Вовка Добрынин уже пошел в школу, но без хорошей русской сказки на ночь заснуть никак не мог. Привык. Выручал главный сказочник в доме дед Радимир – поседевший до белизны как древний старец из легенды. Рассказывая очередную сказку внуку, дед ритмично поглаживал свою седую бородку. Вовка завороженно смотрел большими серыми глазами, как скользят его почти невесомые пальцы, и погружался в волшебный сказочный мир.
— А сегодня я расскажу тебе сказку о русском медведе, — и дед многозначительно поднял свой тонкий длинный палец.
— Опять про медведя с липовой лапой? – запротестовал было рыжий Вовка.
— Нет, я расскажу тебе про ручного медведя, которого водили на цепи по селеньям и ярмаркам.
— Давай, — шмыгнул носом Вовка и устроился удобнее.
— В старые времена на Руси по улицам водили ручных ученых медведей. Мишки умелили плясать и даже показывать сценки разные. Поводыри и обучали их разным премудростям. Народ смеялся и веселился от души.
Как-то к поводырю Белояру подошёл крестьянин Ладислав и стал упрашивать его привести медведя домой и оставить на ночь. Посулил и деньги и дары разные обещал. Всё, что угодно. Беда у него случилась.
— Беда? — насторожился внук.
— Да, большое несчастье. Ведь что главное для руса — русского человека? – дед Радимир опять глянул на мальчика выцветшими голубыми глазками и назидательно поднял палец. – Сберечь и преумножить свой род. А у них только одна дочка Нежа родилась, да и ту замуж никак не берут, хоть и умная-разумная и добрая, только очень уж скромная, стеснительная сильно. Сидит всё дома, вышивает, а на гулянья с гармошкой за околицу не бегает, где вся молодежь веселится и пляшет на вечерней зорьке.
Короче, совсем отчаялся Ладислав – невысокий неприметный мужичок. Нет у него мальчика-наследника и роду его конец. Уж он и к знахаркам и ведуньям жену и дочку водил. И отварами трав поили волшебными и в бане парили вениками из лечебных веточек. Ничего не помогло.
Соблазнился проводник Белояр на дары щедрые и пообещал привести Топтыгина на ночлег.
— А зачем медведя-то? — округлил глаза Вовка. — У него такие когтищи – задерет враз.
— Есть такая легенда, — улыбнулся дед, что души русского человека и медведя появились на Земле в одно время. А потому медведь животное священное. А кто с медведем дружит, того и самого святым почитают. Ты посмотри, какие у него ноги – как у человека. Только толстопятые.
— Толстопятые, — Вовка даже прыснул от смеха,- и быстро зыркнул на свои.
— Потому и убивать мишек нельзя, и они не едят человеческого мяса. Только на самого лютого грешника напасть могут, если сам медвежий царь велит. Священный зверь медведь для русского человека, значит.
По древнему поверью, если привести медведя в избу, где незамужняя девушка-вековуха живет, и он заревет, значит, быть веселой свадьбе. А если переступит косолапый через женщину или девушку, точно родится ребеночек в семье. А самое верное, – оставить мишку на ночь.
Сговорился Ладислав с Белояром медведя к нему привести в избу. Ударили по рукам. Довольные оба.
Да вот новое несчастье его поджидало бедного Ладислава. Вышел царев указ, чтобы отобрать медведей у поводырей. Мол, тяжело медведям и больно на цепи ходить. А следом и другой указ государев – уничтожить вредных животных. И на первое место медведя поставили. Повелел царь тот Алексашка убивать медведей всеми способами.
— Да, как же так! — У Вовки даже слезы накатились.- Ведь Миша такой полезный людям и священный!
— Видишь, внучок, — дед погладил его по голове пытаясь успокоить, царь-то нерусский был, из немцев вроде. А они своему Змею Горынычу поклоняются. А мишек наших люто ненавидят.
— Постой, постой, дедуля, — воспротивился Вова, — Змея Горыныча Добрыня Никитич уже давно убил. Все двенадцать голов срубил мечом острым.
— Срубить-то срубил, а вот змеёныши-гаденыши его, пока они бились, успели разбежаться в соседние страны из логова змеиного.
-Эх, выросту, — сурово сказал Вовка, — найду этих змеёнышей и всем головы срублю за мишек наших любимых.
— Вот подрастешь и в добрый путь! Только волшебный меч-кладенец не забудь захватить. Много их, змеев, по Земле расплодилось.
— Постой, деда, а как же мальчик-наследник? Так и опустел дом Ладислава, — вдруг вспомнил Вовка.
— Ты слушай, что дальше было, — дед хлебнул чаю — горло пересохло.
Значит, дошли до Ладислава вести, что один медведь в их лесу хоронится, прячется от злых охотников.
Взял он подарки для Потапыча — меда бочонок и туесок с малиной — и пошел в лес. Уж как его жена и дочка отговаривали. Не послушал и пропал. Неделя проходит – ни слуху, ни духу от хозяина. Совсем худо в доме стало. Страшно было жене его светловолосой и пригожей еще Любише и дочке Неже, но взяли они дары, и пошли в лес выручать своего хозяина.
Вот и берлога на краю оврага. Только зашли туда, увидели несчастного Ладислава. Медведь как подскочит к ним, как зарычит. Обомлели совсем от страха они.
— Почто пожаловали в дом мой и запахи свои человечьи принесли? – грозно оскалил медведь клыки. – Нешто не видели мои задиры на елках, столбы пограничные мои? Худое дело задумали, наверно – костер жечь или лес мой рубить?
— Да, что ты, Топтыгин! Не злодеи мы. За батюшкой родимым вот пришли, Миша. Вот и подарочки тебе принесли, — неожиданно твердо и без всякой робости сказала Нежа, протягивая бочонок с мёдом и корзину со спелой налитой и пахучей малиной. Улыбнулась сердечно так, и вдруг поняли все, как она хороша собой. Залюбовались
Медведь ковырнул когтем мед. Отведал и сразу подобрел.
— Так. Добрый медок,- он довольно почесал брюхо огромной – в две человечьи ладони – лапой. — Порадовала меня, девица. Забирай-ка ты батюшку и иди домой с миром. И ничего не бойся. А матушка у меня пока пусть побудет. В берлоге приберется, и шерсть у меня на спине вычешет. Не достаю я туда. Коротковаты лапы, понимаешь. Одичал тут совсем один, бобылём
— Да, как же мы без Любишы пойдем? Без хозяюшки любимой нашей, — вскрикнула Нежа и широко раскрыла свои испуганные васильковые глаза.
— Зарок даю, люди, слово честное, на девятый день воротится ваша матушка жива-здорова.
Делать нечего. С хозяином леса не поспоришь. Поверили на слово.
Не обманул Топтыгин. На девятый день Любиша воротилась целая- невредимая. Только сарафан красный свой немного в земле испачкала, да и задумчивая вроде стала. А о чем думает – неведомо.
А осенью сыграли свадьбу. Полюбил Нежу парень из соседней деревни за речкой . Видный такой стройный и с Нежи глаз не сводит. Баженом зовут.
А зимой и у Любиши сынок родился. Да большой такой, сильный, кареглазый.
Одна беда. Сверху до пояса он богатырь человеческий, а вот ноги покрыты густой бурой медвежьей шестью.
Понял Ладислав, что от медведя сынок-то. Опечалился. Выгнать жену хотел было из избы.
Но ведь от священного медведя, а не от поганого Змея Горыныча он, — потом резонно рассудил Ладислав и признал сына своим.. Мальчика назвали Миродар – дар от мира медвежьего. И простило доброе сердце Ладислава Любишу.
А она ему в награду еще трех детишек подарила — Любослава, Богумира и дочку Цветану.
И вырос Миродар настоящим богатырем. Одной рукой троих на землю кладет. Высок, статен, широк в плечах. Густые волосы его медно-рыжие так и горят на солнце как золото. Красавец, одним словом, девушкам на загляденье.
— А как же ноги его, — спохватился Вовка.
— А подрос он и вся шерсть облезла. Только маленькие рыжие волоски остались. Прямо как у тебя на голове, — дед опять погладил внука, лучась добрыми глазками своими.
А когда в округе враг объявился, собрал Миродар свою дружину и пошел боронить край родной от нечисти. Всех поганцев посекли и вернулись с победой. Праздник долго гуляли – с песнями и плясками под музыку разудалую.
А немного постаревший, но крепкий Ладисав, отнёс Косолапому в лес два больших бочонка меда — в дар за сына-богатыря, спасителя рода их древнего.
Добрый день, Владимир!
Спасибо вам за добрую и интересную сказку. После её прочтения и на душе как-то легче стало. Появилась вера, что всё наладится и будет хорошо.
Большое спасибо, Светлана!Постарался вселить оптимизм, хотя действительность и не очень располагает. В сказке элементы мифов и легенд русов. Использовал только старорусские имена. Дославянские. Захотелось напомнить о том пласте культуры и истории, который так тщательно закатывают в асфальт не одно столетие. Но главное — одолеть многоголового Змея Горыныча. А для этого нужен ясный ум и чистые сильные руки. Уважение к предкам и любовь к тем, кто будет после нас. Всего доброго и творческих удач!.
Пикантная сказка, однако. В ней и медок, и намёк (демографический), и добрым молодцам урок…. Но здесь же и корни, и вера в новый рост. Полезное чтение. Удачи!
Кому медок. а кому и коготок. Пикантности тут нет — не описан акт совокупления в духе времени. В Европе зоофилия уже полулегальна, если вы об этом. Но секс — ваша тема. Кто-то занимается им, а кто-то думает. А у меня скромная русская сказка с мифологией без претензий на Аляску. Удачи!
Вообще-то «пикантный», согласно стабильным словарям и практике словоупотребления, — это возбуждающий, вызывающий острый интерес, любопытство своей необычайностью, сенсационностью и т.п. (проверьте), а совсем не то, что вы вменяете моему использованию этого слова в комментарии. Пикантность в этом смысле в вашей сказке на самом деле присутствует. И мне непонятен Ваш резкий неадекватный оскорбительный ответ на мой доброжелательный отклик. ТО, о чём вы пишите в своей реплике, на самом деле не имеет никакого отношения ни ко мне, ни к содержанию моего комментария. Сожалею. И впредь не буду Вам докучать.
Подобную «пикантность» (размножение) вы увидели и в моей предыдущей сказке для маленьких тут на сайте «Про Волка, Лису и Федота». Я уже писал вам тогда о неуместности сексуальных фантазий в комментах работ подобного жанра. Отсюда и адекватный ответ. А решение ваше вполне одобряю. Критика должна быть доброжелательной или никакой.