Главный герой произносит этот монолог в беседе с Фамусовым, который назидательно сообщает, что в свете многие осуждают Чацкого. Чацкий возмущён: «Кто эти строгие ценители и судьи?» Он знает, что многие «отечества отцы» свои «сужденья черпают из забытых газет». И учѝться, «на старших глядя», он не хочет, не считает их пример достойным для подражания. Чацкий осуждает тех господ, которые «грабительством богаты» и «разливаются в пирах и мотовстве»:
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты.
В монологе герой комедии критикует образ жизни московских дворян с бесконечными обедами, ужинами, танцами, где с помощью интриг, сплетен, полезных связей и карточных игр создается круг «своих людей», «руководителей» высшего света. Вот они и имеют право судить, но Чацкий не признаёт этот суд. Он жёстко критикует не только праздность и стремление к наживе, но и безнравственность, цинизм, жестокость тех господ, которые, например, не считают своих слуг за людей:
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!
Чацкий напоминает Фамусову о том любителе театра, который собрал у себя талантливых детей крепостных крестьян, оторвав их от родного дома и родителей, а потом распродал маленьких артистов поодиночке, чтобы выплатить долги кредиторам. Для богатых господ их верные слуги – всего лишь товар или рабы, владение которыми позволяет жить в праздности и лени.
Вседозволенность и беззаконие достигли чудовищных размеров в обществе, где главенствующая роль отводится богатству и чинам, где не гнушаются никакими средствами для достижения корыстных целей. Людей совестливых, осуждающих казнокрадство, взяточничество, крепостное право, было немного. Их преследовали, объявляли опасными для общества или называли сумасшедшими. Например, Чацкого Фамусов готов отдать под суд, считает опасным человеком, «карбонари!». Поэтому судьба молодых людей, стремящихся получить образование, желающих изменить жизнь и законы ради совершенствования общественно-политической системы, беспокоит Чацкого, так как в «фамусовском обществе» такие люди обречены были на изгнание.
Главный герой упоминает также о любви дворянства к мундиру, который всегда был в почёте у москвичей, потому что чины и звания отождествлялись с успешностью, славой, властью и богатством. В этом он снова убедился, когда увидел, какой приём был оказан Скалозубу, про которого известно, что он «золотой мешок» и «метит в генералы». По мнению Софьи, он «слова умного не выговорил сроду», зато в большом почёте у отцов, подыскивающих женихов для дочек.
Роль монолога Чацкого в конфликте комедии «Горе от ума» имеет определённую направленность, так как Грибоедов показывает своего героя в столкновении с людьми противоположных взглядов и убеждений. После резких и метких разоблачений, которые Чацкий высказал в лицо представителям московской знати, они ещё более враждебно к нему настраиваются. Чацкий приобретает всё больше противников, которые, как он и предсказывал, объявят его вольнодумцем, а потом и сумасшедшим. Умный, прогрессивно и смело мыслящий человек накликал себе беду своими обличительными речами. Для Чацкого встреча с соотечественниками оборачивается драмой, но цель комедии А.С.Грибоедова – высмеять и обличить московское дворянство – была достигнута. Также в монологах Чацкого были озвучены главные проблемы того времени:
1) отношение к воспитанию и образованию подрастающего поколения;
2) безнравственность и праздность дворянства, забывшего о долге и чести;
3) отношение к государственной службе как к способу личного обогащения;
4) вопросы самодержавия и крепостного права, требующие серьёзного рассмотрения и реформирования.
Можно предположить, что речи Чацкого, если и не повлияли на устои общества, то значительно их пошатнули, всколыхнули устоявшееся спокойствие однообразной жизни.