Случилось, что когда мне было лет десять, мы переехали из милого моему сердцу городка в местность, чуждую мне во всех отношениях. Новый посёлок, новое общество и новая школа, где меня не приняли. Я стал пропускать занятия и сделался двоечником. Едва вытерпев моё присутствие до девятого класса, мне выдали аттестат и указали на дверь. Пошёл в (Вечернюю) Школу Рабочей Молодёжи…
Помню как в первый сентябрьский день, под шёпот робкого, по-летнему тёплого, дождика в класс вошла статная темноволосая женщина, бывшая директором школы. Звали её Любовь Фёдоровна. В этот же день я узнал, что она будет преподавать у нас русский язык и литературу…
Задача, надо сказать, не из лёгких — обучать подростков, исключённых из школ всего района по причине прогулов и неуспеваемости. Первое же занятие было тому подтверждением. Поскольку я был робким и тихим, то первый урок, урок истории, вогнал меня в такое уныние, что я уже наверняка решил для себя, что учиться дальше не буду. Действительно в атмосфере галдежа, издёвок и абсолютной незаинтересованности научиться чему-либо было нельзя. Но уже на втором уроке, на уроке русского языка, я переменил своё решение и поверил в то, что могу не просто учиться , но быть полезным не только себе, но и обществу.
Никогда не забуду того, насколько доступно и интересно Любовь Фёдоровна объясняла нам свой предмет — игриво, просто и непринуждённо. Все, даже самые задиристые ученики, сидели тихо со слегка приоткрытыми ртами. В манере этой уже не молодой, но по-зрелому красивой, женщины чувствовалась некоторая авторитетность и вместе с тем, мягкость. Всё сложное в стиле её изложения становилось столь понятным и очевидным, что откладывалось в кладовой моего разума без усилий.
Удивительно, но вчерашние “плохиши”, отчисленные за дурное поведение, на уроках русского языка и литературы становились взрослыми рассудительными людьми. Людьми, с которыми можно говорить о вполне серьёзных вещах. А всё потому, что Любовь Фёдоровна была с нами предельно честна. Я думаю, что тайна этой удивительной женщины-педагога была сокрыта в её умении быть с нами на одной ступени. Она никогда не отделяла себя от нас, своих учеников, но говорила с нами так, словно мы все занимаем равное положение и каждый из нас имеет право на свою точку зрения.
Например бывало, что Любовь Фёдоровна, рассказывая нам биографию того или иного писателя, обязательно озвучивала свои чувства по отношению как к личности писателя и его биографии, так и к его творчеству. Ещё она умела любой изучаемый материал присовокупить к течению обыденной нашей жизни. Из урока в урок Любовь Фёдоровна как-бы вызывала нас, учеников, на откровенный диалог, в котором каждый имел право думать так, как чувствует, как мыслит, как живёт…
Сами занятия выстраивались ею так, что никто не чувствовал себя лишь вольнослушателем, но участником жизни, прописанной в рамках изучаемого предмета. Бывало кому-то что-то нравилось, а кому-то нет, но Любовь Фёдоровна умела уважать позицию каждого, даже если взгляды были противоположными.
Вот так постепенно, во время самых обыкновенных уроков, через, казалось бы, самого обыкновенного преподавателя я учился быть чутким к голосу и нуждам людей. Учился быть открытым и восприимчивым к жизни. Учился быть личностью со своими взглядами и убеждениями…
И пусть сегодня я не достиг каких-то вершин, но! Но главное, что однажды я был научен быть человечным, а это знание много ценнее всех достижений и научить этому редко кто умеет. Быть человеком с чуткой душой может научить только тот, кто сам имеет такую душу и такое устремление — призыв к человечности…
Много лет прошло с тех пор. Позади несколько лет учёбы в семинарии и множество перелистанных страниц памяти, где запечатлено много светлых имён славных преподавателей, вложивших в меня кусочек своей души, но…
Но мой путь во многом определился встречей с директором вечерней школы и преподавателем русского языка и литературы — Смысловой Любовью Фёдоровной. Низкий поклон ей и всем, кто трудится на поприще просвещения…
30.11.2010г., г.Наро-Фоминск, СаЮНи
У меня тоже была учительница, Любовь Федоровна, в 9 классе. Когда она увидела нашу безграмотность, то каждый урок мы писали и писали. Мы так набили руки, что перестали совсем делать ошибки. Прошло много времени, я уже забыл почти все правила, но кое — что осталось и это благодаря ей.
А другие учителя позавидовали и исключили ее из школы без права преподавания, вот такая страшная история.
Встретить на жизненном пути хорошего человека — уже счастье! А если ещё этот человек к тому же твой учитель — счастье вдвойне.
Хороший, умный рассказ. Но смотря чему учить. Помню, прозанимавшись уже полтора года каратэ, я мнил себя непобедимым, но случилось так, что повстречалась мне на улице троица, которая была навеселе. Им было наплевать, кто я и что.
Вышла драка, где мне так «навесили кренделей», что было не смешно. Одно дело -зал, где подсознательно понимаешь- как бы тебя не били, но всё равно,- это в итоге, твои товарищи и убивать — калечить тебя никто не станет. Вот и случилось, что я оказался психологически не готов к реальному сражению. Оказавшись на улице, один со своими знаниями приёмов, где товарищей не было, я элементарно сдрейфил, струсил, смандражировл — терминов много -побоялся(!) применить приёмы. Но самое страшное оказалось не это. А то что поблизости был наш сэнсей (Поданев Евгений- о нём можно прочесть в инете)! Чувство позора, которое я испытал было несравнимо с физическими побоями.
Конечно. Он мог вмешаться. Он мог несколькими ударами отправить моих «друзей» в больницу, а то и на тот свет. Но он поступил по-другому. В тот момент он просто смотрел — что же сможет противопоставить его ученик? Чему он научился?..
Затем состоялась очередная тренировка. Мне сообщили, что «шеф» знает про меня,- более того — он САМ всё видел. И я, и все мы ждали. Дело в том, что технически я был подготовлен хорошо: я умело применял удары, уворачивался, кувыркался, применял собственные «связки», в общем, считался хорошим бойцом. Все остальные были примерно равного уровня, но многие много ниже. И тут такое! Мы все ждали и, как оказалось, не напрасно.
Наш сэнсей не стал ничего у меня спрашивать, выяснять, укорять. Он просто выстроил нас всех в ряд, велел сесть и стал вызывать по одному и бить. Просто бил, позволяя как угодно защищаться, как угодно атаковать его самого.
Да! Как оказалось, не я один был, как говорилось- «каратист в зале». Один за другим катились в разные стороны накачанные, с грозными шишками на костяшках кистей мои друзья! Все мы оказались не готовы ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. Мы в реальной, боевой ситуации мало что могли, как оказалось, против закалённых в уличных жестоких схватках парней.
Но «шеф» нас научил.
Он научил не просто не бояться. Научил презирать страх и боль. И вот как.
Тренировки продолжались в прежнем режиме, мы бегали, растягивались, лупили по мешкам, спарринговали. Но вот, «шеф» почти незаметно, стал отзывать в сторону то одного, то другого и в углу зала (оглядываться нам было запрещено) что- то происходило.
Слышны были удары, хлопки, крики…
Скоро настал мой черёд. И вот, надев снарядные перчатки ( тонкие перчатки для набивания кулаков по мешкам, макиварам) «шеф» мне сказал просто- «Работай!». Дальше наступил ад.
Сначала медленно, показывая как именно он собирается меня атаковать, потом всё быстрей и быстрей «шеф» бил ногами, руками, не давая продохнуть и говоря лишь одно-два слова:» Бей! Нападай!». Я испытал всю гамму чувств- от животного страха, чувства унижения, до ослепляющей ярости и жестокой злобы.
Поначалу, все мои попытки хоть как то противостоять, защититься, ответить- разрушались мгновенно, на корню.Так прошёл первый «урок», второй, третий… я лишь мог, словно ёжик- сворачиваться в клубок и «держать» сильнейшие удары -весь корпус, ноги, руки (только голова подвергалась ударам в одну треть) избивались так,- как мне казалось, били только в гестапо или НКВД.
Но вот, как-то я подумал (я даже не заметил- ко мне вернулась способность думать!):»как же так?!! Ведь это избивают МЕНЯ! Хотя это мой тренер, но почему я не даю » сдачи»? Почему не могу отстоять себя?». И постепенно, вначале пропуская много ударов, но уже не обращая на них ФИЗИЧЕСКОГО внимания, я начал бить, перехватывать руку «противника», блокировать ногу, подсекать…
И НАСТУПИЛ МОМЕНТ, когда я почти на равных сражался со знаменитым в Союзе мастером! Я всё ещё пропускал много — много ударов, но мне уже было всё равно — Я ПОНЯЛ — чему подвергал нас наш сэнсей- ОН УБИЛ В НАС СТРАХ!..
Позже, я нашёл тех скотов, которые изощрялись надо мной, возле нашей главной танцплощадки «Ивушка». Двоих я «вырубил» сразу, даже не обратив внимания. А вот самого рослого я избивал с «наслаждением»- давая ему возможность отдышаться, передохнуть,- видел как он кипел яростью и бешенством ко мне,- кидался на меня, как носорог, желая разорвать в клочья! Но уж тут я был для него «учителем»! Вся его ярость только смешила меня и вышибая раз за разом ему зубы, ломая рёбра я чувствовал главное- СТРАХА БОЛЬШЕ НЕТ! Случись тогда оказаться на его стороне ещё двум- трём таких же «быков»- они были бы без сомнения избиты и опозорены, как это проделал в своё время этот…
Вот такой был учитель у меня.
Здорово! Столько сразу школьных воспоминаний нахлынуло… Столь струн сердца вы оживили своим рассказом! Спасибо огромное!
Удачи в жизни и творчестве!
@ rekruter:
rekruter, очень удивлена вашей историей, потому что уже намного позже того, как школа осталась позади, учительницу, о которой идёт речь в моём эссе, постигла та же учесть… Удивительное совпадение… М-да… С уважением…
@ валерий:
Своё повествование, Валера, вы могли бы запросто оформить в отдельный рассказ на данном портале и получить отзывы от тех, кто, быть может сталкивался с чем-то подобным. Я же далека от понимания того, как сегодня воспитываются ребят в школе восточных единоборств, хотя поверхностно представление имею. И то, что я знаю, в карате важна не только «техника», но, главным образом «дух» или «учение» данного вида боевого искусства… Но ещё важнее во всём этом твоё личное отношение к происходящему, твоё чувство… Драка, безусловно, не слова, но и слово может искалечить или убить, а может поднять и исцелить, сколь фантастическим это не казалось бы…
Так что, пусть каждый делает выводы…
С уважением…
@ Марина Дорих:
Спасибо за отзыв, Марина, и за доброе пожелание! Рада, что всколыхнула в вас нечто доброе! С уважением… =)
@ sauni:
Наверно это ее огонек теплица во мне, раз я общаюсь с поэтами и писателями. Как будто кто-то просит меня об этом.
@ sauni:
Здравствуйте, уважаемая sauni! Мой коммент, невольно раззросшийся в этакий опус, говорит как раз о воспитании духа, об обучении, в итоге.
Как «сегодня» воспитывают ребят в школах восточных единоборств я также знаю слабовато. Описанный случай происходил много-много лет назад. Но на примере своего племянника, занимающегося кикбоксингом, могу сделать заключение — неважно. Главная ставка делается как раз на культ силы физической. Воспитание «духа» -это удел каждого лично, кто во что горазд.
Однако, цель моя была- показать, подобно описанному учителю в Вашем рассказе, как разнятся учителя. Неважно, что они преподают- основные принципы преподавания едины, разница лишь в том- как человек передаёт знания- либо с холодком либо напротив — с жаром и душой.
Желаю удачи!
@ rekruter:
Мне лишь остаётся вам, rekruter, улыбнуться =)
@ валерий:
Полагаю, Валерий, и ваша, и моя цели достигнуты на данном этапе… Я же благодарю вас за ваши мысли и за пожелание удачи =) С уважением…
Прочла 2 рассказа об учителях, любящих свое дело и учеников. Каждый случай чему — нибудь да учит. Автор второго рассказа (Валерий) учит мстительности. А мне кажется,если бы на него напали второй раз эти бандиты, и он «проучил» бы их, вот тогда бы он был героем настоящим.Даже маленький рассказ играет воспитательную роль. Язык, стиль обоих рассказов неплохой.