«Христос идет через города и села, и толпы людей следуют за Ним, несут к нему больных и страждущих, слушают Его и, казалось бы, окружают Его любовью и поклонением. Куда же девалась эта толпа, когда стоит Христос перед первосвященником, а затем перед Пилатом, когда бьют Его и издеваются над Ним римские воины, когда пробивают Ему ладони и ступни, пригвождая Его к кресту? Или это – та же толпа, те же люди? Но тогда – что же претворило любовь в ненависть, поклонение – в отвержение? Вот Пилат говорит: «Я не нахожу в Нем никакой вины»; вот разбойник, распятый рядом с Христом говорит: «Человек этот ни единого зла не сотворил…». Но все бессильно против страшного напора ненависти, желания, чтобы не было больше этого человека, чтобы Он был убит…» (Протопресвитер Александр Шмеман, объяснение «Символа веры»).
Так что же претворило любовь в ненависть? И первое, что приходит на ум, а была ли любовь? Было восхищение, было преклонение, но любви-то не было. Даже ученики Христа обрели любовь к Нему лишь после того, как снизошел на них Святой Дух. Вспомним еще раз Фому с его сомнениями даже после распятия Христа. Особенно наглядно и красочно представлено в Новом Завете воздействие Святого Духа на Петра. Вспомните поведение Петра до того, как на него снизошел Святой Дух, и после. До снисхождения – это жалкий и трусливый человек, а после снисхождения – несгибаемый борец за веру Христову. Невозможно любить и терзаться сомнениями относительно предмета своей любви. Любовь и вера неразделимы, если вообще эти понятия не тождественны друг другу. Любил ли Отелло Дездемону? Сам Отелло в этом ничуть не сомневался, а вот у нас, по крайней мере, у многих из нас по этому поводу, думаю, существуют серьезные сомнения. Он любил лишь то наслаждение, которое давала ему Дездемона. Отелло любил себя, свое удовольствие. Он любил тело Дездемоны. Приходила ли вообще Отелло в голову мысль, что у Дездемоны кроме тела есть еще и душа? Так, что же такое любовь?
Мужчины имеют друзей, женщины имеют подруг. Многие из них утверждают, что любят своих друзей и своих подруг, некоторые даже до такой степени, что оказываются в группе гомосексуалистов. Отличается чем-либо любовь людей с нетрадиционной ориентацией от любви нормальных людей? И если да, то существуют ли какие-либо хотя бы теоретические критерии, по которым можно было бы отграничить одну любовь от другой?
Ранее мы определили семью в форме диалектического единства, в которое заключены мужчина и женщина, как диалектические противоположности. Однако что удерживает мужчину и женщину в этом единстве друг подле друга? Религия в лице христианства утверждает, что удерживает их любовь. С другой стороны, философия в форме диалектики Гегеля утверждает, что противоположности способны создать единство только в том случае, если это единство находится в постоянном движении (развитии); применительно к семье, в постоянном духовном развитии. Таким образом, можно утверждать, если мужчина и женщина создали семью, и в этой семье идет процесс обоюдного духовного обогащения супругов, следовательно, в семье присутствует любовь. К сожалению, ни религия, ни философия все еще не дали определение, что есть любовь. Можно лишь предположить, что любовь – это своего рода энергия, которая объединяет мужчину и женщину в семье и создает условие их духовного развития, т.е. условие диалектического движения того единства, которое мы определяем как семья. Опыт свидетельствует, что семьи, в которых общение супругов приносит им радость, в которых супруги проявляют постоянную заботу друг о друге, относят к счастливым семьям. Опять-таки опыт свидетельствует, что в счастливой семье даже мысли ни у кого не возникает о разводе, т.е. такое диалектическое единство достаточно прочно, и, как следствие, обладает всеми признаками духовного развития. Напрашивается вывод, что счастье – это постоянное духовное обогащение. В подтверждение этих слов хочется привести несколько строк из книги Владимира Петровича Карцева «Приключения великих уравнений».
«До памятного заседания 4 сентября Ампер пребывал в обычном своем состоянии – он был несчастен…
И вот час пробил – 4 сентября 1820 года Ампер понял, что он должен делать. И с этого дня отсчитываются две недели, благодаря которым есть город Ампер, станция Ампер, лицей Ампера, памятники Амперу, музей Ампера, и, наконец, есть самое главное – один ампер…
Пророческие слова Ампера, выношенные в течение всего лишь одной недели, стали основой его электродинамики – науки, сводящей все магнитные явления к явлениям электрическим…
Однако оригинальность и смелость его электромагнитных серендипити падала с каждой неделей, с каждой новой статьей. Невозможно отделаться от мысли, да так это было и в действительности, что после двух недель 11 – 25 сентября в его представлении не было добавлено уже ничего существенного. Период «реакции» кончился, и мозг Ампера постепенно возвращался к своему извечному состоянию.
Радостные недели творческого счастья прошли, и Ампер опять опустился в пучину своих телесных и душевных страданий».
Вероятно, столь резкая грань между обычным состоянием и счастьем творчества, какую мы наблюдаем у Ампера, была разве что у новозаветного Петра после снисхождения на него Святого Духа, но тем нагляднее предстает перед нами рождение в человеке ощущение счастья при духовном обогащении. Однако работа Ампера имеет к нашей теме непосредственное отношение так же в форме подтверждения основного закона диалектики, заключающегося в том, что диалектическое единство может быть реализовано исключительно в движении. Стоит остановить диалектическое единство и оно исчезает. Приведу еще несколько строк из той же книги Вл. Карцева.
«Магнетизм оказался присущим лишь второму электричеству, он существовал, когда цепь была замкнута, когда по ней от одного полюса вольтова столба к другому шел ток.
Но когда тока в цепи нет, вольтов столб проявляет все свойства «первого» электричества – скопившиеся на его концах заряды могут притягивать пушинки и вообще проявлять действия статического, франклинова электричества. Стоит зарядам прийти в движение, когда цепь замкнута, и электричество номер один превращается в электричество номер два. И только электричество в движении, электричество гальваническое, производит магнитные действия. Сила, зависящая от движения, – такого еще не было!».
Нельзя сказать, что такого вообще не было. Так, медленно движущаяся повозка с поклажей практически не создает никакого движения воздуха. Лошадь, пущенная вскачь, создает заметное движение воздуха. Поток воздуха, созданный скоростным поездом, собьет с ног зазевавшегося пешехода. Однако принципиальное отличие силы, возникающей от движения электронов в проводнике, от приведенных примеров проявления силы, возникающей при движении транспортных средств в воздушной среде, заключается в том, что среда, рождающая магнитную силу, находится внутри проводника. В сравнении с транспортным средством это выглядело бы так, словно скоростной поезд, осуществляя движение в вакууме, становится способен выбрасывать из себя мощные струи воздуха, и способность эта возникает только во время движения, в стационарном состоянии обнаружить какие-либо запасы сжатого воздуха внутри поезда не представляется возможным.
Давно подмечен интересный факт, заключающийся в том, что человек, духовно обогащаясь, испытывает необоримую потребность делиться с другими людьми тем знанием, которое он приобрел, и теми испытаниями, через которые он прошел. Впрочем, в противном случае, т.е. при отсутствии этой потребности ни науки, ни искусства просто не существовало. И эта потребность человека имеет глубокие корни, она заключена в самой природе человека, как диалектического единства. Любое движение, как самодвижение, т.е. диалектика, представляет собой волновой процесс. Волна с точки зрения стационарного состояния выглядит настоящим чудом. Например, если взять звуковую волну, то в ней рядом сосуществуют две противоположные, невозможные в стационарном состоянии, зоны: зона расширения той среды, в которой перемещается волна, и зона сжатия. В стационарном состоянии эти две зоны, не будучи разделенными стенкой, способной выдержать, с одной стороны, излишек давления, с другой стороны ее недостаток, сливаясь, уничтожают друг друга. Однако в движении эти две противоположные зоны могут сосуществовать, не сливаясь, достаточно продолжительное время, пока энергия, заключенная в волне, не иссякнет. Таким образом, движение, как самодвижение, какой-либо сущности, состоящей из раздельных противоположностей (моментов), представляет собой перемещение в пространстве и во времени, «в котором такие кажущиеся, безусловно, раздельными (моменты) переходят друг в друга благодаря самим себе, благодаря тому, что они суть» (Гегель). Каков же механизм духовного развития человека, каким образом раздельные моменты в человеке переходят друг в друга?
Прежде всего следует определить, что понимать под раздельными моментами в человеке? Тот факт, что человек обладает биологическим телом, не требует доказательств. Следовательно, мы можем признать, что одной из противоположностей единства, которое мы называем человеком, является биологическая сущность человека. Согласно диалектике Гегеля, само существование человека возможно не только при наличии противоположной сущности человека, но при условии взаимодействия этих сущностей, обеспечивающего духовное и биологическое развитие человека. Необходимо четко себе уяснить, что жизнь есть движение, а любое движение возможно только при наличии единства, в которое заключены противоположности. Так, дождевому червю, чтобы жить, необходимо двигаться. Внутреннее строение червя состоит из пищеварительной , кровеносной и нервной систем. К диалектическим противоположностям следует отнести пищеварительную систему и нервную систему, которые обеспечивают червю движение, и, как следствие, жизнь.
Человека не может удовлетворить лишь биологическое существование, ему необходимо дополнительно духовное развитие, которое возможно только при наличии духовной составляющей, представляющей собой диалектическую противоположность биологической составляющей человека. И сколько бы атеисты не твердили, что Бога нет, без души, как духовной составляющей человека, развитие невозможно. Биологическая сущность человека не является самодостаточной, и не может обеспечить человеку духовное развитие. Иными словами, при отсутствии души человек становится неспособным создать свой мир. Повторимся, человек представляет собой единство, в которое заключены две противоположности, одна из которых должна относиться к биологической составляющей человека, а другая – духовной. Не вызывает сомнений, что к биологической составляющей человека, ответственной за духовное развитие человека, следует отнести головной мозг, а к духовной составляющей человека следует отнести его душу. Мы не знаем, как устроена душа человека, и состоит ли она из частей, подобно телу человека. Поэтому орган, ответственный за духовное развитие, будем называть душой, чтобы сразу было понятно, о чем идет речь. Из этого положения следует, что головной мозг человека сам по себе не может обеспечить развитие человека, и потуги кибернетиков по созданию искусственного интеллекта обречены на неудачу. Принципиально новое знание способно создать лишь единство, состоящее из диалектических противоположностей, одну из которых представляет собой головной мозг человека, а другую – душа человека. Чтобы создать искусственный интеллект, мало скопировать головной мозг человека, необходимо скопировать его душу, к чему наука в ближайшем обозримом будущем вряд ли будет способна.
Если мы имеем дело с развитием, невозможно не затронуть вопрос о скорости этого развития, характеризующей степень гениальности человека. Опыт свидетельствует, что шкала одаренности характерна пиком (хотя бы уже потому, что гениев очень мало), резко спадающим к подножью и далее плавно переходящий в посредственность. Представляется, что любовь между мужчиной и женщиной должна характеризоваться именно пиком, а любовь к другу, брату, сестре – волнообразной кривой, плавно спадающей к посредственности. И тут возникает вопрос, часто ли мы становимся свидетелями столь высокого чувства, когда любовь предстала бы как дар Божий, подобный дару гения? Согласитесь, не часто, точнее, крайне редко, не чаще, чем возможность встретиться лицом к лицо с гением. А вот вероятность стать свидетелем развода достаточно велика, и чем дальше общество уходит от Бога, тем эта вероятность встречается чаще. В чем причина? В том, что вера в Бога – это, прежде всего, труд. И чем дальше человек от Бога, тем он становится ленивее.
Два человека, как им казалось, создали семью, но вскоре выяснилось, что это – своего рода самообман. Желание любить, они приняли за саму любовь. Последствия разочарования могут быть достаточно тяжелыми и непредсказуемыми. И справедливо ли утверждение, что ради сохранения семьи, следует идти на любые жертвы? Что теряет человек с точки зрения законов диалектики, уходя из семьи, в которой, вероятнее всего, уже появились дети? Понятно, если семья разваливается, следовательно не было любви, той гениальной неземной любви, которая встречается крайне редко. Следовательно, сам акт духовного развития становится невозможным. Да, духовное развитие в единстве, где нет любви, становится невозможно. Однако прежде чем делать окончательный вывод, вспомним, что талант – это, прежде всего, труд. Далеко не каждый может сочинить песню, или воспроизвести эту песню в звуке, но очень многие духовно развиваются, всего лишь слушая эту песню. Безусловно, труд создателя песни несравним с трудом слушателя этой песни, и, тем не менее, человек несколько поднимается над обыденностью. То же самое мы наблюдаем и в семье. Пары, светящиеся от счастья, редки, но имеется множество людей, которые создают семью, рожают детей, растят их и трудятся на благо своей семьи, испытывая друг к другу всего лишь уважение. Может ли уважение перерасти в любовь? Нет, не может. Но ведь желание слушать песню не может перерасти в дар сочинителя музыки, и ничего, миллионы людей живут без этого дара, ходят на концерты, слушают музыку, и не чувствуют себя при этом какими-то ущербными.
Нужно признать, что в семье, в которой любовь подменена уважением, духовное развитие супругов относительно друг друга заторможено. Однако следует вспомнить, что семья создается прежде всего для продления рода. Что это означает с точки зрения диалектики? И здесь самое время заметить, что сам человек состоит из двух диалектических противоположностей: духовной сущности и биологической сущности, и эти противоположности способны составить единство только в том случае, если человек развивается не только духовно, но и биологически. Следовательно, человек должен иметь возможность движения, как самодвижения, не только духовной сущности, но и биологической. Все религии мира всегда утверждали и утверждают, что душа человека бессмертна, т.е. духовная сущность человека бессмертна. А так как человек состоит из двух диалектических противоположностей, то бессмертным должно быть и его биологическое тело. Увы, опыт свидетельствует, что человек – смертен. Следовательно, можно предположить, что бессмертие человеку обеспечивает что-то иное. Что? Продление рода. Каждый человек смертен, но его род, уходящий в вечность, бессмертен. Представляется, что человек, окруженный многочисленным потомством, подобен стволу мощного дерева, врастающего в вечность. Тот же, кто родил лишь одно дитя, подобен жалкой веточки, которая в случае непредвиденных обстоятельств может легко сгинуть.
Однако вечность человека зависит не только от многочисленности его потомства, но и от здоровья этого потомства. Потомство должно быть здоровым. Опыт свидетельствует, чтобы потомство рождалось здоровым, необходимо, чтобы утробное развитие плода находилось в комфортной обстановке, т.е. необходимо, чтобы женщину ничто не тревожило, чтобы во время беременности она было окружена заботой и лаской. Мы вновь возвращаемся к понятию «любовь», но аргументируя ее несколько необычно, с позиции вечности. Мужчина, жаждущий обрести вечность, обязан, как минимум, уважать женщину, с которой вступил в брак, оберегать ее здоровье. Но и женщина, жаждущая обрести вечность, обязана (что ей дается гораздо проще) быть предельно ласковой с мужчиной, так как жизнь плода и, как следствие, его здоровье начинается с момента зачатия, т.е. от того духовного состояния, в котором будут находиться и мужчина, и женщина при совершении самого акта зачатия. Согласитесь, мы вышли на то понятие любви, которое имеет хождение в обществе. Да, это не та любовь, о которой мечталось в юности и которая может дать супругам стремительный духовный взлет, но именно она позволяет сохранить семью и дарит супругам вечность в лице их многочисленного и здорового потомства. Понятно, что при этом и мужчина, и женщина, могут быть не до конца искренними, но эта неискренность с лихвой окупается рождением здорового потомства. Вероятно, подобные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, когда неискренность никак не связана с выгодой, вполне достойно определить термином «любовь». Именно такой смысл в термин «любовь» вкладывается людьми любого общества. Пословица: «Стерпится – слюбится», – всегда была актуальна. Просто не следует человеческие взаимоотношения доводить до абсурда в ту или иную сторону. Нужно всегда помнить, что неземная любовь – это такой же Божий дар, как и любой другой, как дар скульптора, дар музыканта, дар поэта, и доступен он далеко не всем. Мужчинам нужно беречь своих женщин, чтобы они были здоровы, чтобы рожали здоровое потомство. И не случайно каждое общество всегда было озабочено в первую очередь здоровьем женщины. Поэтому-то в каждом обществе, даже первобытнообщинном, устанавливается срок совершеннолетия, когда становится возможным молодым людям вступать в брак. Преждевременные половые связи, в которых основной негатив приходится на женское здоровье, осуждаются как со стороны морали, так и закона.
Почему Бог осерчал на Адама и Еву? Только потому, что они, внимая развратным речам змея, раньше времени из отрочества шагнули во взрослую жизнь. Традиционные, но преждевременные сексуальные отношения, когда человек одной ногой стоит еще в детстве, а другая, так сказать, зависла во временном пространстве на пути во взрослую жизнь, могут вызвать отвращение, если не на всю жизнь, то надолго. Что же тогда говорить о гомосексуальных связях? Что могут они родить в юношеской душе, кроме омерзения? А сексуальные отношения должны приносить человеку радость, сравнимую с духовным общением. Не только душа человека, но и его тело создано Богом. Сексуальные отношения должны способствовать духовному росту человека, а не угнетать его психику. Для этого-то и дается человеку отроческий возраст, когда он в своей душе выстраивает, с одной стороны, ту грань во взаимоотношениях с противоположным полом, которую переступать нельзя, с другой стороны, пути контактов, крайне необходимые для будущей семейной жизни. В этих юношеских переживаниях нет места сексуальным отношениям между подростками одного пола. Они настолько противоестественны, что подросток, приобщенный насильно или обманом, может лишить себя жизни. В чем истоки гомосексуализма? С одной стороны, в доступности плотских наслаждений, связанной с легализацией проституции. С другой стороны, в стремлении человека к той неземной любви, о которой поют поэты всех времен и народов, которая дается человеку, как дар Божий. Человек в своем сознании стремится совместить несовместимое: продажный секс и возвышенное чувство любви, что неминуемо подводит его к выводу – любви не существует, философы и поэты врут. И как бы в отместку всем и вся, человек начинает искать любовь там, где ее не может быть принципиально, во всевозможных сексуальных извращениях вплоть до гомосексуализма, окончательно запутываясь в сетях лжи.
Вступая в гомосексуальные связи, люди сами себя обкрадывают, потому что супружеские отношения между мужем и женой ни с чем в нашей реальной жизни сравнить нельзя. Мало того, что супруги испытывают, по крайней мере, удовольствие от общения друг с другом, они испытывают еще неведомое чувство от общения с тем, кого еще нет. Он существует еще только в образе, а будущие родители общаются между собой так, точно он стоит рядом. Этот период ожидания очень важен для становления психики молодых супругов. Любить то, чего еще нет – это первый опыт мистических переживаний молодых людей. Ребенка еще нет, но родители к нему уже относятся как к существующей данности. Это особый вид любви, вложенный в женщину на уровне инстинкта, и передающийся мужчине от женщины, когда третий не только не становится лишним, но страстно желаемым. И когда это желаемое по какой-то причине все никак не приходит, люди начинают испытывать беспокойство вроде того, что кто-то что-то очень важное обещал, но так и не дал. И это беспокойство с годами не стихает, а просто уходит вглубь их отношений. В конце концов, отсутствие детей воспринимается как божья кара, и муж и жена тянут лямку совместной жизни, как бурлаки баржу, поддерживая друг друга, и вымаливая у Бога прощение. Что же можно сказать о молодых людях, которые, вступая в гомосексуальные связи, добровольно лишают себя радости материнства-отцовства? Люди самым жестоким образом добровольно лишают себя земного счастья. Может ли что-нибудь заменить то пронзительное чувство радости, когда человек держит на руках заливающегося от смеха своего, рожденного им, ребенка?
Есть еще одна разновидность взаимоотношений между мужчиной и женщиной, когда они сходятся для совместной жизни с целью совместного обогащения, как говорят, вступают в брак по расчету. В конце концов, они могут стать очень богатыми, но счастливыми быть принципиально не могут. Люди могут быть богатыми и при этом обладать способностью любить, но стремление к богатству с целью обрести любовь – утопия. Стремление к выгоде может сделать человека богатым, но счастье дать не может, выгода и любовь несовместимы. В семье, где поселилась выгода, любви быть не может, там не может возникнуть диалектическое единство, которое предполагает исключительно взаимную любовь. И не случайно брак по расчету чаще всего приводит людей, заключивших подобный брак, к чисто деловым отношениям, все более исключающих отношения сексуальные. Они становятся помехой. Деловые отношения между людьми, основанные на выгоде, нельзя уподобить дружбе, тем более, любви. Это – особый вид отношений, где властвует исключительно выгода. Элементы духовности в этих отношениях столь же неуместны, как в сексуальных отношениях денежное вознаграждение. Потому-то проституция, где люди пытаются соединить любовь и деловые отношения, всегда во все времена была презираема, нельзя соединить не соединяемое. В браке по расчету не только женщина, но и мужчина начинает ощущать себя проституткой. Так что же за особый вид взаимоотношений между людьми представляет собой выгода?
Добрый день. Прочитал с трудом, что это лекция, статья, часть исследования, проповедь? Ни то и не другое. Науки нет, религия — весьма спорно по 3 позициям, как минимум (например изгнание Адама и Евы из рая). С некоторыми выводами автора не согласен (например про здоровье ребёнка). От ужасных отношений скверных родителей рождено немало гениев. В общем, не обижайтесь я в затруднение. Язык сухой, да ещё прописные истины сплошь и рядом. Читая этот материал не испытал ни любви, ни радости, жизни в нём нет, её дыхания. Может конечно я и не прав, но вот такое сложилось впечатление, не обижайтесь ради бога! Успехов Вам в дальнейшем.
@ val_338122@mail.ru:
Спасибо за письмо. Нет, не беспокойтесь, я ничуть на Вас не обиделся, даже, наоборот, благодарен за проявленное внимание к моей работе. Какую цель ставлю перед собой? Во-первых, хочется показать, что Маркс вовсе не затмил собой Гегеля, во-вторых, классики не сами придумали диалектику, а использовали разработки Святых Отцов христианства. В данной статье хотелось понять, что есть любовь, ведь без этого понятия осознать христианство и, в частности, догмат о Святой Троице невозможно. К сожалению, Вы прошли мимо понятия «любовь». Попытайтесь сформулировать для себя, что такое любовь, и поймете, насколько это непросто. И, естественно, о какой научности может идти речь, если ведём беседу о любви. Что же касается вопроса об отношении Бога к поступку Адама и Авы, то, честное слово, становится обидно за Бога, когда его обвиняют в стремлении не допустить Адама и Еву к знаниям вообще, т.е. к наукам. Глупость какая-то. Что же касается рождения гениев от скверных родителей, то может быть, следует задуматься, сколько их не рождено в результате контакта со скверными родителями. Еще раз благодарю за письмо.