Властители не любят мастеров
За то, что власть дана им над мирами,
Где власти глас до зуда комаров
Низводится с усмешкой мастерами.
Властители не любят мудрецов
За то, что власть дана им над умами,
И, в сущности, не любит власть жрецов
За совесть-власть, им данную богами.
Властители не любят и льстецов
За то, что они властвуют над ними,
Подачками словесных леденцов
Их приучив являться в свет нагими.
Властители не любят храбрецов
За то, что власть над страхами дана им.
Но больше всех не любит власть творцов
За то, что они властвуют над нами
С соизволенья высшего – с венцов,
Ей недоступных, где последний — первый…
Так в ком же видит власть своих птенцов?
Предпочитает власть народец скверный:
Мздоимцев, лизоблюдов, гордецов,
Наушников, завистников, лжецов –
Как свой оплот… Но нам сулят камены*:
— Угаснут роды сих — и Ойкумену
Покинет вирус власти непременно,
А вслед за тем без помпы, неприметно,
Оставит и последний паразит,
Его — его никчёмность поразит…
И выстроится город мастеров –
Мир их миров — мир, сложенный мирами,
Мир, где царит над миром страсть миров
К преображенью мира мастерами.
* Камены – в древнеиталийской мифологии – нимфы источников, обладающие даром прорицания и отождествляющиеся с музами.
Приветствую Вас, заглянувших на мой огонёк уважаемых читателей! Небольшой комментарий-предисловие-послесловие к «Городу мастеров». В этом стихотворении я широко использовал стилистическую фигуру лексический повтор, который проходит через всё сочинение и преднамеренно умножен и подчёркнут в последней строфе. Хотелось бы узнать Ваше мнение о восприятии использованного приёма и, разумеется, о содержимом формы. Спасибо!..
Владимир, добрый вечер!
Прекрасная работа во всех отношениях. Примите мою первую оценку. Отлично.
@ Светлана Тишкова:
Спасибо, Светлана! Ваше мнение дорогого стоит. Значит я на правильном пути. Пойдём дальше!
Пафос стиха понятен. Однако нельзя до такой степени абстрагироваться от реальности.
Кто такие Мастера в данном контексте? Люди, которые являются виртуозами своего дела, причём, не просто дела, а дела созидательного.
Но позвольте, какая власть и над какими мирами дана власть, допустим резчику по дереву, гравёру, актёру, поэту? Никакое решительно.
Вы хотите сказать, мастера смотрят с высока на власть? Ну если только в глубине души. Они, нравятся вам это или не нравится, зависят от власти, причём, напрямую. И тут не до усмешек.
А вот жрецов власть ещё как любит. И не хило подкармливает.
«Властители не любят и льстецов» Почему? Надоест один, они заменят на другого. Льстецы товар недорогой.
С храбрецами, пожалуй, еще можно согласиться, а вот творцы… еть в даненом контексте они отличаютмя от заявленных ранее мастеров? Не одно ли это тоже?
«С соизволенья высшего – с венцов,
Ей недоступных, где последний первый…»
Тут, во-первых напрашивается тире после «последний»
А во-вторых, что, вот так вот всякий последний будет первым? Почему?! Что за туманная многозначительность
И причём тут Ойкумена?
Короче говоря, попробуйте писа́ть проще, патетических нагромождений. Простоя мысль требует ясности изложения.
«Прще надо одеваться, Паниковский!» ©
Очень понравилось.
Поначалу, честно говоря, настроился скептически. Из-за комментария автора. Когда автор так тщательно поясняет свои авторские замыслы, обычно за этим скрывается всяческая фигня. Рад, что это не тот случай, однако это всё-таки было лишним 🙂
@ А. Б. Бурый:
Благодарю. Замечание по поводу ремарки принимается. Просто у меня оставались некие сомнения. Я долго держал это стихотворение в столе. И мне хотелось узнать мнение собратьев. Вижу, что в основном оно доброжелательное. Рад.
Тяжеловатые для восприятия словесные конструкции, порой через чур заумно. Тут соглашусь с Рустемом — проще нужно быть. Гениальная «простота» хоть и кажется лёгкой в написании, но чтобы добиться этой лёгкости нужно столько пота пролить и карандашей исписать.
Последний катрен получился масло масляное, сплошная тавтология, хотя как я понимаю был замах на игру слов.
К сожалению, большинство мудрецов и, тем более, жрецов очень хорошо дружат с властью. Так было практически всегда. Это вершина пирамиды, а основание — девиз «не высовывайся» и просто трусость в менталитете. Так что всё довольно гармонично. Согласен и с предыдущим комментарием.
@ Максим Веремейчик:
Мир мнений! Но у меня, Максим, не тавтология, а лексический повтор. И вы верно подметили относительно «замаха» на игру слов. Каждый «мир» имеет свой оттенок значения в последнем четверостишье. Спасибо за отклик. Он весьма полезен. Да, потеют не только над гениальной простотой, но и над многозначностью…
@ Владимир Кривошеев:
Тоже верно.
@ Uliss13:
Благодарю Вас за внимание и за комментарий. Принимаю к сведению Ваше мнение. Но оно вызывает у меня недоумение. Никаких нагромождений и сложностей, препятствующих прямому пониманию смыслов в моём стихотворении нет. Нет и чрезмерного абстрагирования от реальности, а есть отражение действительности известными мне традиционными художественными средствами. Туманного тоже не наблюдается. Все мысли-идеи, сравнения и образы прозрачны. Судя по тональности и торопливой небрежности Вашего комментария, писали Вы его в запальчивости… Посему переубедить Вас хоть в чём-то сложно и чревато… Но всё же попытаюсь сделать некоторые пояснения, хотя сознаю, что растолковывать стихотворение – дело неблагодарное, особенно если в нём нет ничего непонятного для человека образованного.
Для начала небольшая экспозиция. Город мастеров – это образ мира, где люди всякого созидательного в широком понимании труда, приносящего пользу человеку и обществу, объединены партнёрством в рамках системы представительного самоуправления (имеются в виду, и ваш резчик по дереву, и учёный, и токарь, и художник, и кузнец, и педагог, и музыкант, и медик, и…. – трудящиеся всех профессий).
Теперь – Ваш первый вопрос: кто такие мастера в данном контексте? В данном контексте значение понятия м а с т е р, разумеется, шире обиходного толкования и восприятия. Но не думаю, что определение м а с т е р надо ограничивать контекстами, напротив, всякий раз надо вкладывать в него больше смысла, чтобы усилить содержательную значимость этого слова. Мастер (от лат. magister — начальник, учитель), в глубинном смысле, — это не просто умелец, виртуоз, знаток, но и, прежде всего, творческая личность, обладающая большой степенью внутренней независимости, исполненная чувства собственного достоинства и уважающая достоинство, таланты и свободу своих сотоварищей-сограждан. Поэтому сообщество таких самодостаточных и взаимодополняющих друг друга творческих личностей совершенно не нуждается во власти над собой изолированной от него надстройки, тем более — в её сложившемся нынешнем виде и содержании, с её иерархической паразитирующей структурой, именуемой элитой, воспроизводящей и обслуживающей самоё себя и действующей в корыстных целях своего круга, или клана, или слоя, или группы – как угодно. Миру мастеров нет нужды в надстоящих структурах, формируемых из людей, не занимающихся созидательным трудом или отвлекаемых от него. Управлять таким обществом должен на самом деле представительный орган из лучших полпредов всех профессий от всех слоев населения и дееспособных возрастных групп, собирающихся на сессии два раза в год (а также на внеочередные заседания по особой необходимости) и возвращающихся к профессиональным делам в остальное время (между сессиями будут действовать сугубо исполнительные! органы, состоящие из специалистов по таким отраслям – как право, экономика, финансы, правопорядок, оборона и т.д., работающих в чётких рамках определённых законом полномочий, а также на основании инструкций и поручений представительного органа). Не стану расписывать всю структуру – это другая тема.
Далее. Чем же мастер отличается от творца? Да тем же, чем подмастерье отличается от мастера, а талант от гения. Творцы – это личности, которым дано познать больше, чем обычному человеку, а затем — передать познанное в виде научных открытий или художественных произведений/произведений искусства. Гении-творцы оказывают большое положительное влияние на эволюцию человека и человечества перманентно, даже не будучи широко известными современникам, а то и многим последующим поколениям. Через них в наш мир поступают новые знания, новые представления, новая эстетика, новые идеи, которые получают дальнейшее развитие и приводят к глобальным изменениям в обществе. Творцы — источники постоянного движения в недрах общества с эволюционным вектором обновления. Поэтому власть, приверженная застывшим устоям, лучше прочих на уровне инстинкта определяет их (устанавливает) и стремится подавить, почувствовав угрозу своей стабильности и самому существованию. Добавлю, что творцов единицы, а мастерами, по-хорошему, должны быть все. Таково отличие. Но при определенных условиях и в определённых обстоятельствах отдельные мастера могут стать творцами. В принципе творцы происходят от мастеров, если не являются таковыми изначально.
Ну, а объяснять, что такое мир мастера, сие и вовсе как-то глупо. Впрочем, в данном случае, видимо, нужно. Мир мастера – это мир его замыслов, представлений, переживаний, стараний, удач и отчаяний, поисков, опытов и воплощений, результатом которых становятся плоды его трудов и забот. Мир этот намного объёмней и содержательней, чем может показаться, если судить только по полученным плодам, как бы полезны и совершенны они ни были. И мир этот в постоянном движении и развитии. Я о мире мастера. Места в его мире для иной власти, помимо власти самого мастера, нет и не должно быть. Иначе он не мастер, а раб.
Касательно жрецов. По существу, в душе, властители жрецов не любят. Они их вынужденно привечают, терпят, причем терпят не всегда — напротив, чаще нетерпимы к ним и нередко даже разными способами изводят или третируют. Жрецы и светская власть соперники в борьбе за массы. Окиньте взором историю, и давнюю, и недавнюю, и вершащуюся. Редкие периоды видимого согласия – только видимость. В остальных случаях — противостояние либо соперничество и всегда — взаимное недоверие. Нередко власть действительно пытается подкупить жрецов, чтобы использовать в своих целях. Но это же не любовь.
Так. Что ещё? Льстецы. По большому счёту, власть нельзя уличить в отсутствии изощрённого, а порой и тонкого ума. Между тем люди умные, пусть и падкие на похвалу, относятся к льстецам на самом деле с неприязнью и презрением. Да, они будут окружать себя льстецами, чтобы создать для себя иллюзию собственного величия, значимости, исключительности, незаурядности, талантливости и полезности, но любить льстецов они не будут, понимая, что те в действительности лукавят и славословят то, чего, как правило, нет, а втайне подсмеиваются над «работодателями».
Дополнительно – о мудрецах. Вы не упомянули их, но, наверняка, они появятся в других комментариях. Мудрецы (не просто умные люди, интеллектуалы, а мыслители на пророческом уровне – умы независимые) лучше других понимают всю порочность природы власти и ищут или знают выходы из порочного круга в каждом конкретном случае, на каждом историческом отрезке и на перспективу. Поэтому властители не любят мудрецов. Действительно, в мыслителях, анализирующих картину мира и генерирующих идеи его переустройства, — прямая угроза всякой власти. И если взять историю взаимоотношений власти и мудрецов, то выйдет по-моему, вернее – как оно есть, а я лишь констатирую это. И всегда мудрецы и власть, даже если на первых порах им случалось сближаться, в конечном итоге, расходились, часто с печальными последствиями для мудрецов. Вспомним — от античности до новейшей истории — Сократ, Спиноза, Коперник, Бруно, Чаадаев, философский пароход, Вавилов, Солженицын…
Несколько слов о том, причём здесь Ойкумена. Если знать, что Ойкумена — это территория земного шара, заселённая людьми, то при том при всём. Её-то и оставит вирус власти, то есть властолюбие уйдёт от человека разумного как болезнь смертельная для цивилизации, потому что она сковывает её дальнейшее развитие. Со времен Древнего Рима человечество не изменилось к лучшему в нравственном плане.
Наконец, относительно «туманной», по вашему определению, «многозначительности» парадокса или оксюморона «последний – первый». Ничего туманного здесь нет. Всё ясно как Божий день. Хрестоматийная сентенция из Евангелия. Перечитайте разъяснения по этому поводу Христа — например, у Матфея в 20 главе, у Марка в 9 главе. Если коротко, то первые не те, кто владычествует, а те, кто добровольно отрешается от воображаемого величия, отвергает от себя честолюбие и гордыню, кто не угнетает ближних, но, напротив, сам готов служить им, помогать словом и делом.
И на самый финал приберёг — Ваше замечание о необходимости тире после «последний»! Вот здесь полностью согласен. Оплошность допустил. Выпало тире случайно при публикации. Спасибо, что обратили внимание! Поправил. Последний – первый!
И всё же – ещё P.S.
Об одеждах. Ваш «модный приговор» не принимается. Каждый одевается сообразно своему вкусу, достоинству – образованию, воспитанию и эстетическим предпочтениям и интеллекту (глубине знаний). Какая же поэзия без образности, без смысловых подтекстов, без фигур речи, без разнообразия стилистики. Если следовать Вашему убеждению и вытекающему из него совету изъясняться просто, то надобно в другой сфере подвизаться, где незатейливая простенькая лаконичность требуется. И так уже русская речь опрощена донельзя. Её бы обогащать надо за счёт отвергнутых пластов и стилей, а не выхолащивать ещё более и не укорять подвижников за их стремление вернуть поэтическому языку художественность, а обиходной речи яркость, сочность и достоинство. Упрощённость – для куплетов и невзыскательных эстрадных песенок. У поэзии же более высокое и сложное по своим задачам призвание. Впрочем, каждому своё. Кому – ель, кому – столб. Последнее для Никифора Ляписа-Трубецкого, если Вы предпочитаете образы Ильфа и Петрова для сравнения.
Засим закругляюсь.
С симпатией к Вам и вашему творчеству во всей его подкупающей простоте.
@ Владимир Кривошеев:
О! Мэтр знаком с моим творчеством! Мы в восхищении!
@ Uliss13:
А как же!
«Голос Господний остановит, тебя, если ты человек,
Вязкость песка и травы дуновенье густое,
Руки деревьев остановят тебя, если ты человек.
Если ты человек — остановит туман над водою.!
Очень хорошо! И, кстати, лексический повтор присутствует… Жаль, грубое словцо в конце портит это замечательное стихотворение. Без него, на мой слух, много лучше.
@ Peresmeshnik:
Спасибо за отклик. К сожалению, и предыдущий рецензент, и Вы почему-то полностью упустили из виду то, что речь в моём стихотворении идёт о нелюбви власти ко всем, кроме неё самой и своего оплота, в том числе о нелюбви к жрецам и мудрецам. О нелюбви! Этот тезис в каждом случае сопровождён соответствующими пояснениями. При этом в стихе нет ни одного слова об исключении возможных отношений «взаимовыгодного сотрудничества» власти со жрецами или интеллектуалами – не с мудрецами. Мудрецы, мыслители – это иная категория. Необходимые уточнения и разъяснения на этот счёт я сделал в пространном ответе на комментарий Uliss13. Чтобы не утруждать вас поисками этих фрагментов, переношу их сюда. Прошу:
«Касательно жрецов. По существу, в душе, властители жрецов не любят. Они их вынужденно привечают, терпят, причем терпят не всегда — напротив, чаще нетерпимы к ним и нередко даже разными способами изводят или третируют. Жрецы и светская власть соперники в борьбе за массы. Окиньте взором историю, и давнюю, и недавнюю, и вершащуюся. Редкие периоды видимого согласия – только видимость. В остальных случаях — противостояние либо соперничество и всегда — взаимное недоверие. Нередко власть действительно пытается подкупить жрецов, чтобы использовать в своих целях. Но это же не любовь».
А теперь пассаж об отношении власти к мудрецам.
«Мудрецы (не просто умные люди, интеллектуалы, а мыслители на пророческом уровне – умы независимые) лучше других понимают всю порочность природы власти и ищут или знают выходы из порочного круга в каждом конкретном случае, на каждом историческом отрезке и на перспективу. Поэтому властители не любят мудрецов. Действительно, в мыслителях, анализирующих картину мира и генерирующих идеи его переустройства, — прямая угроза всякой власти. И если взять историю взаимоотношений власти и мудрецов, то выйдет по-моему, вернее – как оно есть, а я лишь констатирую это. И всегда мудрецы и власть, даже если на первых порах им случалось сближаться, в конечном итоге, расходились, часто с печальными последствиями для мудрецов. Вспомним — от античности до новейшей истории — Сократ, Спиноза, Коперник, Бруно, Чаадаев, философский пароход, Вавилов, Солженицын…»
А Вы пишите о том, что жрецы и мудрецы (скорее всё-таки — интеллектуалы) дружат с властью и кормятся от неё. Да сколько угодно. Меня не интересуют продажные жрецы и умники. Мыслители же и истинные духовники никогда не продаются и служат правде и вере — верой и правдой. Потому-то власть не любит ни тех, ни других и всячески вредит им. Вот так…как-то.
Да, мне понравился Ваш стих о штрафбате и заградотряде. Смотрите мой комментарий на соответствующей странице. Творческих удач!
С Праздником! Нет, я понял. Мудрецы по разному себя ведут. Скажем.Солженицын страстный патриот, но скорее публицист. К тому же многие его рассказы не вполне достоверны. Среди них хватает и баек тюремных. Но на трудно судить. я просто слышал об этм от его современников. Сидельцу трудно быть объективным. У них своя правда.. А жрецы, скажем, в Египте сами правили страной. У нас тоже они при власти хорошо пристроились. Как сказано в Святом Писании — Не сотвори себе кумира. Только правде стоит поклонятся..
Владимир, приветствую
Извините, как всегда, «выбьюсь из хора». Мне не понравилось. И не потому, что «пафос» (хотя и «есть немного»). и не потому,что применен лексический повтор. Тяжеловесно. Примерно с третьего четверостишия. Глазами можно прочитать (у меня получилось с третьего раза). Вслух — очень трудно читается. Особенно в финале — буквально «вязнешь» в «мирах». Мне кажется, вы можете лучше. В качестве «литературной разминки», «игры слов» — наверное это было неплохо. Но как цельное, «свободно льющееся» произведение я не смогла это воспринять.
@ Елена Форафонтова:
Признателен за прямой отклик. Действительно, в значительной степени это стихотворение эксперимент, но не разминка. Кто-то его одобряет безоговорочно, кто-то не принимает категорически. Что тут ещё скажешь… Поживём — увидим. Я далёк от того, чтобы уличать себя в излишней талантливости, но есть вещи, которые не сразу приходятся по вкусу или по душе, а потом вдруг раз — и амор! С этим стихотворением нередко так и случалось. Ему лет десять. Я его выдерживал в загоне и знакомил с ним лишь людей ближнего круга. Бывало, через два — три года после прочтения решительный критик неожиданно менял свой отзыв и даже жаловал комплиментами. Так что первоначальное неприятие мне знакомо. Однако сие не означает, что описанный порядок действовал всегда. Но у меня остается надежда, что Ваше мнение смягчится когда-нибудь. Впрочем, я его высоко ценю вне зависимости от знака — каким бы оно ни было… Главное — неравнодушие.
@ Владимир Кривошеев:Володя эксперименты я приветствую. Интересно само чтение и восприятие от прочитанного. Где- то анализируешь, где-то соглашаешься, а где-то и сопротивляешься, но в итоге все же понимаешь о чем хотел сказать автор. А соглашаться или нет с видением автора это уж дело каждого.
@ zautok:
Спасибо за отклик! Надежда! Всё так. Согласен. Давненько от Вас не было сигналов. Рад Вашему явлению и вниманию!
@ Владимир Кривошеев: Да вот так получается. Командировки, новые проекты, полное погружение в творчество, но только не по теме этого сайта, а в зодчестве. Очень много интересного сейчас проектируем и в этом неповторимая своя поэзия. Но я вас читаю, не пропускаю. Я избирательно открываю произведения, только тех авторов, которые могут что-то сказать, а не про травку — пестик 🙂
Удачи.
@ zautok:
Ваша заключительная ремарка дарит улыбку. Желаю Вам преуспеть в поэзии зодчества, не забывая отдавать должное архитектуре стиха.