, произвести полную заправку и ждать дальнейших указаний.
Командир танка лейтенант Тараненко распорядился:
— Чашев, остаёшься за старшего, а я в село, попробую по поводу баньки договориться.
Леонид Егорович молча кивнул и сказал:
— Мальцы, давайте в темпе. Работы много. Надо до темна уложиться и в баню сходить.
Послышался звук мотора, приближающийся полуторки. Вскоре показался грузовик и, поравнявшись с танком, остановился. Водитель заглушил двигатель, выбрался из кабины, не торопясь открыл борт. Улыбаясь, выкрикнул:
— Налетай чумазики, принимай гостинцы для фрицев.
— Сам-то давно на себя в зеркало смотрел? — съязвил Чашев, — вон руки, да и шея чернее ночи…
Шофер зыркнул сердито в сторону сказавшего, но промолчал. Танкисты сноровисто выгрузили ящики со снарядами. Леонид осмотрел маркировку:
— Где бронебойные?
— Не знаю, — буркнул водитель, — у меня только эти.
Закрыл борт, сел в кабину, и, не торопясь, потянулся к следующему экипажу.
— Хлопцы, смываем смазку со снарядов и укладываем. Для нашей же пользы, советую переодеться в старьё. Ведь наверняка обляпаемся смазкой и маслом, а промасленная одежда горит добро, до и загасить её дюже трудно.
Работали старательно. Отмыли каждый снаряд. Подняли и уложили в башне. Пока возились, подошёл следующий грузовик. Пришлось по лагам перекатывать бочки с горючим на моторный отсек, с которого было сподручнее заливать в баки. Доставили и моторное масло. В конце помогли механику обслужить ходовую и двигатель. Закончив с боеприпасами и машиной, убедились, что Чашев был прав. Извозились основательно. Присели отдохнуть. Егорович, скрутив самокрутки для себя и товарищей, начал издали:
— Холодновато ночью становится…
— А что ты предлагаешь? — последовал настороженный вопрос.
— Обратили внимание, что в брезенте у нас завёрнута печка? Я её из разбитой теплушки на станции прихватил. Там и пара труб дымоходных… Поскольку сегодня банька намечается, предлагаю отрыть рядом с танком что-то типа землянки. Дно застелем лапником. Натаскаем соломы. Вон она в поле в скирдах. Сверху уложим перекрытия из жердей, накроем брезентом. Установим печку. Заготовим дров на ночь. Будим спать в тепле и относительной чистоте.
— А как же насчёт бомбёжки? – Послышался робкий вопрос…
— Прокопаем ход сообщения под танк к нижнему люку. В случае чего быстро займём места. Ну что, согласны?
— Заманчиво, — переглянулись танкисты, — а была не была.
Принялись дружно за работу. Подготовка к ночлегу заняла остаток дня. Зато результат порадовал всех. Пришёл командир. Сначала придирчиво осмотрел сооружение. Удовлетворённо крякнув, удалился. Вскоре пожаловали батальонные командиры. Детально изучили укрытие. Одобрили:
— Молодцы. Хорошо придумали. Главное по тревоге не сорвите выдвижение сбором своего барахла, — с этим и удалились. Командир танка, довольно потирая руки обрадовал:
— Баня, парни готова. Старшина смену чистого белья обещал, так что мы с Чашевым первые, а вы после нашего прихода. Надо же с машиной кому-то быть.
Спали в эту ночь танкисты в тепле и относительным уюте.

Безногий фашист.

Танкист лейтенант Дубровин со своим экипажем попал в 137 стрелковую дивизию в конце июля 1941 года в Могилёвской области. Пробиваясь к своим, вынуждены были уничтожить свой неисправный танк и, в результате, стали безлошадными. Приняли их настороженно. Проверяли придирчиво. Только время расставило все точки над и. Шли ожесточённые бои. Части дивизии отчаянно сопротивлялись наседавшему противнику. Немцы обходили узлы сопротивления, окружали. Дивизия прорывалась, закреплялась на новом рубеже, контратаковала, снова оказывалась обложена со всех сторон. В итоге вышла к своим, и в составе третьей армии Брянского фронт на протяжении августа и сентября держала активную оборону на реке Судость.
Заканчивался сентябрь. С утра небо затянуло тучами, заморосил дождик. Порывистый ветер вскоре расчистил небо и этим тут же воспользовалась вражеская авиация. Из-за облаков вывалился лёгкий бомбардировщик, хищно высматривающий очередную цель. Привычка безнаказанного господства в воздухе сыграла злую шутку. Напоровшись на грамотно организованный заградительный огонь, самолёт задымил. Двигатели, издав несколько нервных звуков умолкли. Машина клюнула носом и устремилась к земле, выровнявшись в последний момент, приземлилась на болото недалеко от позиций.
— Ура!!! – понеслось над окопами. Многие бросились к месту посадки.
Тем временем фонарь кабины сдвинулся, на крыло выбрался лётчик, осмотрелся. Обернувшись на топот бегущих людей, побледнел. Судорожно выдернул парабеллум, приставил к горлу и выстрелил. Мешком упал на плоскость крыла и сполз, свалившись на землю, оставляя за собой, багровый след на обшивке. Пользуясь моментом, на противоположное крыло выскочил второй немец, освободился от парашюта и бросился в глубь болота. Его заметили. Послышались возгласы:
— Хальт!!! Ханде хох!!!
Летчик, отреагировал выстрелами. Бежавший рядом с Иваном Филатовым боец, вскрикнув, схватился за левую руку, плетью повисшую вдоль тела.
— Ах ты сволочь, — выругался Михаил Михалёв, вскинул винтовку и, прицелившись, выстрелил. Фашист упал замертво.
Бойцы окружили самолёт. Некоторые, взобрались на крылья. Обнаружили третьего члена экипажа. Выволокли из кабины и умолкли. Погребицкий, сдвинув пилотку на лоб удивлённо воскликнул:
— Братцы, а фриц-то безногий.
— Надо же, — опешил Филатов, — калек на фронт посылают. Похоже скоро каюк немецкой прыти.
— Дай-то бог, — сокрушённо мотнул головой, стоявший рядом Дубровин, — только нам они ещё много кровушки попортят, а пока, мужики, снимите-ка пулемёты с самолёта, да ленты к ним прихватите. В хозяйстве пригодятся.
Привычные возиться с техникой, бывшие танкисты, сноровисто принялись за дело. Вскоре трофейное оружие уже приспосабливалось для ведения огня на позициях взвода.

29.09.1941 года.
Сов. Секретно.
Весьма срочно.
Оперсводка № 082 к 8.00 29 .9.41 г. Штаб Брянского Фронта.
Карта 100.000. и 500.000
Третье: Войска 3 Армии продолжают оборонять восточный берег р. Судость и ведет разведку на западном берегу р. Судость.
Положение частей без изменений (оперсводка № 073 и 078).
Штарм – лес 6 клм. вост. Вздружное.
Сов. Секретно.
Весьма срочно.
Оперсводка № 083 к 20.00 29 .9.41 г. Штаб Брянского Фронта.
Карта 100.000. и 500.000
Третье: 3 Армия обороняет фронт по восточному берегу р. Судость от /иск/ Слобода Попсуева до Березовка и далее Телеговка, Селец.
Перед фронтом Армии новых частей противника не установлено.
Положение частей – без изменений (оперсводка № 073 и 078).
Штарм – лес 6 клм. вост. Вздружное.
http://bryanskfront.mybb.ru/bryanskfront.mybb.ru › БРЯНСКИЙ ФРОНТ

Бой местного значения.

На востоке занимался рассвет нового дня, сквозь пелену моросящего нудного осеннего дождя. Бойцы и командиры, 282 стрелковой дивизии, поднятые для атаки, молча передвигались в сумерках утреннего тумана, стараясь подобраться как можно ближе к позициям противника. Внезапно туман рассеялся и цепи атакующих оказались на открытом месте, как на ладони. Ударили немецкие пулемёты и миномёты из-за железнодорожной насыпи. Красноармейцы попадали на землю, кто убитый, а кто, повинуясь инстинкту самосохранения. Юрка Бельченко успел укрыться за стволом могучего тополя, у которого его застал вражеский огонь. Осторожно выглянул. Интенсивность обстрела уменьшилась. Пространство впереди хорошо просматривалось: какие-то полуразрушенные строения, такие же деревья… Внимание красноармейца привлёк тополь метрах а ста… В его кроне разместилось странное сооружение из веток… Вглядевшись понял, что немцы оборудовали наблюдательный пункт, замаскировав его. В подтверждение догадки среди ветвей блеснули окуляры…
— Мать честная, — пробормотал Юрка, — так вот где собака зарыта. Немцы корректировщика посадили…
Боец осторожно отполз от спасительного ствола так, чтобы взять в прицел фашиста. Занял позицию. Прицелился и открыл беглый огонь, посылая пулю за пулей по вражескому укрытию. Попал. Сломанные ветки вдруг посыпались, а вместе с ними на землю свалился немец. Разрывы мин прекратились. Понимая, что нужно преодолеть открытое пространство, рванул вперёд, увлекая товарищей. Командир взвода, бежавший рядом, выкрикивал:
— Вперёд, живее, а то все тут ляжем!
Вскоре подтянулись остальные взвода. Впереди показался высокий дом, с чердака которого ударил пулемёт. Быстро рассредоточились, с печалью глядя на оставшихся неподвижно лежать тела товарищей. Делая короткие перебежки рядом с ротным упал артиллерийский командир в сопровождении бойца связиста. Отдышавшись, спросил:
— Какие проблемы, почему залегли?
— Да вон в том здании, пулемётное гнездо сволочи свили, — послышалось в ответ.
— Сейчас мы это дело поправим, — обернувшись к своему бойцу, потребовал, — связь!
Повозившись с аппаратом, красноармеец доложил:
— Есть связь.
Артиллерист, поколдовав с картой, посмотрев на листочки с какими-то таблицами, передал:
— Рапира, я клинок. Пристрелочный по квадрату 123.
В районе здания, с небольшим перелётом разорвался снаряд.
— Рапира, я клинок. Ближе двадцать, левее тридцать, три гостинца.
В следующее мгновения три снаряда легли точно в цель. В воздух поднялось облако пыли с обломками из досок и кровли. Бойцы, воодушевлённые огневой поддержкой, рванули вперёд. Юрка бежал, кричал, палил по фигуркам улепётывающих немцев, а внутри кипело желание отомстить за гибель товарищей.
В бою за Погар 282 СД потеряла убитыми 39 и ранеными 49 человек. Противник оставил на поле боя 200 убитыми из состава 21 КП и несколько десятков лошадей.
http: nasheopolie.ru › … › Военно-патриотический форум. Военная история.
Сентябрь 2019.

Автор: Николай Хохлов

Родился давно, в прошлом веке. Повзрослев, незаметно состарился. Выяснил в итоге, что жизнь только начинается. Люди поверили и приняли в Белорусский литературный союз ПОЛОЦКАЯ ВЕТВЬ. Так я подтвердил высокое звание писателя.

Солдаты 41-го. Часть 1. Студёные воды Судости. Глава 5: 6 комментариев

  1. Здравствуйте, Николай!
    С большим удовольствием прочитала вашу главу. Молодцы наши бойцы! В одном предложении у вас опечатка. Цитирую.
    «Внимание красноармейца привлёк тополь метрах а ста…» Вместо «а» должен быть предлог «в».
    Жду продолжения публикации.

  2. Светлана, добрый вечер. Безусловно героизм наших бойцов позволил освободить не только нашу страну, но и другие страны. искренне жаль, что современная Европа, воевавшая против нас, ставит знак равенства между нами и гитлеровцами.
    Огромное человеческое спасибо, за то, что нашли время прочитать мою очередную работу.
    Творческих вам успехов

  3. Хорошо, Николай! Часть, полная драматизма, напряжённый сюжет и живая картинка фронтовых будней. Чувствуется, что вы хорошо знаете жизнь танкистов. Немного не хватает только лиц. Бойцы — живые люди, а не патроны в обойме. Лица покажут характеры и возраст. Оживят действие. Но это дело автора. Заметил маленькую опечатку на 2-й странице. В предложении «В итоге вышла к своим, и в составе третьей армии Брянского фронт » пропущена буква «а» в последнем слове. Удачи и новых творческих успехов!

  4. Владимир, большое человеческое спасибо за помощь. Такое в наше время очень редко встречается. По поводу безликости героев… Такова авторская задумка. До декабря 1941 года красноармейцы не имели при себе документов. Мелькали и пропадали. Одним словом были обезличены.
    Вам удачи в творчестве и вдохновения.

  5. Большинство творцов завистливы и страдают комплексом гениальности. Это Вам не экипаж танка или сплочённая бригада из мастерской автосервиса. Потому и не спешат помогать. На это способны только самые преданные друзья. Или люди без комплексов, для которых делиться с другим в радость.

  6. Владимир, я недавно столкнулся с земляком, который чуть помоложе, который стал утверждать, что у меня в работах слабый язык и обороты речи никудышные. Попросил конкретики. В ответ услышал, что я не пишу. как Толстой, Бунин, и другие классики, поэтому не имею права считать себя писателем. Этот человек в жизни, кроме сочинений, ничего не написал. К сожалению такие чаще встречаются. Поэтому от творческих людей и не мыслю получить помощь. Вы правы, я отношу себя к людям. которые всю жизнь учатся.
    Ещё раз спасибо вам, берегите себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)