Директор картины (киногруппы) Дубенко в вечных тёмных очках ворвался в съёмочный павильон, сияя ярче обыкновенного.
— Доставил! – радостно объявил он и из-за его плеча солидно вышагнул колоритный именитый актёр Евгений Моргунов с маленьким глазастым сыном Антоном. Легенда отечественного кино снисходительно поглядывала на слегка древний павильон провинциальной киностудии «Киевнаучфильм». – Только вчера прилетели из Москвы и вечером обратно в Белокаменную.
— Готовы? — Спросила режиссёр Лариса Семёновна Хвостикова, радуя своей молодой и ещё не потрёпанной суровыми киношными буднями красой. Большеглазая, кокетливая и фигуристая, она привлекала внимание не только уже начавшего седеть мужа-оператора.
Оператор — мужчина солидный и вполне фотогеничный — в последний раз приник к окуляру, нацеленному на декорацию лифта, где по сценарию рекламного ролика и должен был застрять наш единственный актёр. Его молодой ассистент Сергей – обладатель самых шикарных усов на студии – замер в позе максимальной готовности. Осветители для вида поправили штативы осветительных приборов.
— Готов, — чуть слышно просипел Моргунов.
— Что?! Где голос?! Пили вчера? — встрепенулась непьющая Лариса Семёновна. – Сколько? Две, три?
— Остановимся на четырёх. Что их считать? Выпили уже, — солидно, хоть и чуть слышно возразил актёр.
Директор – жгучий брюнет, бывший следователь РОВД — покаянно устремил взгляд на покрытый пылью пол.
— Ну как ты мог, Дубенко! У нас же только один съёмочный день! Со звуком снимаем — синхроном.
Она беспомощно посмотрела на звукотехника-«микрофонщицу» Марину, симпатичную рослую девушку, которой злые языки приписывали много романов, но выглядела она всегда чуть высокомерной и неприступной.
— Это срыв съёмки! — и Лариса Семёновна в отчаянии, мелькнув в воздухе красивыми ножками, плюхнулась на реквизитный красный диван, утонув в облаке пыли. Интимные подробности её полёта, конечно же, не укрылись от пытливых, приметливых глаз молодых и полных жизненной силы киношников, включая и московского гостя.
Чуть смущённый её неподдельным горем, Моргунов, большой ценитель и любитель молодых женщин, оттащил меня к двери.
— Дуй в магазин. Живо! Купишь бутылку Одесского коньяка, — просипел толстяк и сунул мне в руку мокрую от пота купюру.
— Да меня Лариса Семёновна уволит сразу – запах чует за километр!
— Съёмку сорвать хочешь, ассистент режиссёра?! Идиот!– прошипел он и сделал вид, что хочет дать мне пинка под зад.
Я не стал испытывать судьбу и побежал по указанному им не очень приличному адресу.
Увидев бутылку, Моргунов затащил меня за задник – огромный полотняный фон, висящий возле задней стенки павильона, на котором рисуют фоновый пейзаж или обстановку интерьера. Там было ужасно пыльно, и я попытался было чихнуть, но Моргунов зажал мне нос и рот ладонью. Потом выхватил бутылку и зубами выдернул пробку – последнее препятствие на пути к хорошему настроению.
— Пей! — он сунул мне бутылку.
— Что? Коньяк из горлышка?! – всё моё временами интеллигентское творческое нутро бурно запротестовало.
Он поднёс к моему носу кулак народного артиста, и я испуганно сделал пару судорожных глотков.
— Смотри! – и он выпил почти полную бутылку за три огромных глотка. — Учись студент, в бога душу…- и он покрыл меня громким и крепким десяти-этажным матом.
Заслышав сочный и здоровый мат народного артиста, Лариса Семёновна вскочила с радостно скрипнувшего тёмно-красного дивана, утирая слёзы счастья.
— Свет! — прокричал оператор.
В кадр медленно вплыла довольная широкая физиономия с маленькими плутовскими глазками.
— Камера! Мотор! Снимаем!- эхом отозвалась сияющая всеми своими огромными серыми глазами режиссёр.
Уложились в десять дублей и меня опять послали …за киношным напитком.
На поезд актёр с сынишкой Антошей таки опоздали в тот день, и пришлось им, к всеобщей радости, заночевать у Ларисы Семёновны.
Фото — автора
Владимир, здравствуйте!
Коньяк спас ситуацию и помог не сорвать съемку. 🙂
Большое спасибо, Светлана! Да, ситуация была критической. Знаменитый актёр приехал к нам только на один день. Выкроил время. Обычно звук записывают в студии и накладывают потом на изображение, чтобы не было посторонних звуков. А они неизбежны — что-то скрипнуло, кто-то шаркнул ногой или чихнул. Но поскольку не было возможности для студийной записи. пришлось использовать синхронную камеру. На неё сверху надевался стёганый чехол типа фуфайки для глушения этих шумов. Моргунов мне сказал, что для восстановления голоса ему помогает только Одесский коньяк. Проверено на практике не единожды. После «Кавказской пленницы» он снимался мало. Разругался там с Гайдаем. Был большим приколистом и очень жизнелюбивым человеком. Я описал просто короткий эпизод рабочего дня. Старался сознательно написать его миниатюрой под конкурс. Кстати, студия Киевнаучфильм была второй в Союзе после московской Центрнучфильм. А может и не хуже. Вот к/с им. Довженко работала слабовато. Я там поработал тоже. Из украинских студий лучшей была Одесская. Хорошо и в Крымской Ялте снимали. Но пока это всё в прошлом. Только Мосфильм Шахназарова восстановился частично. Технологии, конечно, поменялись. Всего доброго!
Приветствую Вас, Владимир! Очень симпатичный живой рассказ на жизненном материале. Он мне навеял воспоминания о моей «актёрской» молодости. В молодые лета — в армии, в университет — я был активным участником художественной самодеятельности, слыл даже звездой, в частности, часто успешно выступал в роли ведущего или конферансье со своими репризами и импровизом. Помню, когда мы ездили в составе агитбригады по российскими областям, городам и весям, я тоже, теряя голос от постоянного напряжения связок, прибегал к помощи «киношного напитка», но называл его «коньяк-конферанс». Действительно, коньяк в небольших дозах помогает быстро восстановить голос без ущерба для здоровья. Но надо знать меру. На гастролях мы позволяли себе расслабиться по большому счёту только в самом конце поездки на банкетах. организуемых для нас принимающей стороной. С удовольствием вспоминаю о тех временах и потому, что довелось повидать российскую глубинку во всей прелести и проблемах, и потому, что, без ложной скромности имел успех у публики. Кстати, я был конферансье Журфака МГУ, и меня даже хотели оставить в аспирантуре, чтобы сделать конферансье МГУ. Но, вспомнив о регулярной необходимости коньячных процедур для артиста разговорного жанра, я уклонился от предложения… И ни разу не пожалел об этом — меня ждал впереди такой огромный и увлекательный мир, что никакие подмостки и кулисы не сравнятся с ним, по крайней мере, в моём случае. Удачи киношникам!
@ Владимир Кривошеев:
Большое спасибо, Владимир! А я помотался три года, когда работал на киностудии. В среднем 70% времени в экспедициях. Иногда дома ночевал одну ночь. В большом кино экспедиции длились месяцами. Тогда в среднем 1-1.5 года на художественный фильм. Заехали на настоящую родину девочки, точнее её прототипа, — главной героини фильма «Любаша» в деревню в Рязанской области. Сугробы — чуть ниже пояса, мороз -25. Место проживания 150-ти .членов киногруппы — фанерный пионерский лагерь. температура в помещении около +10. Учитывая мужской состав группы — не менее 120 человек и отсутствие солнечной погоды, необходимой по сценарию, в течение месяца, началось то, что происходит с большой толпой мужчин, когда у них нет работы.Каждый согревался как мог. У кого-то на почве ежедневного пьянства поехала крыша. Самыми счастливыми были те, у кого сохранился коньяк и сырокопчёная колбаса. Они могли пригласить в гости отзывчивых наших кинодам. Кстати у миниатюры про Моргунова было и продолжение, которое я опустил для краткости. По поручению директора я с огромным трудом выпросил билеты в вагон СВ для Моргунова в кассе для героев Советского Союза.. Ждал «творцов» на вокзале. Пришлось сдать билеты за пару минут до отхода поезда, чтобы много не потерять. Минут через 10 после отхода примчались порозовевшие подгугявшие гости и режиссёр с оператором и директор. Когда я попробовал мягко упрекнуть директора в опоздании, он, вимательно изучив купюры, которые мне дали в кассе за билеты, обвинил меня в том, что никаких билетов я и не покупал, поскольку он узнал купюры, которые мне выдавал. Хорошо, что он уволился из следователей. Скольких бы посадил невинных! А потом они уехали к даме-режиссёру вполне себе счастливые. Всего доброго!
Здравствуйте, а, где-нибудь на ютубе, случайно нет этого ролика с Моргуновым? Было бы интересно посмотреть.
@ Antipka:
Добрый вечер! Спасибо! Не думаю, что он сохранился в сети. Хотя мы за день сняли сразу два ролика. В перврм он рекламировал портативный радиоприёмник «Альпинист» По сценарию он застрял в лифте, но его скорбное одиночество вдруг нарушила замечательная мелодия из приёмника. Во втором он рекламировал «Дихлофос». Он играл на скрипке. корча уморительные рожи, но его донимала муха. Наконец он её поймал и показал крупно оператору. Испортил несколько дублей, показывая вместо мухи свою дулю. Муха была из пластика, я её прикарманил и потом долго пугал слабонервных хлюпиков. подбрасывая муху в столовой или кафе кому-нибудь в компот. Люди брезгливо отодвигали напиток. а я «на спор» его выпивал. Весело жили. Тогда снимали не на цифру, а на Кодак. Сохранять весь материал в жестяных коробках и круглых яуфах было не так просто. Да и сам Моргунов после скандала с Гайдаем попал в опалу. Как в своё время певица Жасмин. В последние годы он страдал диабетом и выступал в концертах на сцене в домашних тапочках. о такого весельчака и шутника я больше не встречал никогда. Жаль, что корпоративная солидарность режиссёров оборвала его взлёт. Он так много не смог показать на экране. так и остался Бывалым. Всего доброго!
@ Владимир Брусенцев:
Да, сохранилось только фото киногруппы с актёром и его сыном Антоном. Если интересно можете глянуть на моей страничке сайте Проза.ру. Второй мальчик — сын режиссёра. А Антон жив, дал потомство, но в силу радикальных взглядов отдалился от семьи.@
Владимир,замечательная миниатюра)))) Ваша ирония на высоте. Находчивость героев симпатична. А хорошая выпивка и правда спасает сглаживает многие конфликты,даже на работе много раз наблюдала)))).Спасибо за полученное удовольствие!
@ bianka.ry:
Большое спасибо, Лена! Таковы будни кино. Особенно в «малом кино». Директору бесконечно приходится договариваться о том, чтобы разрешили снимать в том или ином помещении или в цеху. Я был постоянным гостем в кабинете начальника пожарной охраны города. Кажется, он был генералом, а я «душил» его, выбивая пожарную машину для съёмки «дождя». Был молодой и нагловатый как и всякий киношник. А в малых группах не только отвечал за актёров, но и администратором был и реквизитором. Пришивал пуговицы к реквизитной одежде. Даже гримёром. Приходилось самому брить актёров станком, поскольку у них дрожали руки с похмелья. А уж скольким я замазывал гримом синюшные носы и не упомнить. Сейчас студия почти не работает — лишь иногда снимают рекламу в павильонах. Кризис. Но я поснимал. Приятнее, кстати, было, чем в огромной группе к/с Довженко работать. Всё. что мы прожили, осталось в нас навсегда. Может, только самые болезненные воспоминания-занозы забылись. Всего доброго!
Замечательная история о замечательных людях. Слышать слышал, но сам не сталкивался с приёмом актёрского напитка ради восстановления голоса. Замечательное средство. судя по описанным результатам.
В своё время нужно было 36 Урал-375Д загрузить снарядами и поставить в хранилище на случай боевых действий. Снаряды для 57-мм зенитных пушек. особенность в том, что взрывается он при ударе о любое припятствие. Понятно, что в нём предусмотрено три степени предохранения. Понятно. что снимаются предохраняющие системы после выстрела. Но, всякое бывает. Поэтому со склада я возил сам. Без солдат. К тому же дело было зимой. Вот и набрал во фляжку водки. В общем перевёз я снаряды, поставил последний грузовик в бокс и осушил ту фляжку. Дальше… В общем не пью я больше за рулём.
Творческих успехов.
@ Николай Хохлов:
Большое спасибо, Николай! На киностудии почти все были «бойцами» по части боьбы со змием. Такая дурацкая традиция. Практически непьющими были директора — у них финансы на руках. Но пьяницы в основном были среди работников физического труда — осветители, водители, ветродуйщики. Там и судимые встречались ребята.бывалые. Ну, и актёры расслаблялись часто. Моргунов был на редкость стоек. После первой у него просто поднималось настроение. После второй он начинал крутитб романы с нашеми женщинами, пользуясь «усталостью» всего трудового коллектива. На будущей неделе не буду дома. Не смогу заходить на сайт. Всегог доброго!
@ Владимир Брусенцев:
Владимир, мне тоже один раз коньяк помог. Я была в командировке в Тамани. Есть в Краснодарском крае выставочный комплекс Атамань — это казачья станица, которая находится под открытым небом. Я приболела перед самой командировкой. Больничный лист не брала, ибо надо было обязательно ехать. Сотрудница, с которой мы были вместе, угостила меня домашним коньяком, который ей подарили, когда она отдыхала в Лазоревском. Коньяк меня вылечил. На другой день я была, как новенькая. Плюс, конечно, морской воздух. 🙂
Вот, Светлана, значит, точно лечебный напиток. Мне бы и самому не помешал. Во вторник рано утром вылет на важное мероприятие, а я простыл сильно. Набегался по нашей паршивой слякотной погоде. Всё подарок искал. Жаль, в доме спиртное не держу. а то бы точно врезал ради оздоровления. Придётся уже на месте лечиться. И повод будет и воздух морской под рукой. Главное дотянуть без температуры, а то скажут, что у меня новогодний свиной грипп и прощай радость жизни! Всего доброго и крепкого здоровья!@ Светлана Тишкова:
Владимир, здравствуйте!
Замечательно написана история про кино и всю подноготную съёмок! Прочитала все комментарии, включая ваши ответы, где Вы так щедро делитесь с нами своими воспоминаниями о большом и неординарном Моргунове. Эти воспоминания могли бы стать продолжением рассказа или 2-ой, 3-ей серией «Киношный напиток», уверена, что Вам есть сказать ещё больше о этом человеке и многих других. Удачи.
Пожалуй, «причешу» и отважусь тоже опубликовать мои записки на ту же тему, но мои воспоминания будут «солдатские»…