(14 фигур; полиритмика)
Октябрь,
пёстрый и пряный,
как табор,
нагрянул… —
старую рану
романсом
разбередил… —
с кровью на выбритом глянце
вспыхнула память румянцем… —
вновь в вихревом красном танце
наш первый раз впереди. ||
Распорядись
этим балом
роскошным:
франтом бывалым
в блеске раскрошенном
в залу овалом
в доме заброшенном
тень в платье алом
с синею брошью
чистой воды
из кристалла продрогшего
чинно введи
из далёкого прошлого; ||
знак дай оркестру;
руку – на талию…
— Presto, маэстро!
Звонче, хрустальнее!
Ввысь и окрестно!..
Перисты длани… —
с места
отвесно
в отверстое
дальнее
грехопадение исповедальное || —
явное — тайное,
были и враки:
розовоперстая
юность в бараке,
сны и видения
в пухе и прахе,
мужество стайное,
скорые браки,
синь эверестова
в омуте браги,
нощные бдения —
ямб, амфибрахий||… —
эхо блистания
света в овраге,
бликов плескания
в бусинках влаги,
вспышки оскальные,
всполохов флаги —
шелест листания
шёлка во мраке,
шорох искания –
выхватил факел
лики наскальные…
Тесно во фраке!.. ||
Лестно скольжение
пальцев по лацкану…
Вздохом сложения
губы обласканы.
Соль сожаления —
капля атласная —
прошлого жжение,
искорка ясная —
взглядов сближение —
нежность негласная…
Сколько же лени
в разбуженной ласке…||
Тень такт за тактом
ярче, телеснее.
Светом закатным
выстлана лестница ||…-
па по ступеням
в клавишном ритме.
— Мягче, степеннее,
с поступью в рифму!..||
Что за порогом,
пологом скрытым? —
быть бы пророком
в свойстве с санскритом… —
вечность прологом,
чувственность хрипом?
ветреный локон,
немощь со скрипом?
Крест
или перст,
или просто
post scriptum,
чтоб отрыдаться растроганным скрипкам?.. ||
… Ропот оваций —
ставни в смятении.
Робким овальцем
свет в долгой темени.
Ветер ворвался —
платье взволновано
шёпотом вальса
пальцев эоловых… ||
Слов совершенство
в молчном витании —
таинство жестов —
женственность тайны —
таянье грани… —
капель гранение
росовой рани
нового времени|| —
в завтра из прошлого
проникновение… —
всё, что испрошено,
к сроку навеяно||:
с пылью романной
в венце паутин
былью румяной
на склоне пути
вспышкой багряной
в дне мглистых годин, —
глыбой и граном —
на весь век один || —
ОКТЯБРЬ,
пёстрый и пряный,
как табор,
в блёстках седин,
с юной и рьяной
судьбой во плоти…
Храбр?..
Входи!..||
Владимир, доброе утро! Ваше необычное стихотворение не давало мне покоя — так хотелось уловить этот
«перебивчивый» ритм, ускользающий смысл. Я, конечно, не Сальери, умеющий «поверять алгеброй гармонию». Стихи я воспринимаю на уровне подсознательного, чувственного начала. Вот здесь у Вас всё на высоте! Но и с ритмом, рифмой (всякими ямбами — хореями), оказалось всё в порядке. Просто это стихотворение нужно «читать
и перечитывать». Это моё личное мнение. Буду рада прочесть комментарии других читателей и ответ автора..
Владимир,яркая образность и штурмующий ритм, необычное звучание…Тоже перечитала два раза. Осень красочная у ВАС!
Доброго времени и вдохновения!
@ Анна:
@ Анна:
Приветствую Вас, Анна. Благодарю за интересный искренний отклик. Я рад, что Вы намерены перечитывать моё сочинение-композицию, во-первых, потому, что очень приятно сознавать внимание и ощущать душевность восприятия, во-вторых, потому, что мой «Октябрь» предполагает постепенное раскрытие смыслов, подтекстов и звучаний. Позволю себе заметить, что при написании этого стихотворения я сознательно отступал от канонов традиционного стихосложения, подчиняясь музыке чувств с её пассажами, избегая следовать определённому размеру на протяжении всего стиха и используя разноритмицу и разностопицу в гармонических связях для передачи сложных переживаний. Стихотворение написано поэтическими синтагмами — мелодически и эмоционально завершёнными фразами-периодами, которые, как мне видится, образуют танцевальные фигуры и складываются в танец в данном случае, либо в других произведениях составляются в иное музыкальное произведение, выраженное словесно. Сейчас я веду творческие поиски в сфере описанной техники стихосложения. А начало им было положено ещё в 1971 году… В этой технике написана моя мини-поэма «Ильин День, или Лошадиная симфония». Если Вам будет интересно ознакомиться с ней и с историей её сочинения, загляните на мою страничку на портале Проза.Ру — https://www.proza.ru/2016/08/02/1638
Приятного прочтения.
Удачи и творческих находок!
@ bianka.ry:
Спасибо, Лена, за внимание к моей работе! Ваш отклик вдохновляет: «Штурмующий ритм»! Буду штурмовать Парнас! Вместе с Вами…
@ Владимир Кривошеев:
Владимир, возможно, это моя фантазия, но мне показалось, что Ваше стихотворение не о времени года, а об истории нашей страны. Поэму «Ильин день» прочла. Комментарий оставила на «Проза.ру». Творческой удачи Вам!
Владимир, очень интересная и необычная работа. Высший класс!
@ Светлана Тишкова:
Признателен, Светлана, за «высшую» оценку!!…Спасибо!
@ Анна:
Анна, интересная трактовка содержательной сути стиха и наполняющих его образов. Конечно, мой «Октябрь» не о времени года, но тесно связан с ним в силу обстоятельств места, времени и причины… Между тем это стихотворение и не об истории страны, хотя несколькими штрихами она там представлена обертонами или фоном лейтмотива — лирической истории для двоих. На самом деле моё сочинение – оживающее воспоминание о былой любви, родившейся в октябре, ушедшей, но не умершей спустя годы, и попытка с помощью поэтического заклинания воскресить её для новой жизни в новой жизни… Словом, не без элемента метафизики… Посмотрим, что из этого выйдет…
Блестящий страстный танец слов и ритма, Владимир! Видится вращение танца — яркое, но чуточку уже отстранённое. Браво! Был в лесу сегодня. Пожар багряный там служит хорошим фоном для такого всплеска эмоций. Я в физике не силён, тем более в алгебре. Не рискну вторгаться. Всего доброго!
@ Владимир Брусенцев:
Спасибо, Владимир! Ваш отклик приятен особенно потому, что, судя по вашим словам, если я их правильно понял, мой «Красный танец» оживляет воображение, а оно, замечу, как базовый инструмент отражения и познания мира будет посильнее физики и алгебры…!)))) Следовательно, Ваше художественное воображение в известной мере компенсирует недостаток знаний в точных науках)))… Кстати, ливанский философ и поэт Джебран Халиль Джебран писал, что поэта и учёного разделяет зелёный луг, перейдя который учёный станет мудрецом, а поэт — пророком. В путь! Удачи!
Спасибо, Владимир! Похоже самым проницательным пророком-поэтом был С. Есенин, когда написал «Я последний поэт деревни». Нет, поэты ещё писали про берёзки в краю родном, но Поэта больше не было. А теперь и деревень нет. Канули в лету и великие писатели-деревенщики. Агрохолдинги, производящие пластиковые помидоры, только подрубают последние корешки. Начала уже и верхушка сохнуть. Моё пророчество грустное — всё пойдёт по второму кругу — бунты, революции… Неуютно народу жить в чужих ботинках. Это грусть у меня от недельной дискуссии в газете с моим участием о судьбе русской деревни. Деревни-то нет уже — одни кресты покосившиеся на погостах. Без войны и эпидемий уничтожили корни народные… Говорят все взахлёб о целительных тонких вибрациях, а язык превратили в новояз из русско-английского суржика, переплетённого с матом. От таких вибраций усохнет и душа и культура. Самое печальное. что всё это агрессивно поощряется чиновниками от культуры. Премии дают, восхваляют как эталон! Нет, или Русь выскочит из чужих ботинок, возможно, обдирая в кровь ноги, или её постигнет судьба народов меря, мокша, мещера. К великой радости «стратегических недругов». Удачи! @ Владимир Кривошеев:
Владимир, добрый день. Ваше произведение многогранно и гениально. При прочтении отчётливо ощущался танец двоих со сложными па, объединяющий всю жизнь от юности, до седин. Браво.
Творческих вам вершин и новых находок в ваших поисках.
Приветствуй Вас, Николай! Благодарю за щедрый душевный отклик. Рад, что Вы услышали и увидели мой танец. Ваше эхо и пожелания воодушевляют! Плодотворного вдохновения и Вам!