25 сентября 1941 года обстановка на Брянском фронте казалась стабильной. Войска красной армии не только устойчиво держали оборону, но и атаковали противника. Казалось, наконец-то настал момент, когда противника удалось остановить. Осталось измотать его в боях, накопить силы и ударить так, чтобы он улепётывал с захваченной земли без оглядки.
О суровых испытаниях, выпавших на фронтовиков осенью 1941 года, я постараюсь рассказать в этой книге.
Все события в книге вымышлены, но в их основе лежат реальные события. Рисунки и фотографии не принадлежат автору.
Глава 1.
Сводка Главного Командования Красной Армии за 25 сентября 1941 года.
Утреннее сообщение 25 сентября.
В течение ночи на 25 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.
Вечернее сообщение 25 сентября.
В течение 25 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.
В течение 23 сентября уничтожено 138 самолётов противника, из них сбито в воздушных боях и зенитной артиллерией 70 самолётов и уничтожено на аэродромах 68 самолётов. Наши потери — 36 самолётов.
Очередная фальшивка гитлеровцев о советских потерях
Фашистские пустобрёхи из главного командования германской армии 24 сентября разразились ещё одной очередной фальшивкой. Теперь их уже не удовлетворяют десятки взмахом пера «уничтоженных» советских танков и тысячи «взятых» в плен красноармейцев. К подобной брехне немецкая публика настолько привыкла, что её нельзя уже удивить такой обычной для фашистов ложью. Учтя это, гитлеровцы решили соврать позабористее. На утеху себе они торжественно вещают о захвате в районе Киева 570 советских танков и 380 тысяч пленных.
Разумеется, гитлеровцы никаких 570 танков не захватывали и не уничтожали и никаких 380 тысяч пленных не взяли. Ожесточённая борьба на Киевском фронте продолжается. Несомненно, что у немецких захватчиков имеется здесь преобладание сил. Чем кончится эта борьба — пока трудно сказать. Конечно, у немцев имеется план захватить тысячи пленных и сотни танков. Но план ещё нужно осуществить, причём одного лишь желания немцев для осуществления такого плана далеко не достаточно.
Существо неумной брехни немецких фашистов состоит в том, что они свой план выдают за действительность.
Жульнические попытки немецкого командования создать себе незаслуженную славу
В свое время немцы прокричали на весь мир, что они прорвали французскую укреплённую линию «Мажино». На самом деле немцы линии «Мажино» не прорывали, они её обошли. Заявление о прорыве потребовалось немцам для того, чтобы приписать себе незаслуженные успехи и славу.
Этот трюк немецкие захватчики повторили и при вероломном нападении на Советский Союз, когда они заявили, что якобы прорвали «линию Сталина». Советское Информбюро разъяснило, что укреплённого района «линии Сталина» не существовало, а были укрепления обычного полевого типа. «Линию Сталина» немцы выдумали «пять-таки для того, чтобы приписать себе незаслуженные успехи и славу.
Теперь гитлеровцы в третий раз жульнически пытаются повторить тот же самый трюк.
Немецкий журнал «Милитерише корреспонденц аус Дейчланд» в одной из своих статей пишет о превосходстве оборонительной системы Ленинграда по сравнению с линией «Мажино».
Всякому мало-мальски грамотному человеку известно, что укреплённые линии типа «Мажино» строились годами, что в один — два месяца такую линию построить невозможно.
Известно эго и гитлеровским захватчикам. Для чего же они жульнически утверждают о превосходстве оборонительной системы Ленинграда по сравнению с линией «Мажино»?
Делают гитлеровцы это для того, чтобы, во-первых, оправдать свои огромные потери, какие они понесли на подступах к Ленинграду; во-вторых, для того, чтобы объяснить, почему срывается их хвастливый план захвата Ленинграда, назначенного на конец августа.
На одном из участков Западного направления фронта наш стрелковый полк полностью уничтожил две роты противника. На поле боя осталось 200 убитых и 70 раненых немецких солдат и офицеров, 20 ручных пулемётов, свыше 200 винтовок, много автоматов и другого вооружения. На другом участке Западного направления фронта наши войска разгромили вражеский батальон. Противник потерял свыше 150 солдат и офицеров убитыми и до 300 человек ранеными. Нашими войсками захвачено 8 станковых пулемётов, 400 винтовок, 20 автоматов, 10 миномётов и гранатомётов, 2 радиостанции и 50 лошадей.
Западнее Новгорода-Северского отряд советских самолётов разбил 10 немецких танков и много автомашин. Семь танков, больше роты фашистских солдат, несколько десятков кавалеристов уничтожили советские лётчики в районе Починок. На одной из днепровских переправ немцы потеряли от огня наших самолётов до двух батальонов пехоты, 57 автомашин, 10 орудий и несколько десятков повозок с боеприпасами.
bdsa.ru›сводки-совинформбюро
4-я кавалерийская дивизия.
Неустойчивая погода стояла в конце сентября 1941 года на Брянщине. Днём воздух прогревался до минимальной плюсовой температуры. Мелкий моросящий дождик превращал в скользкое месиво любую тропку, не говоря о дорогах, а за ночь почву прихватывал лёгкий морозец, и тогда каждый шаг был чреват жестким приземлением из-за гололёда. Сырость доставала сквозь мокрую одежду людей в окопах. Не спасали и наспех сооружённые блиндажи. Нельзя было развести костры для обогрева, ибо в ответ немцы присылали серию мин или снарядов. Всё пространство вокруг пристреляли обе стороны за месяц противостояния в обороне на реке Судость.
Старшина Гончарук Пётр Андреевич, молча дымил самокруткой под брезентовым навесом, размышляя о превратностях судьбы.
Войну он встретил под Полоцком. Бои там шли упорные. Немцы смогли взять город только после того, как защитники получили приказ на отступление из-за угрозы окружения. Собственно говоря, с приказом командование запоздало. Гитлеровцы наши войска взяли в кольцо, но удержать не смогли. Закалённые в боях, хорошо слаженные части, под командованием полковника Зыгина, смяли противника и вышли к своим, сохранив людей, технику и вооружение. Во время одного боя за маленькую железнодорожную станцию фашисты дрогнули не сразу, а оказали отчаянное сопротивление. Перемещаясь короткими перебежками и руководя бойцами своего взвода, старшина увлёкся и, оторвавшись от подчиненных, попал под обстрел. Ища укрытие, заскочил в подвернувшуюся железнодорожную будку. В полумраке лицом к лицу столкнулся с немцем. От неожиданности оба остолбенели. Фашист медленно потянулся к оружию. Не раздумывая, Гончарук выстрелил. Гитлеровец, схватившись за живот, медленно осел, оставляя кровавый потёк на стене. Старшина бросил взгляд в окно, а там улепётывал второй фашист. Не раздумывая, рванул за ним. Сзади услышал крики:
— Стой!!!, — и отборный мат, а следом выстрел. Правое плечо обожгло. Почувствовав неладное, остановился. Услышал:
— Стой! Гадина! — обернулся…
Сзади подбегали два незнакомых красноармейца:
— Вы в своём уме? — обратился к державшим его под прицелом бойцам, — фрица же упустили…, — и медленно присел, притулившись спиной к дереву.
— Извини, браток, — послышалось в ответ, — мы думали ты к немцам рванул…
— А ты зенки разуй, — огрызнулся старшина, кивнув на будку, в которой валялся труп немца…
— Теперь видим, — послышалось в ответ.
Разборки чинить было недосуг. Наспех перевязали рану и кинулись догонять своих. Спешка аукнулась через сутки. Рана воспалилась. На счастье, в тот день они прорвались из окружения. Старшину отправили в медсанбат, оттуда в госпиталь под Москву. Врачи сделали своё дело. Рана затянулась быстро и вскоре, среди выздоровевших, Гончарук оказался на распределительном пункте, откуда и попал в двести десятую стрелковую дивизию на Брянский фронт. Вскоре её переформировали в четвёртую кавалерийскую. Так Пётр Андреевич оказался в окопах на реке Судость, где кавалеристы держали оборону.
Журнал Боевых Действий 4 Кавалерийской Дивизии
4 КД, согласно приказа Штарма 3, обеспечивая правый фланг Армии и стык 50 Армии, получает приказ наступать по большаку в направлении РАМАСУХА, уничтожая отходящие части противника и к исходу дня 20.9.41 г выйти на рубеж РОГОВО, КОЛАЧЕВО и занять оборону по восточному берегу реки СУДОСТЬ.
С наступлением темноты части Дивизии занимают оборону:
118 КП – НОВИНСКИЙ /иск./ РОГОВО, штаб в РАЗДЕЛЕ;
120 КП во втором эшелоне, готовя оборонительный рубеж ГОНЧАТОВКА:
122 КП обороняет восточный берег реки СУДОСТЬ /иск./ РОГОВО и НОВИНСКИЙ, Штаб в НОВИНСКИЙ, Штадив в лесу южнее ГРЯДА, имея соседей справа 280 СД, слева – 137 СД.
В это время Дивизия ведет усиленную разведку западного берега реки СУДОСТЬ. В тесном взаимодействии с соседями Дивизия ведет активную оборону до 26.9.41 г. После выполнения задачи /выхода на восточный берег реки СУДОСТЬ/ 3 Армия произвела перегруппировку сил и снова была занята оборона.
http://bryanskfront.mybb.ru/bryanskfront.mybb.ru › 3 АРМИЯ 1941г.
42-я танковая бригада.
Леонид Егорович Чашев проснулся рано от резкого толчка теплушки. В вагоне было тепло от двух чугунных печек, прозванных за свой прожорливый аппетит буржуйками. Действительно, пока они топились, создавались комфортные условия, но стоило угаснуть пламени и тепло через трубы вытягивалось моментально.
Припав к маленькому, застеклённому оконцу, вгляделся в проплывающее здание вокзала и прочитал название на фасаде «Суземка». В памяти всплыло, что такое место было знакомо и находилось в Брянской области. Сообразил, что их танковую бригаду перебрасывают на Брянский фронт. Стало грустно от того, что родная Гомельщина уже оказалась под фашистской пятой. Эшелон с ходу подали под разгрузку. Послышался стук в дверь и команда:
— Подъём! Командирам прибыть к штабному вагону.
Люди в чёрных комбезах соскакивали с дощатых нар, хватали свои нехитрые, армейские пожитки и с нетерпением толпились у открытых дверей. Прибыли командиры и вдоль вагонов понеслась команда:
— Строиться!
Танкисты посыпались на платформу и вскоре уже стояли в плотных шеренгах. Лёгкий морозец бодряще освежал тело, разомлевшее в теплом вагоне. Низкие свинцовые облака сплошным покровом закрыли небо, не позволяя немецкой авиации подняться в небо, что, безусловно, радовало. Последовала распоряжение:
— Приступить к разгрузке, разойдись.
Строй сразу сломался и рассыпался. Застучали кувалды, рассекая проволочные скрутки креплений, скрипели деревянные упоры, срываемые ломами. Послышались возгласы:
— Заводи!!!
Загрохотали мощные двигатели КВ и Т-34, им вторили моторы лёгких танков. Под лязг гусениц машины неспешно спускались с платформ и вытягивались в походные колонны. После того, как разгрузилась последняя машина, последовало новое построение. Командиры танков, взводов и рот поочерёдно получили приказ о выдвижении в район сосредоточения, которым был определён лес в районе деревни Холмечь. Началась кропотливая фронтовая жизнь бригады в резерве Брянского фронта.
269 стрелковая дивизия.
Жизнь, раскололась на двое в летнее июньское утро и начала новый отсчет, в котором не было домашнего уюта, обычного бытового тепла, и внимания. Люди, хлебнув горечь первых месяцев отступления, упорно сопротивлялись спесивой немецкой уверенности в непобедимости. Увы, но пока противник был силён, изворотлив и имел полное превосходство в тактике ведении боевых действий.
Передний край третьей армии Брянского фронта проходил по реке Судость. Уровень воды заметно подрос, что гарантировало от внезапного удара танков, но не мешало переправам разведчиков, каждую ночь выходившим в поиск. Вот и двадцать пятого сентября сержант Бондаренко внимательно изучал противоположный берег, делая пометки на схеме, фиксируя по вспышкам огневые точки противника.
В 269-ю стрелковую дивизию, сформированную из ополченцев Первомайского района Москвы, Сергей попал, выписавшись из госпиталя после ранения, полученного в ходе боёв под Полоцком. Его, как имеющего боевой опыт, назначили заместителем командира взвода.
Пелена утреннего холодного тумана накрывала долину речки, величаво несущей студёные воды к Десне. За ночь подморозило. Послышался еле уловимый хруст ледяной корки на той стороне. Бондаренко насторожился. Вскинул бинокль. В разрывах белой пелены мелькнули расплывчатые силуэты у самого уреза берега. Появились резиновые лодки, сноровисто спущенные на воду. Бондаренко, повернувшись к напарнику прошептал:
— Мухой подними бойцов, да предупреди, чтобы не шумели и тихо заняли свои места. К нам гости.
Московским ополченцам-добровольцам не нужно было разжёвывать обстановку. Уже через минуту стрелковые ячейки были заполнены, изготовившимися к бою бойцами.
В мглистой завесе тумана появились силуэты передвигающихся короткими перебежками немцев. Выждав немного, Сергей подал команду:
— Огонь!!!
Дружный винтовочный залп стал полной неожиданностью для противника. Многие попадали. Уцелевшие открыли ответный огонь и опрометью бросились назад. Опасаясь подвоха, Бондаренко успел подать команду:
— Стой, назад!!! – но особо горячие головы уже выскочили на бруствер окопа и рванули вперёд, желая на плечах отступающих, гнать противника как можно дальше… Словно ожидая этого момента, с той стороны ударили пулемёты, прикрывавшие атаку. Пара бойцов, напоровшихся на пули, будто подкошенные свалились на землю, обагряя её собственной кровью, навсегда покидая земной мир…
Вскоре примчался ротный:
— Что здесь произошло?
— Отбили атаку противника, — ответил Сергей.
Глянув в сторону нейтральной полосы и увидев неподвижные фигурки, командир уже более спокойно отреагировал:
— Вижу. Наши потери?
— Двое убитых, трое раненных. Один легко. От лазарета отказался.
— Жаль терять людей, — тяжело вздохнул ротный, — сейчас каждый человек на вес золота, но ничего не попишешь, таковы законы войны, — круто повернулся и пошёл докладывать вышестоящему командованию.
Бондаренко пригнулся и, прикрывая зажжённую спичку, закурил. Ополченцы дрались храбро, но отсутствие выучки приводило к неоправданным потерям. Вот и эти, попавшие под огонь немецких пулемётов, выскочили без команды… Глубоко затянувшись, выпустил облако синего дыма. Туман всё ещё укрывал передний край и опасаться получить немецкую мину не приходилось. За поворотом окопа слышалась возня и негромкий разговор. Сергей прислушался:
— Молись комсомолец, бог сегодня тебя сберёг…
— Да ладно тебе, дядя, просто повезло…
— Э-э-э не скажи, двоих положили, троих ранили, а тебя, бестолочь, только слегка царапнуло… Бог почему-то бережёт твою бестолковку…
Став невольным свидетелем чужого разговора, Бондаренко задумался… На фронте насмотрелся всякого. Приходилось и ему, атеисту, устремив взор к небу спрашивать: «Господи, за что нам всё это?» В голове просто не укладывалось, как же могли высшие силы допустить такое…Он и сам не подозревал, что пережитое было всего лишь прелюдией к испытаниям, которые принесут столько горя и страданий, и недавнее прошлое покажется легкими приключениями, а живые будут завидовать мёртвым…
282 стрелковая дивизия.
Мало кто знает, что в самом начале войны, а именно в июле-августе 1941 года в городе Юрьев-Польском была сформирована двести восемьдесят вторая стрелковая дивизия. Основной её костяк составляли ополченцы Таганского и Ждановского районов г. Москвы. Сразу же после формирования в августе месяце соединение оказалось в составе Брянского фронта. В одной из её частей сражался Юрка Бельченко. Двадцать пятого сентября он в приподнятом настроении наяривал кашу из своего котелка. Что не говори, а еда для бойца на передовой маленький праздник. Не всегда удаётся набить желудок до отвала и причин для того масса: то фрицы накроют минами посыльных, то вражеские истребители продырявят пулемётами термоса, а то и просто, из-за разгильдяйства, привезут пищу с опозданием… Сегодня сытный завтрак прибыл вовремя. Мало того, в котелок попал добрый кусман мяса. Юрка наяривал за обе щеки, когда впереди, со стороны немцев послышался гул автомобильного двигателя с подмыванием, характерный для ЗИС-5: «Что за наваждение, — промелькнула мысль, — может заплутали? Не мудрено в такую погоду сбиться с пути.»
Легкий морозец с утра бодрил. Тяжёлые серые облака низко нависли над землёй, а в низинах расстилался туман, причудливо меняя облик окрестностей. Бельченко, нехотя прикрыв крышкой котелок, вытер чистой тряпицей ложку, сунул её за голенище и потянулся к винтовке. Посмотрел влево вдоль окопа. Бойцы передового дозора с любопытством всматривались в сторону дороги, из-за поворота которой должен был появиться, судя по нарастающему звуку, грузовик. И он появился… Наш ЗИС-5 с тентом на кузове, только… Только вот в кабине сидели немцы. Офицер, увидевший советские пилотки на головах бойцов, что-то заорал, повернувшись к водителю, тот лихорадочно завертел баранку. Автомобиль круто развернулся и помчался прочь. Сидевшие в кузове солдаты напряженно застыли, вглядываясь в сторону окопов. Красноармейцы словно оцепенели от происходящего. Тут-то и произошло что-то невообразимое. Один гитлеровец, привстал со своего места, вышел к заднему борту. Его за ремень поддержали сослуживцы. Сложив ладони рупором, прокричал:
— Русс, шваин!!! — развернулся спиной, снял штаны, оголив жирный зад и, согнувшись, принялся шлёпать по ягодицам.
В окопах все замерли от такой наглости. Только Юрка, передёрнув затвор, вскинул винтовку и, почти не целясь, выстрелил. В мгновение ока между ног немца брызнуло алым, окрасив оголённое место и тут же раздался нечеловеческий вопль:
— О маин гот!!! А-а-а-а…
Грузовик скрылся за поворотом, унося истошные вопли…
Кто-то одобрительно хлопнул Бельченко по плечу:
— Ловко ты разделался с фрицем!!!
Юра обернулся. За его спиной стоял незнакомый боец, прибывший накануне с пополнением. Со всех сторон посыпались шуточки прибауточки:
— Ловко фрица бренного места лишил!!!
— Хай не лезут!!!
Бельченко смущённо улыбнулся из-за неожиданного успеха.
Июль 2019.
Здравствуйте, Николай!
С большим удовольствием начала читать вашу новую повесть. Очень интересная статистика. Признаюсь честно, но я была не в курсе, что фашисты так лживо подавали данные о военных действиях.
На мой взгляд, эта повесть у вас получается более интереснее. Слог стал лучше.
Жду продолжения.
Добрый день, Светлана. Давно подступался к теме Брянского фронта в 1941 года. Всё никак не решался. А опубликовав первую главу, забеспокоился. Смутило молчание и отсутствие комментариев. Спасибо вам, за поддержку и смелость.
Вам новых творческих горизонтов.
Приветствую автора! Интересный хроникально-лирический калейдоскоп боевых будней большой войны. И композиция, и содержание отвечают духу документальных фронтовых заметок или дневников. Повествование зримо передаёт картину событий. Впрочем, работе не помешает более внимательная редакторская правка. Удачи!
Владимир, добрый день. Вы абсолютно правы, моим работам катастрофически не хватает редакторской правки и не только. Просто белорусскому пенсионеру не по карману услуги профессионала.
Огромное человеческое спасибо за отзыв. Я использую широко фотоматериалы. Глава содержит фото страницы журнала боевых действий Брянского фронта за 25.09.41 года. Жаль, что на этом сайте нет возможности их продемонстрировать.
Вам желаю новых творческих свершений.
Николай, рада читать ВАШУ новую работу. Всегда открываю для себя интересные исторические моменты. Буду ждать продолжения.
Осеннего солнца вам и вдохновения!С уважением,Лена
Лена, добрый вечер. Я сам не ожидал, что столько открою для себя. Бои проходили в местах, где я родился. О них мне рассказывала моя мать и учитель физкультуры, непосредственные свидетели. Как выяснилось, целая армия из шести дивизий и танковой бригады схлестнулись с фашистами в окрестностях села, где вырос я, мои родители и все мои предки. Там творилась такое, что действительно живые завидовали мёртвым.
Очень тяжело писать, ведь там полегли совсем молодые люди и их имена не установлены, потому что все документы были уничтожены, чтобы не попали в руки фашистов.
Спасибо вам за проявленный интерес.
Вам творческого вдохновения.