Вот уже лето тёплое укрыло землю малахитовой травкой, а деревья — изумрудно-зелёными листочками под голубой шапкой неба. А маленькую Таню родители опять отправили к бабушке Тоне в деревню до самого первого сентября.
Деревушка бабушкина затерялась между милых глазу лобастых косогоров и перелесков, которые уже почти все избегала непоседливая улыбчивая и ясноглазая Танюша со своими подружками. То грибы и ягоды собирают на опушке берёзовой рощи, то просто за бабочками цветастыми на лугу, где баньки сбегают к речке, носятся.
Да и сама деревенька домов в пятнадцать примостилась на вершине одной горушки, за что и назвали её Горки. Под горой бежит-блестит голубой поясок быстрой речки Мери. Неглубока Меря, но подружкам в самый раз поплескаться в полуденную жару. Только долго не усидишь в речушке: вода-то ключевая, холоднющая, но чистая-пречистая. Каждый камешек на дне видно.
Изба у бабушки большая, но уже старенькая и её потемневшие сосновые брёвна потрескались от времени. Вот в этих трещинках и поселился целый народ разных букашек-таракашек.
Шла уже последняя неделя августа и с утра поливал холодный по-осеннему дождь. Сидят все подружки по домам. А Танюша с новыми красивыми заколочками на светло-русых волосах в виде зелёных листиков и красных в крапинку божьих коровок на них в горнице за столом умостилась. Бабочек луговых рисует в альбоме, чуть высунув язык и морща немного курносый носик свой от старания.
А букашкам стало скучно, и они поспорили, кто важнее в доме, от кого пользы больше.
Первым вылез из-за печки сверчок.
— Я самый весёлый. Всех радую своими песенками весь день.
— Ага, — засмеялся красноватый клоп. – Ты только одну песню и знаешь. Всем уже надоела.
Глазастый сверчок грустно повесил голову и спрятался за печку.
— Кто бы уже говорил, да не ты, — с усмешкой посмотрела на клопа сверху вниз мохнатая белая моль. – Только знаешь, что кусаешь всех и пьёшь кровь. И вообще, от тебя вечно противно пахнет клопами.
От обиды клоп покраснел ещё больше и юркнул в щелку.
— То ли дела я, моль. И бела и красива, и стройна, — она гордо задрала голову.
— Да ты самое вредное насекомое в нашем доме, — возмутился усатый таракан. — Только и знаешь, что кофточки шерстяные грызть. Столько вещей красивых уже испортила! Даже поправилась.
— А я, может, люблю всё красивое, не то, что некоторые, — и она презрительно посмотрела на таракана. – Только где вам, ползающим, понять! — И она улетела, оскорблённая невоспитанностью рыжего таракана-пруссака.
— Вот я, таракан – настоящий санитар избы. Все крошечки с пола и со стола соберу. Люблю чистоту после себя оставлять, — и он хвастливо поднял вверх свои усики.
— Да-да, подберёшь крошки и затопчешь своими грязными ножищами все чашки и тарелки, — брезгливо поморщилась муха.
— Да, ты сама везде лазишь и всюду суёшь свой нос, — огрызнулся таракан.
— Зато я всегда помогаю бабушке найти, где она спрятала варенье или мёд.
— А после туалета лапки не моешь, — ехидно захихикал таракан, и все остальные букашки дружно захохотали, и только комар, усевшийся на занавеску, хранил молчание.
Так и не сумев решить свой спор – кто в доме самый нужный – обратились к Тане. Мол, рассуди нас по правде, по справедливости.
Танюша долго не раздумывала,
— Самый важный из вас – комарик!
— Но почему?! — Дружно возмутились букашки. – Он же самый кусючий!
— Зато скромный. Вот вы тут все выхвалялись своими достоинствами, а он промолчал. А между прочим, я недавно прочитала в книжке, что он героически напал на злобного страшного паука и спас жизнь Мухе-Цокотухе. Хотя сам мог запутаться и погибнуть в его липкой паутине. Настоящий рыцарь – защитник слабых! Это правда, муха?
Застеснявшись, муха потупила свою чёрную изящную головку и смущённо почесала одно прозрачное крылышко о другое,
— Правда!
— Вот видите! Настоящий рыцарь – защитник слабых!- твёрдо сказала Таня.
Немного расстроенные таким решением, букашки расползлись и разлетелись по своим закоулкам, и только комарик гордо уселся Танюше на кончик носа, но кусать не стал, только победно загудел. Это была минута его славы.
Владимир, какой неожиданный и интересный сюжет! Очень понравилось, особенно мораль о сильных и слабых и о великодушии. И эта тонкая ирония в описании букашек — таракашек!
Новых творческих находок!
@ Анна:
Большое спасибо, Анна! Очень рад такой оценке! Интересна история. Вчера меня поругал один генерал, ставший публицистом, когда я ему напомнил библейскую притчу о верблюде и игольном ушке. Вот после хулы его и возник у меня в голове мир насекомых. За ночь эмоции улеглись и появилась эта сказка. Неисповедимы пути Господни! И неведом полёт Музы. Удачи и всего доброго!
@ Владимир Брусенцев:
А я, прочитав заголовок, подумала, что речь пойдёт о кошке. И была приятно удивлена, когда поняла, что ошиблась. А идеи, действительно, «носятся в воздухе».
Добрый вечер, Владимир. Прочитал и потянуло в деревню. Не в современную, в которой клопы перевелись и из которой тараканы сбежали, а ту далёкую конца пятидесятых. В ней по вечерам зажигали керосиновые лампы ислушали радио. А по тёмным углам блуждали причудливые тени…
Всю жизнь считал, что кусаются комарихи, а у вас в героях оказался кусачий комар. В цело здорово и интересно изложено.
Вдохновения вам и новых творческих порывов.
@ Николай Хохлов:
Большое спасибо, Николай! Что касается кусачего комара — доверился Чуковскому. Да и вообще я принадлежу к людям традиционной ориентации. Но проверю боевые качества комаров и комарих на будущее. Вот закончился домашний лазарет и вновь начал писать. Нам нужно, как сицилийцам, например, сохранить и традиционные деревни. Сицилийчам платят деньги, чтобы они пожили в своих старых домах на время высокого туристического сезона. А дома сейчас вообще из бруса. И это не избы. В избе обязательны сени, задняя половина и горница. Рад, что чувства добрые вызвал и желание вырваться из каменных джунглей. Всего доброго!
@ Анна:
Я хотел было упомянуть и кошку. Мол, муха записала себе в плюс тот факт, что тренирует кота, который, гоняясь за мухой, поддерживает спортивную форму и сбрасывает лишний вес. Но подумал, что будет перебор.
Владимир,настоящая басня в прозе.Со смыслом и вердиктом!С удовольствием прочла ВАШЕ творение!
Сейчас в многоэтажках даже таракана не встретишь)))Они все уходят от ремонтов с синтетическими материалами. Перебираются в постройки двух этажные народных строек. Вот деревенские дома полны жизни.Я когда там бываю летом даже заснуть не могу,всё шевелится и шуршит обитателями мелкими.
@ bianka.ry:
Боьшое спасибо, Лена! Да писал про букашек, но думал про людей. Мне тоже нужно делать ремонт. Стены из гипса — дом старый и приходится всё время бороться с рыжими и усатыми. Не поверите. одной поэтессе всех больше понравилась моль! И это говорит о многом. А в деревню я бы и сам махнул. Но родовые дома мамы и бабушки уже снесли. Нет деревень. Только название — Горки — осталось в моей сказке-басне. А Меря — народ, который жил в тех краях и полностью растворился среди русских. У меня в жилах тоже течёт их кровь. Всего Вам доброго. Скоро лето и счастливчики поедут в деревню. Остальные будут потеть на пляжах Турции.
Здравствуйте, Владимир!
«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам — урок». Сказка учит нас быть мудрее и добрее. Спасибо вам за сказку.
@ Светлана Тишкова:
Большое спасибо, Светлана! Да, пищу о насекомых, но про людей не забываю. Пусть дети будут добрее и умнее и тогда поговорка «Дети — наше будущее» станет реальностью. Кто бы написал нашего «Гарри Поттера». Мистический материал богатейший. Кстати, специалисты по древним мистическим культам установили, что самые старые русские народная сказки — про Бабу Ягу и про медведя с липовой лапой. Всего доброго!