_____________________________Чингизу Айтматову
Постелью взволнованной степь ковылится.
Задор жеребца на-а-жимист —
Звенящее ржание-всклик кобылицы.
Но, жизнь!..
Жеребёнок растопыркою
К Млечному пути приник —
Пьёт, захлёбываясь, фыркает.
Вся Вселенная — денник*!
Стригун* босоногий томится в загоне —
Тревожат кобылы и дали —
Нарушил бы всё, постатейно, в законе,
Да и — в бега… кабы дали.
За оградой — ширь привольная…
Навострился скакунок
Взять барьер, да жердь пребольная
Бьёт по морде — валит с ног…
Дурманит раздолье хмельным разнотравьем —
Бродяжий дух вольницы едок —
До жилки последней бунтарством протравлен
Задиристый рыжий двухлеток.
Ночь костром далёким зыркает.
Блещет месяца оскал.
Вышел б случай — масть козырная,
К звёздам с лёту б ускакал!..
Ввысь рвётся душа из стреноженной плоти —
Верёвками стёрты в кровь бабки —
Строптивец за тучей гривастой в полёте…
Парит!… мотыльком на булавке…
Вплыл рассвет — надежда тихая.
Путы с ног — как с плеч гора.
У восхода — воля дикая.
Утро грянуло — пора!
Беглец по увалу уходит намётом*.
Табунщик приметлив и жилист —
Бросок сноровистый — степной глаз намётан —
Простёртые крылья сложились…
Конь хрипит — аркан удавкою
Шею дерзкую обвил,
Псы взъерошенные тявкают —
Вдоволь воли пригубил?..
В загоне земля сплошь копытами взрыта —
Бунтарь униженьем ужален —
Раскатное ржанье — от взрыва до взрыда!
— Шалишь! — не таких объезжали!..
Взнуздан конь, осёдлан, вышколен —
Стать и поступь рысака.
А в глазах строптивость — вспышками,
Исподлобья — свысока.
Косяк кобылиц наплывает волною —
Набатный пульс-колокол бешен —
Скакун — на дыбы и стрелою шальною —
К соловой*!.. Наездник — спешен…
Белогривой рыжий глянется —
Тяжесть сладкая в паху —
Увлажнился жаркий глянец —
Страстью дух любви пахнул.
В галопе* пружинистом пара кружится —
Балетные па древней пляски —
Сплетает в фигуры любовь-кружевница
Извечные брачные ласки…
Кавалер влечёт избранницу
Вихрем прочь от косяка —
В степь укромную — в жизнь-странницу —
В радость — дали рассекать.
Чета замирает у самого края
В блаженных покоях покоя…
На каменной бабе бобыль-ворон грает —
Беду кличет… — близко погоня.
Свист нагаек, гомон-гиканье.
Барабанный топот част.
Бог лошажий, помоги коню —
Дай отсрочку хоть на час.
Увязла погоня в расплавленном зное,
Застряла в бурьянах с карьера.
У рыжего — час на любовь в Кайнозое*,
А после… — хоть новая эра!
Кобылица не жеманница —
Путь открыла жеребцу —
Лоно трепетно сжимается —
Быть с потомством храбрецу!
Нахлынул финал — голосят верховые —
Тревога в кобыльей теме —
Схватила петля непокорную выю —
…Темень.
— Время твоё, конь, измерено —
Будет, всласть побаловал:
К нам — ходок, а выйдешь мерином*, —
Зубоскалит коновал.
Остряк — жеребцов выхолащивать мастер,
Да дело пошло как-то криво…
Проносятся искры по огненной масти —
Вздымается пламенем грива —
Взвился конь! Печать копытная
На прощанье с маху — в лоб!
Степь открылась первобытная —
Из последних сил — в галоп!..
Путь Млечный разлился рекой в половодье.
Глас свыше нисходит пружинист,
Как будто натягиваются поводья:
— Тпру, жизнь…
Порх душа пичугой рыжею,
Обратилась в огонёк —
Словно искорка над крышею —
И уселась на конёк…
По звёздному лугу конь красный гуляет.
Свободы — тьма! — в степени энной!
А глаз-то косит всё, нет-нет да и глянет:
Так где там денник во Вселенной?..
Жеребёнок под кобылкою
Первый делает шажок.
Знать, натура будет пылкая —
От звезды на лбу ожог…!
____________________________________________________________
*
Денник — отдельное стойло для крупного домашнего скота, главным образом — для верховых лошадей.
Стригун — годовалый неподкованный жеребёнок, которому обычно подстригают гриву. В этом возрасте у жеребят уже начинает проявляться половой инстинкт.
Намёт = Галоп (см.галоп).
Соловая — редкая и очень красивая масть лошади: основной цвет бледно-жёлтый, песочно-золотистый с множеством оттенков, иногда розоватый, при этом хвост и грива — белые.
Галоп (от фр. galoper — «скакать») — 1.Характер бега лошади (средний между рысью и карьером), при котором лошадь идет вскачь; 2. Бальный парный круговой танец в быстром темпе, состоит из стремительных скачкообразных движений вперед и назад, близких по типу к польке. Галоп часто встречается в классической музыке; примером может служить Большой хроматический галоп Ф.Листа.
Кайнозо́й (кайнозойская эра) — наиболее поздняя эра в геологической истории Земли протяжённостью в 65,5 миллионов лет, берёт начало с эпохи великого вымирания видов в конце Мелового периода. В Кайнозое появился человек. Кайнозой можно назвать эпохой саванн, степей, цветковых растений и насекомых. Кайнозойская эра всё ещё продолжается. С греческого переводится как «новая жизнь» (καινός = новый + ζωή = жизнь).
Мерин — кастрированный жеребец.
Чувство воли и запаха трав полыни. Только от наших конюхов фиг сбежишь. по 5 га левады — вот и беги там куда хочешь. Спортивные кони так прекрасны. Но наблюдать за табуном на альпийских лугах это нечто. В строках схвачены многие моменты так реально. Сейчас у нас уже зима в верховьях гор и все табуны вернули на коньзаводы на зимовку в их денники. Выгоняют только на ливады, а там им тоже вольница, хотя и есть ограничения по воле. На нашем коньзаводе 4 ливады — две по 5га и 2 по 7. Правда главный конюх злыдень жмотный. Такой знаете-ли верящий во все приметы: — «Нельзя фотографировать коней, когда их привезли с соревнований — можно сглазить», «Нельзя в денники заходить без сменной обуви и без чистой одежды — могут заболеть». «Сегодня пятница — покататься нельзя взять или умоляй на полусогнутых — все равно приходи завтра». У нас фазенда рядом с коньзаводом. Часто бываем там и любуемся строптивыми красавцами, Конечно вольницы им никто не дает. Тренировки, тренировки и тренировки. Есть потомки победителей олимпийских игр, да и сейчас победители титулованные есть на мировых соревнованиях. скакуны чистокровной верховой породы.
Питомцы завода были неоднократными победителями различных соревнований в нашей стране и за рубежом. В основном это кабардинская порода. Завораживают своей красотой. Они показывали высокие результаты не только в скаковых испытаниях, но и в классических видах конного спорта. Поклонники чистокровных лошадей хорошо помнят знаменитых жеребцов Гелеспонта и Гепатита, чемпионов Олимпийских игр 1980 года. К сожалению наш олимпийский чемпион Рогожин погиб под лошадью. Конь не смог взять барьер и подмял под себя Сашу. Все бывает. Конь он гордый и самобытный и тоже имеет каждый свой характер. Не объезженные жеребцы это что-то, но и их приручают.
Кстати о птичках!- Зачем это там звездочки и сноска с пояснениями таких обычных слов. Это для …. 🙂
Володя я медом наполнила, ложку дегтя в бочонок добавят другие.
@ zautok:
Надежда, благодарю за содержательный и приятный отклик. Прочитал с большим интересом. По поводу сносок: опыт общения с новыми поколениями показывает, что очень многие сегодня не знают этих простых слов. Поэтому на всякий случай сделал необременительные пояснения, не желая никого задеть, но с добрыми намерениями.
@ Владимир Кривошеев (Кривич):Просто те же грабли. Меня Макс обвинял в применении непонятных слов, которые, как мне было известно в русском языке с ранних веков, когда сделала сноски, как вы и некоторые другие авторы, то тоже раскритиковали, якобы я их держу за дураков. Я просто улыбнулась, когда увидела у вас звездочки. Все зависит от знаний читателя. Ваши слова со звездочками мне например как дважды-два. Но даже за последнюю фразу здесь я могу получить по мозгам — сочтут за высокомерие. Ну в общем было бы к чему прицепиться. Удачи 🙂
Я делаю сноски-пояснения к отдельным словам в своих стихах после нескольких прочтений их в разных аудиториях. Если меня просят уточнить значение того или иного слова, я беру это на заметку и сопровождаю последующую публикацию пояснениями. Замечу, что не вижу в этом ничего предосудительного — это нормально. Я рос, воспитывался, учился, работал в таких сообществах, где взаимное просвещение приветствовалось и не считалось избыточным или неуместным,и доброжелательные действия в этом направлении не вызывали ни у кого протеста, напротив поддерживались и дополнялись. Поэтому мне странно, что «звёздочка» может кого-то задеть тем или иным образом. Знаешь слово — не обращай внимания, не знаешь — поблагодари автора за предусмотрительность. Не у всех жже одинаковы
Закончу фразу: Не у всех же одинаковый уровень знаний и начитанности на каждом этапе жизни. Он поднимается постепенно. Это естественно. Век живи — век учись. Между тем Ваши ремарки, Надежда, весьма полезны. Надо бы постараться найти способ учитывать все эти тонкости… Спасибо!
@ Владимир Кривошеев Владимир я тоже не считаю излишним иногда сделать сноски. Это все нормально. Действительно у разных читателей разный запас слов в лексиконе. Вот например я в посте написала ! «Левады», думаю это специфическое конечно слово и знакомы могут быть с этим словом лишь те, кто сталкивался с конным хозяйством и знает, что Огороженный загон с травяным покрытием для выгула лошадей.называются левадами. Таких слов много в принципе. Так же, как и многое, что чаще в одной местности считается обыденным, а в другом редким словом. А вообще словарный запас пополняется чтением классической литературы. Русский язык самый богатый в мире и имеет столько нюансов и оттенков, каждое слова может иметь множество значений. Очень интересно гулять по словарям и смотреть одно слово, как изменяется и как меняется его значение.
Надежда, признателен за интересное продолжение нашей беседы. По поводу словарей. Мы с вами в этом отношении (да и во многих других, как мне кажется) — родственные души. Действительно, общение со словарями весьма увлекательное и полезное занятие. Люблю это дело сызмальства. Помогает постигать мир при ограниченных возможностях передвижения и возбуждает желание увидеть своими глазами и углубить знания о почерпнутом из тома на практике. Кстати, вы написали о многозначности слов — и тут же привели слово в подтверждение. Левада. Ведь, как вы знаете, это не только огороженный участок пастбища для лошадей, но и заливаемый в половодье прибрежный лес и сельхоз угодья, прилегающие к усадьбе или селу. Да, язык наш велик, объёмен и многозначен. И тем досаднее, что сейчас он обедняется, опрощается, коверкается. А если и приращивается новой лексикой – то сплошь заимствованной, причем заимствования далеко не всегда оправданы – очень часто они не связаны с новыми предметами, явлениями, действиями, занятиями или понятиями, а дублируют уже имеющиеся слова с тем же или близким значением. Сегодня нет грамотных освоений-переводов новых заимствованных слов (таких, как индустрия — промышленность), мало качественных неологизмов. Убеждён, что важная и ответственная роль в сохранении и развитии русского языка принадлежит поэзии. Именно она в силу своих особенностей и возможностей позволяет активно использовать все лучшие пласты и стили языка – возвращать красивые и ёмкие слова в живой словарь. Ваше творчество и позиция – тому подтверждение. Спасибо!
@ Владимир Кривошеев: Действительно вы правы. Но есть статистические данные исследователей о причинах обеднения лексикона жителей России. Однозначный вывод сделан. Обеднение языка происходит из-за пользования интернетом. Идут сжатые сообщения, часто вместо фраз используются смайлы. Ускорение жизни и общения не привносит в речь краски языка, а упрощается. Интернет-язык — особая форма существования языка в виртуальном пространстве и о классическом русском языке речи и не может быть в этих условиях. Согласна с Вами и с нашими лингвистами, бьющими тревогу, что сохранение идентичности языка возможно только посредством поэзии и прозы в том числе. Кстати проект Медынского по поводу проведения общих диктантов в стране, считаю весьма удачным. Благодаря результатам первого эксперимента и общественность забила тревогу. Особенно понравился последний проект по чтению романа «Война и мир» — слушала. Удобно было. Работала и слушала, словно вернулась в студенческую пору и вспомнила сочинение, которое писала о Наташе. Тема противоречивая , но в духе партократии СССР была. — «Поехала ли Наташа Ростова в Сибирь за Пьером Безуховым?» Учитывая мой бунтарский дух и желание всегда сделать наоборот и доказать свою правоту, в отличии темы, которая предполагала вывод, что Наташа не поедит в Сибирь, я исписала тетрадку 12 листов + оборотную сторону обложки и сделала вывод, что она отправится в Сибирь, как декабристка. Конечно у Декана на ковре побывала за инакомыслие и чуть не поплатилась комсомольским билетом, спасли достижения в спорте. Сейчас время благодатное. Учись, читай, изучай и пиши. Пиши о чем думаешь, без особой цензуры, только не преступай грани закона. Используй все грани русского или другого родного языка. Чем больше читаешь, тем богаче становишься сам. Главное не пробежать глазами произведение и найти ошибки техники, а принять в объемном воображении картины, которые прописал автор. Бывает очень интересно. Попадаются правда и отшелушенные правильные произведения по технике, но такая пустота. Простите. Заболтала я вас.
Владимир, доброго времени суток!
Очень интересное произведение, своеобразное, замечательное! В последнее время я сама стала писать НЕЧТО среднее между стихотворением и поэмой… рассказы и истории в стихах… Конечно, в отличие от Вас, я не умею слагать столь необычно, поэтому аплодирую Вам стоя! Вы удивительный автор, благодарю Вас! Пусть Вдохновение всегда будет рядом с Вами!
Согласен с вами во многом, Надежда. Очень интересные мысли и рассказ о сочинении. Кстати, я бы тоже предположил, что Наташа Ростова скорее отправилась бы за Пьером в Сибирь. Не случайно же, в одном из первых вариантов-замыслов начала романа «Война и мир» он открывается рассказом о возвращении семьи декабриста из ссылки… Кому как не Пьеру Безухову с супругой быть во главе этой семьи… Во всяком случае, я так полагаю. Вот видите, мы и в этом с вами сходимся!….
@ Екатерина Головкина:
Приветствую вас, Екатерина! Признателен вам за столь лестный и ободряющий отклик. После таких отзывов волей-неволей поднимаешь планку, чтобы соответствовать. Да поможет мне ваше пожелание неотлучного вдохновения!..
По поводу ваших слов о тяге к написанию сюжетных стихотворных произведений: поддерживаю вас и думаю, что это веяние времени, которое приведёт к возрождению таких замечательных форм, как баллада и поэтическая притча, позволяющих в нашу клиповую эпоху внятно и последовательно, но, вместе с тем, компактно выражать свои мысли, чувства и идеи в противовес фрагментарности и размытости художественных приёмов клипового мышления и чувствования. Удачи вам!
Слушайте, это здОрово. Какой интересный ритм! и образы и сюжетная линия. . кстати не нашла ни одного «незнакомого слова» ;)…
Знаете, что напомнило? «Иноходец» 🙂 (не того, о котором высоцкий пел, другого… Сеттон-Томпсовского.
спасибо.
@ Елена Форафонтова:
Благодарю! Рад доставить приятные минуты чтения. Хорошо, когда твоё произведение напоминает что-то хорошее. Но лучше, когда оно само по себе становится напоминанием о хорошем… Будем стремиться. Удачи Вам, Елена!
Единственное, что я понял, прочитав опубликованное произведение, это то, что автор неплохо разбирается в лошадях и во том, что с ними связано. Стихов же здесь я, к сожалению, не увидел. Максимум, что есть, это набор отдельных четверостиший, большинство из которых по мысли не закончено, поэтому говорить, что Владимир Кривошеев дал «Цикл миниатюр», я бы лично не стал. Вопросы, связанные с техникой не обсуждаю, хотя понятно, что она налицо, но, как написал в своё время один прозаик о другом: Если критики начинают рассуждать о стиле писателя, то, скорее всего, это означает, что ему просто нечего сказать.
Владимир, то, что я почувствовала, когда прочла Ваш роман в стихах, — это потрясение! Я не следила ни за рифмой, ни за ритмом, боясь упустить главное — суть! Спасибо! Когда — то я написала и опубликовала миниатюру «Укрощение дикарки» о том, как объезжают диких лошадей. Сама видела. Удачи Вам во всём и вдохновения!
(Дополнение) Почему — то не нашла эту свою миниатюру на сайте. Но рада, что прочла Ваше замечательное стихотворение.