ЮМ
Если ты открываешь глаза
отрываешься от изголовья
и накидываешь накидку
допускаю даже халат
а потом наливаешь кофе
и подносишь его ко рту
то еще совершенно не факт
что твой ангел уже с тобой
то есть сам ты уже
проснулся
как родившийся к жизни
Некто
а не пребываешь в том качестве
что зовут знатоки
сомнамбулой —
пишется с маленькой буквы
2
дабы
не путать с иным
состоянием
о котором —
те которые знают —
говорят совсем по-другому
и другим непременно тоном
хотя чаще даже умалчивают
полагая что ни к чему
ибо прочим простым сомнамбулам
возможно будет обидно
услышать
что есть иные
именуемые с большой
или даже великой буквы —
их условно зовут:
Просветлённые.
3
В чем же разница
спросит любой
любопытный интересующийся
а тем паче если дотошный —
расположенный до тошноты
мерить пальцем глубины
глоток —
и придется начать с начала
поясняя определения:
4
если ты открываешь глаза
поднимаешь то есть ресницы
то еще совершенно не факт
что уже установлена связь
между тем
что снаружи глаза
где куда-то торопятся люди
где играют во что-то дети
где собаки
деревья
птицы
облака где
восходит солнце
иль напротив уже заходит —
где
что угодно если угодно
но где нет тебя ни на йоту —
тебя самого —
5
и тем
что внутри
по эту сторону глаза
где живет — разумеется временно —
Некто
которого чисто условно
назовем для удобства ты —
постоялец допустим
отеля
занимающий скромный номер
выходящий окнами в город
или сад
или берег моря —
важен здесь не пейзаж
не вид
а возможность его наблюдать
через
два окошка овальной формы
именуемые люкарны
что нередко бывают в мансардах.
6
Мансарду в простонародии
люди просто зовут чердак
и обращаясь друг к другу
особенно к детям и недорослям
советуют там
под крышей
содержать свои вещи строго
расположенными по полкам —
извините за тавтологию —
а когда там порядка нету
они всегда недовольны
и говорят сурово
в прохладной весьма тональности
что это есть безобразие
если в вашей простите мансарде
местоимеет такой бардак
от которого — далее матом —
просто крышу может снести.
7
И довольно часто бывает
что они своего добиваются
после чего постояльцы
в мансардах наводят порядки —
возразят мне что все наводят
это правда но есть нюанс
небольшой:
там одни наводят порядок
а другие наводят порядки:
проводят они субботники
и представьте даже воскресники
выносят на улицу мусор
сжигают ненужный хлам
бросая его в костры
очищения —
это помпезное зрелище
совсем не для слабонервных —
возможно как раз поэтому
многие даже
плачут
8
но если не плачут
то значит
все в нормальном порядке
и здравый смысл торжествует
и ленин всегда живой
и мудрый товарищ мао
короче:
очередная победа
порядков над беспорядками
а разума над безрассудством
и далее всё по плану
пяти или более летнему
и тогда постоялец
означенный
9
не поверите:
дни свои напролёт
проводит
за вычисленьями —
у него есть разные счёты
а на них миллионы
костяшек —
и вот ими он ловко щелкает
перемещая их слева направо
и обратно справа налево
находя этот звук едва ли
не прелестным
а игру весьма увлекательной —
10
она вам конечно известна —
знатоки ее называют
ласковым словом
баланс —
емким и даже магическим
в том сугубо практическом смысле
что вся его
жизнедеятельность
с балансом живет бок о бок —
как допустим дрова и пламя,
где дровами назван баланс
а пламенем — жар внутри
сила тока и напряжение
измеренные на клеммах
того, о котором речь.
11
Рассуждая в этом аспекте
заметим
что в жизни того постояльца
играющего костяшками
не бывает такого
чтоб он прямо весь засветился
обнаружив после подсчетов
что баланс у него упал —
уменьшился то есть
резко —
это тот очевидно случай
когда пламя его угасает
и сам он становится тускл
будто очень старый светильник
у которого даже от старости
уже прогорел фитиль
12
и поэтому можно уверенно
естественно упрощая механику
и опуская детали
считать
что баланс для него — это больше
нежели то что считается
просто всем —
13
хотя замечу: не всеми —
но:
всеми как раз такими,
кто за подсчетом баланса
всецело будучи увлечен
звуком
щелканья вправо и влево —
и особенно именно влево —
не открыл ни разу люкарны
и даже не поднял жалюзи
чтобы к примеру
проверить,
какие там облака:
кучевые там или перистые —
и есть ли они вообще
14
а может там просто
чисто
безоблачное пространство
именуемое голубизной
иль возможно там
чернота
с оттенком синих чернил
разлитых из чернильных цистерн
вследствие взрыва состава
следующего с запада на восток
строго по расписанию
согласно часовым поясам.
15
Для нелюбопытного
постояльца,
названного сомнамбулой
баланс так сказать облаков
или между синим и черным
баланс цветового тона
практически не интересен —
не идет ни в какое сравнение
с балансом на банковском счете
Исключение: метеоролог
для которого баланс облаков
в перспективе — прямая прибыль.
Но подсчитывая облака
Метры-секунды-градусы
миллиметры столбика ртути
или водяного столба
он забудет считать
другое —
и потеряет баланс
птичьих стай с их весенним
криком.
16
Исключение: орнитолог
Но и в этом чудесном случае
исключительном безусловно
от пристального внимания
нашего постояльца
ускользнет очевидно баланс
между светом и легкой
тенью
на противоположной стене
известной нам как брандмауэр —
ибо тот
который сомнамбула
несмотря на открытость люкарн
продолжает щелкать костяшками
не выглядывая из мансарды
просто так
17
в противоположность тому
Просветленному
созерцателю всего сущего
вечно стерегущему подоконник
как если б он был дежурный
по происходящему там —
вовне:
его не зашторенные люкарны —
говорят еще незашоренные —
освещаются тихим светом
исходящим от стен мансарды
что и определяет название —
отчего он суть
Просветленный.
18
Впрочем
было б несправедливо
по отношению к сомнамбуле
называть его притемненным
в противоположность
соответственно первому.
Ибо он вполне просветлен
относительно —
а всё относительно —
изучаемого им баланса
так что ежели вам так хочется
то извольте:
сомнамбула просветлен —
балансово
19
в то время как
Просветленный —
балансово сомнамбуличен
что на практике означает:
звук костяшек его усыпляет
утомляет
не вдохновляет
то есть попросту не доставляет
того исключительного
баланса
что открылся однажды как данность
данная кое-кому в ощущениях
осветивших нутро мансарды
сквозь распахнутые
люкарны
20
так
что не было даже слова
подходящего
под руками
и ты только сказал:
гармония —
нет
ты просто сказал: красиво —
ты не знал тогда
про гармонию —
и обнаружилась связь
ясная, очевидная —
видная из люкарн
то есть как бы
люкарновидная —
между всеми вещами
предметами и явлениями
которые были видимы.
21
Удивительно даже
какая большая разница
стала понятна разом
между глаголом смотреть
и — тоже глаголом —
видеть
из тех же самых люкарн
которые открывая
совершают обычно люди
производя обычное
открывание
когда ты совершаешь
открытие.