Жизнь в наследство. Часть 3. Полоцкое направление

Глава 10. На крючке.

Оперативная сводка за 19 июля 1941 года.

Утреннее сообщение 19 июля.

В течение ночи на 19 июля наши войска продолжали напряжённые бои на ПОЛОЦКО-НЕВЕЛЬСКОМ, СМОЛЕНСКОМ и БОБРУЙСКОМ направлениях.
На остальных участках фронта чего-либо существенного не произошло.

Вечернее сообщение 19 июля.

В течение 19 июля шли ожесточённые бои на ПСКОВСКОМ, ПОЛОЦКО-НЕВЕЛЬСКОМ, СМОЛЕНСКОМ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОМ направлениях. На остальных участках фронта чего-либо существенного не произошло.

Солнышко скатывалось к горизонту. Чёрный дым из горевших дотов застилал окрестности до горизонта. Провозившись с раненным командиром, танкисты решили перекусить нехитрым провиантом, который имелся. Раздобытый накануне, с разбитого грузовика ящик тушёнки и несколько буханок хлеба пригодились. Осторожно выбравшись из танка, внимательно осмотрелись. Не обнаружив ничего опасного, уселись на бруствер окопа. Быстро поели и стали решать, как быть дальше.
— Может рвануть к своим? – задумчиво произнёс Дубровин, — горючего у нас залито полные баки. Авось повезёт и на этот раз?
— Ясен пень, надо к своим, — согласился Филатов, — только где они?
— За то время, как наши ушли, — рассуждал Погребицкий, — немцы силы все бросили в погоню. Значит дороги забиты их техникой. Можно и нарваться на неприятности.
— Так-то оно так, — проговорил Михалёв, — только мы на войне и должны воевать, а не разговоры разговаривать. Да и думать, конечно, нужно. Сломя голову кинуться, без неё и останешься. Мне кажется, идти нужно к нашим, к танкистам. Там мы состоим на учёте…
— Мысль неплохая, — оживился лейтенант, — только Двина на пути. А танки плавать не умеют…
Вдалеке, со стороны Полоцка послышался рокот двигателя. Бойцы с тревогой умолкли, глядя в ту сторону. Звук явно приближался.
— Так, хорош лясы точить, — угрюмо произнёс Дубровин, — убрать всё за собой и по местам. Сдаётся мне к нам гости. Будим встречать.
Танкисты с завидной проворностью, собрали нехитрые пожитки и заняли свои места в машине. Командир внимательно вглядывался в просветы в деревьях, желая понять, что за техника приближается. Словно исполняя его ожидания, из-за дальнего поворота вынырнул гусеничный тягач с крестами на борту. Сомнения вмиг рассеялись, и лейтенант нырнул в башню, закрыв крышку люка на стопор. Дерзкое решение созрело мгновенно:
— Братцы, — воскликнул он, — к нам гости. Немцы прислали тягач. Если вздумают вскрывать люки, Михаил, запускаешь двигатель и делаем ноги.
— Понял командир, — отозвался механик.
— А раз понял, облегчим задачу немцам. Кулису поставь в нейтральное положение. Пусть буксируют нас в Полоцк. Там видно будет. Идею поняли?
В танке повисла зловещая тишина.
— Да поймите вы, — с жаром заговорил Дубровин, — на буксире мы без подозрений войдём в город. Учитывая малую скорость, то дотащат нас к ночи. До утра трогать не станут, а мы, исходя из обстановки, рванём к своим… Поняли?
— Поняли, — облегчённо вздохнул Филатов.
— А коли поняли, то затаитесь и пусть фрицы будут уверены, что нас внутри нет. Устраивайтесь поудобнее и замрите.
Тем временем тягач, лязгая гусеницами, приближался. Вскоре вражеская машина зашла сзади, надрывно ревя двигателем, развернулась и задним ходом подошла почти вплотную к тридцатьчетвёрке. По корпусу застучали кованными сапожищами… Подёргали верхний люк, поскреблись в люк механика… Была слышна немецкая речь. В смотровых щелях мелькали чёрные комбезы. Посовещавшись, немцы решили испытать удачу и взяли русский танк на буксир. Взревел двигатель тягача, и тридцатьчетверка послушно пошла следом. Послышались довольные вопли. Команда тягача взяла курс в своё расположение. Двигались медленно, сказывался внушительный вес буксируемого груза.
До Полоцка добрались уже ночью. Всю дорогу Дубровин наблюдал за движением через оптические приборы, не рискуя открывать люк. Он с замиранием сердца видел, как тягач бережно, на малой скорости протащил их по мосту через Двину и, выйдя на окраину, зашёл во двор какого-то предприятия. Машина остановилась, расцепилась и заняла своё место рядом с трофеем. Немцы, довольные своей удачей, гогоча от содеянного, поспешили на отдых. Вскоре их голоса отдалились и смолкли. Выждав добрых полчаса, Дубровин очень осторожно освободил стопор люка и, морщась от боли, здоровой рукой медленно, миллиметр за миллиметром приоткрыл люк. Ночь оказалась светлой. Полная луна достаточно ярко освещала окрестности. Всё вокруг замерло в тревожной тишине. Вокруг ни души. Только у импровизированных ворот разминался часовой, прохаживаясь взад-вперёд.
— Командир, ну что там? — шёпотом от нетерпения спросил Филатов.
— Тихо, часовой далеко, — послышалось в ответ, — надо бы определиться, куда дальше двигаться?
— Дай гляну, — попросил Иван, — я в Полоцке бывал, даст бог сориентируюсь…
Дубровин уступил место заряжающему. Филатов выглянул из башенного люка. Огляделся. Вспомнил место. Юркнул обратно и горячо зашептал:
— Мы в Задвинье. На левом берегу реки, на окраине, на территории овощной базы. Мы здесь картошку получали. Нужно от ворот метров сто прямо продвинуться и там резко влево. Пройдём железнодорожный переезд и плавно в право по дороге. На перекрёстке уходим в лево, на Лепель. Километров через пятнадцать выйдем к озёрам на линию дотов. Там у нас передний край в деревне Гомель был. Дальше нужно проскочить до Сорочино и повернуть на лево…
— А потом куда? – поинтересовался командир.
— Там просёлками перевалить через дорогу Лепель – Витебск и выскочить на большак на Оршу. Туда должны были отойти наши танковые корпуса после захвата немцами Витебска.
— Похоже выбора у нас нет, — задумался Дубровин, — пункта сбора дивизии Зыгина мы не знаем, да и обратно через Двину перебраться вряд ли удастся. Решено. Двигаемся на Оршу. Михаил! Заводи!
Двигатель запустился, как говорится с пол оборота. Немец у ворот ошалело смотрел, как русский танк двинулся на него. Он неотвратимо надвигался, а страх буквально парализовал часового.
— Вали! Вали отсюда! — заорал Михаил.
— Дави! – коротко крикнул Лейтенант.
Выпученные глаза немца мелькнули перед смотровыми щелями и пропали. Спустя некоторое время тридцать четвёрка мчалась на предельной скорости в сторону Лепеля.
Февраль 2019.

ОПИСАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 62 СК ЗА ПЕРИОД С 08 ИЮЛЯ ПО 15 АВГУСТА 1941
(ЦАМО ф.62ск оп.1 д.5 л.л.42-49)

В течение 19.7.41 велась подготовка к повторной атаке. В течение дня 186 сд была разыскана, части ее организованы и после 2-х часовой арт.подготовки вновь была организована вторая ночная атака всеми частями корпуса. После ряда ночных атак, сожжения ряда деревень, где пр-к вел сильный огонь, части корпуса, преодолевая упорное сопротивление, продвигались на восток.
Февраль 2019.

Автор: Николай Хохлов

Родился давно, в прошлом веке. Повзрослев, незаметно состарился. Выяснил в итоге, что жизнь только начинается. Люди поверили и приняли в Белорусский литературный союз ПОЛОЦКАЯ ВЕТВЬ. Так я подтвердил высокое звание писателя.

Жизнь в наследство. Часть 3. Полоцкое направление: 6 комментариев

  1. Здравствуйте, Николай!
    Прочитала с удовольствием очередную вашу главу военной повести. Наши бойцы молодцы! Лихо они обманули противника. Немцы бы до такого не додумались. Жду продолжения публикации.

  2. Спасибо, Николай, — порадовали солдатской смекалкой, свойственой нашему воинству! Ждём новых ярких страниц военной хроники!

  3. Добрый вечер, Светлана. В реальности танк заглох во время наступления. Атака захлебнулась и наши отступили. танкисты выяснили, что разрядились аккумуляторы. Появились немцы. Танкисты затаились. Фашисты решили отбуксировать наш танк в свой тыл. Пригнали два лёгких танка. Впряглись и поволокли. Наши завели свою машину с буксира, и потащили немецкие машины за собой. Немцы на ходу по выскакивали. Так танкисты и прибыли к своим с двумя трофейными немецкими машинами.
    Спасибо за отклик. Вам творческих успехов.

  4. Владимир, добрый вечер. Иногда смекалка спасала нашим бойцам жизни, но чаще, к сожалению, происходило наоборот. Не хватало ума, чтобы одолеть противника и остаться самому живым.
    Спасибо за отзыв. Удачных вам творческих находок.

  5. Да, динамично написано, увлекательно, Николай! Сколько раз наших выручала смекалка. Жду продолжения. Удачи!

  6. Владимир, добрый вечер. Дело в том, что в начале войны для многих солдат и офицеров защита родной земли не было пустым звуком и они делали своё дело не ради наград и почестей. Просто на совесть выполняли порученное им дело. Вот это я и пытаюсь донести до своих читателей.
    Спасибо за то, что откликнулись. Творческих идей, воплощённых в литературных произведениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)