Социальная поддержка – это практически незаменимый фактор, влияющий на полноценное развитие личности. Психологи выделяют три основных вида таковой, в качестве которых позиционируются: та её разновидность, которая распространяется родителями на их детей; другая касается взаимоотношений с друзьями и товарищами; а третья – супружеских коммуникаций. Проанализируем более подробно первые две вариации, поскольку они, на наш взгляд, являются базовыми и незаменимыми; в то время, как супружество – категория достаточно неустойчивая, склонная к сплошной динамике или даже принципиальному исчезновению. Можно на всю жизнь отказаться в результате испытанных разочарований от своих притязаний на создание семьи, легитимацию брака; однако друзей и единомышленников мы ищем и находим на протяжении всей своей жизни. Что касается поддержки родителей и остальных родственников, то это – по определению, наши корни, от которых, как бы мы ни пытались, отказаться нам не удастся, даже если соответствующие взаимоотношения крайне проблематичны.
Социальная поддержка родственников и друзей, адресуемая конкретным акторам, способна, в частности, принципиальным образом изменить в лучшую сторону динамику поведения молодых родителей. Люди, приобретающие первичный опыт воспитания своих детей, гораздо эффективнее выполняют различные, специфические в этой связи функции, имея определённые примеры перед глазами. Совсем не обязательно самим наступать на те же «грабли», от которых настоятельно предостерегают более продвинутые в данном отношении близкие по крови и духу люди. Немаловажен в данной связи и чисто психологический эффект, согласно которому при наличии указанной поддержки молодые родители испытывают и переживают гораздо меньше стрессов, излишних сомнений и волнений. К тому же, развивающиеся в благотворной социальной среде они и сами вполне естественно становятся более отзывчивыми, добродушными и ответственными гражданами страны; проявляют не чисто формализованную, а максимально искреннюю заботу о своих детях, несмотря на множество проблематизирующих их быт моментов (которые, в принципе, неизбежны для любой семьи, независимо от её статуса, достатка, возраста и прочих характеристик).
Несмотря на наличие множества стереотипов в массовом российском самосознании, прибегать к различным видам социальной поддержки совсем не обязательно только в случае попадания акторов в трудную (или даже проблемную) жизненную ситуацию. Социальная поддержка может проявлять себя в достаточно дифференцированных формах, причём по самым, казалось бы, незатейливым поводам. К тому же, полноценные коммуникативные связи с родственниками и друзьями априори предполагают высокий уровень доверия между взаимодействующими сторонами и постоянный интерес друг к другу. Только в крайне нестандартных обстоятельствах та или иная проблема может, что называется, раздуваться изнутри: например, в силу того, что конкретный актор (агент социального взаимодействия) стесняется или, согласно своим нравственным стереотипам, считает зазорным извещать о своих (как вариант – интимных) затруднениях даже наиболее близких людей.
Разность реагирования на те или иные негативные внешние влияния и, соответственно, прибегания к тому или иному виду социальной поддержки из заявленных может быть обусловлена спецификой личностной иерархии социокультурных ценностей, накопленным жизненным опытом человека и даже его полом. Ни для кого не секрет, что модели поведения мужчин и женщин в одних и тех же ситуациях могут быть принципиально разными по содержанию и смыслу. Кроме того, вариативность принятия социальной поддержки со стороны родственников и друзей может зависеть от дифференцированного уровня самооценки, состояния здоровья и т.д.
Одна из проблемных граней для анализа данной темы касается разности мировосприятия тех или иных людей. К примеру, такая характеристика, как психофизиологический возраст, может накладывать на развитие личности отпечаток следующего свойства: конкретный ребёнок или подросток, желая в контексте прохождения очередного душевного кризиса (которыми так или иначе наполнена вся наша земная жизнь) стать самостоятельным, сознательно или бессознательно отказывается от каких либо форм поддержки, несмотря даже на их корректную подачу. Однако, это нисколько не аннигилирует ценности таковых, а, наоборот, ещё больше укрепляет её, когда тот же самый индивид, упёршись, что называется, лбом в стену в силу естественной нехватки опыта, компетенций и ресурсов, возвращается к тем людям, от которых он пытался хотя бы мысленно абстрагироваться.
Социальная поддержка совсем не обязательно означает какой-то унизительной зависимости от других людей. Наоборот, унижает, обделяет сам себя тот, кто пытается разрезать или разорвать естественные человеческие взаимосвязи. Как минимум, в этой связи вспоминается известное изречение древнегреческого мыслителя Аристотеля о том, что человек – это по природе существо (животное) общественное, а также некогда популярная русская поговорка «помогают лошади, которая везёт». Иначе говоря, суть в том, что проявления поддержки со стороны других людей отнюдь не означают уничтожения или стеснения самодостаточности, автономной ценности усилий саморазвития конкретной личности и не перекладывают на свои плечи целиком и полностью чужую нагрузку. В связи с этим можно также вспомнить христианскую максиму о том, что каждый несёт только свой крест и ничей более, как бы сильно мы ни пытались помогать другим, – Путь у каждого свой, персональный.
Ещё один стереотип (который нередко различные западные теоретики пытаются навязать традиционно коллективистскому российскому сознанию) касается того, что друзья якобы нужны только детям, а взрослые мужчины и женщины способны справляться со всеми своими трудностями сугубо самостоятельно и любая дружба хороша только как деловое партнёрство, которое когда-нибудь неизбежно заканчивается. Данная идеологическая позиция представляется нам крайне ущербной постольку, поскольку секуляризованная западная личность (зачастую упивающаяся своими манией величия и нарциссизмом, пытающаяся, вслед на Фридрихом Ницше и ему подобными авторами, бросить вызов величию Бога как Творца всего сущего) крайне часто не учитывает субъективно-объективной потребности всех психически полноценных людей без исключения не только в обмене внешними, материальными ресурсами, в налаживании коммуникаций ради «бизнес»-эффекта, но и в обмене эмоциями, тонкими незримыми энергиями духа и т.д. В противном случае индивид так и не дорастает до возвышенного состояния Личности с большой буквы и так и остаётся, грубо говоря, полуобезьяной-полуроботом, программа поведения которого крайне предсказуема и с точки зрения считывания витальных закономерностей, и под углом зрения социально-политических манипуляций. Например, один из механизмов, крайне заинтересованных во все времена в том, чтобы разрушать солидаризированные неформальные связи между людьми и единомышленниками, – это государство, которому крайне легко манипулировать разрозненными человеческими единицами, пестующими своё «эго» и не способными жертвовать своими интересами ради других людей (или живых существ вообще).
Исходя из этого, в своих дискурсивных практиках мы должны чётко и тонко учитывать необходимость определённых символических компромиссов между желанием одних помочь и естественной потребностью других стать совершеннее, чем они были ранее. Социальная поддержка родственников и друзей ни в коем случае не должна стать разрушительной, ослабить бдительность личности, её естественные потребности в саморазвитии. Иначе говоря, следует достаточно грамотно подходить к анализу версифицированных ситуаций, в которых оказываются различные люди, – с тем прицелом, чтобы, образно выражаясь, помочь, например, человеку вернуть его естественное зрение (без усиленной волевой мотивированности такового это, разумеется, невозможно), а не предложить по-простому костыли в виде очков. Каждый индивид, как представитель «Homo Sapiens», должен научиться смело смотреть в глаза реальности, какой бы жестокой она ни казалась на первый взгляд и не терять этого ви′дения. Соответственно, социальная помощь родственников и друзей в таких случаях незаменима как раз таки тем, что переводит личность из ограниченного состояния, фиксируемого промежуточными точками зрения, в максимально объёмное поле зрения, суммирующее положительные достижения многих людей. Иногда один-единственный совет, намёк на то, чтобы посмотреть на, казалось бы, нестандартную ситуацию, под другим углом, может оказаться гораздо ценнее, чем все попытки вынести кого-то из пекла психологических противоречий на своих плечах (что, как мы отметили выше, в принципе невозможно).
Представителями различных гуманитарных дисциплин давно уже установлено моральное правило, согласно которому благие намерения тех, кто нас ценит и любит, должны не мостить дорогу в ад (как в старой пословице), а, наоборот, приводить к положительному эффекту обе стороны взаимодействия, а через них – и всё общество в целом. Иначе говоря, должны быть чётко просчитаны и интуитивно выверены тонкие взаимосвязи, специфические виды детерминации избираемых нами путей поведения, преодолевающего личностные кризисы, и способов, которыми решили руководствоваться наши родственники и друзья. Социальная поддержка, произрастающая из института семьи, может быть версифицированна на помощь конкретных родственников: родителей, детей, дедушек, бабушек, внуков, братьев, сестёр и иных (как вариант – дальних) представителей общего рода (или несколько родов, если смотреть по генеалогическим линиям и отца, и матери одновременно). Что касается специфики поддержки со стороны друзей, то она может подразделяться на: помощь (даже вплоть до самопожертвования) наиболее близких друзей, посильную помощь приятелей, товарищей и друзей по досуговым или профессиональным интересам; иначе говоря, субъектов, активное взаимодействие с которыми очерчено общими повседневными делами или изменчивыми увлечениями.
Жизнь человека слишком непредсказуема в своём развитии для того, чтобы – подобно представителям противоречивой западной теории (во многом безжизненно-технологичной и сухой по своей сути) – делать безапелляционные выводы по поводу ненужности или инструментальной фрагментарности дружбы, товарищества, семейной любви … В этой связи может вспоминаться великое множество мудрейших народных притч и поговорок, наподобие общеизвестных «только по одной соломинке можно сломать веник», «не плюй в колодец – ещё придётся воды напиться», «вместе тесно, врозь – скучно» и т.п. Не следует забывать о том, что самые наши близкие люди тоже живут и постоянно развиваются, ставят и достигают своих высоких целей, способны быть профессионалами своего дела; посему их поддержку, тем более в крайне затруднительных для нас, ситуациях сложно переоценить. В достаточно сильной степени это усугубляется тем, что ни одна церковь мира, ни один комитет социальной и тому подобной поддержки не знают нас, наши специфические потребности и особенности лучше, чем наши близкие люди, с которыми мы взаимодействуем практически каждый день. К тому же, представители любых официальных структур в принципе воспринимают практически любого индивида всего лишь как некую усреднённую единицу человеческого капитала, что достаточно злободневно для современных реалий.
С другой стороны, на каждом из нас не только лежит морально-нравственный долг благодарности, но и ещё более важный императив совершенствования, открытия своей души этому сложному миру, в том числе и через развитие таких качеств, как гуманность, милосердие, сострадание, отзывчивость и т.д. На ком ещё мы можем успешно апробировать таковые, как не на тех, кого мы тоже со своей стороны знаем практически вдоль и поперёк? Научишься любить и принимать ближнего – сможешь познать суть и самого дальнего, а не наоборот. Таким образом, социальная поддержка родственников и друзей отличается от многих других видов таковой максимальной степенью осознанности и взаимности ви′дения и переживания общего жизненного опыта.