Работа

Программа.
До чего беден русский (и не только русский) язык, одним и темже словом обозначаются самые разные понятия: программа развития сельского хозяйства, программа экономического развития региона, программа телевидения на неделю, программа оздоровления молодёжи и, наконец, программа для компа. Вот о ней и поговорим. Свою первую, очень сложную, и нужную только мне я написал, уже не помню на каком языке, наверное на ассемблере, а может даже в машинных кодах. Программа выдавала на экран одно слово «Привет !». Я очень гордился этой программой, пока не услышал в курилке анекдот: «Молодой программист спрашивает старого, показывая ему листинг программы: «Где у меня ошибка?», старый помолчал и сказал:   «в ДНК!». Анекдот с длиннющей бородой, но я его услышал впервые. Я решил учиться программированию всерьёз, пошел в библиотеку института и начал рыться в каталогах. Пожилая сотрудница библиотеки поняла, что я «чайник» и предложила помощь. Благодаря ей я нашел десяток книг по программированию, но библиотекарша сказала, что они все на руках у сотрудников. По карточкам она нашла у кого какие книги и предложила сходить к ним и выяснить, нужны ли эти книги им и дальше.  Мне повезло, в списке оказализ и мои знакомые, и скоро уже на моём столе лежала книга: «алгол». Ну, конечно, я ничего не понял в этой толстенной книге. Пошел просить другую, попроще. Дали тоненькую залапанную грязными руками книжицу, на которой тоже было написано: «Алгол». Точно такую книгу я потом нашел в букинистическом магазине, купил и храню до сих пор, как память о первых попытках научиться писать программы для компа. Дальше пошло полегче, книга была написана простым и понятным языком и уже через час я за несколько минут написал программу всё с темже словом: «Привет». Через месяц я написал программу, которая при включении компа выводила на экран целый диалог: « Я ЭВМ, а ты кто?». Надо было ввести имя и если комп уже знал это имя, он писал: «Здравствуй …….», если не знал, то писал: «Приятно познакомиться!», и заносил новое имя в память. Это уже был колоссальный прогресс, и я загордился, какой я лихой программист. С тех пор я изучил десятки всяких языков, от ассемблера ( они тоже бывают разные), до самых накрученных типа Делфи, Визуалбейсик и др., но я на работе писал на Паскале, и если очень надо могу на нём написать что угодно. Но сейчас почти ничего не надо писать, всё можно скачать из интернета. Много лет я мечтал использовать комп в качестве осциллографа и генератора различных форм импульсов, это мне нужно было на работе для настройки и ремонта оборудования, да и дома не мешало бы иметь такие программы. Так вот, недавно я нашел и скачал такие программы, но мне сейчас нечего с ними делать, всё настолько минеатюризовано (еле выговоришь), настолько дёшево, что ремонтировать можно разве что бабушкин патефон, а не мобильник, его просто надо выбросить и купить новый. Современные средства электроники не ремонтируются вообще, можно только сменить батарейку, если она нужна.
В лаборатории нужна была программа для обработки гамма-спектров, причём, программы такого типа стоили очень дорого и всё равно не устраивали нас. Они были громоздки, занимали почти всю память, а нам надо было на техже компах накапливать спектры образцов. Поэтому решили писать свои программы. Основой послужила программа Адомса, если я правильно помню его фамилию, которую я увидел в какому то журнале. Я переписал её на комп ручками ( программ чтения текста с листа ещё не было), запустил, исправил ошибки и переделал под наши нужды. Она работала на 10 компах до 1999 года, мы её почти каждую неделю подправляли согласно задачам анализа ( то нам нужен был уран, то радий, то торий и т.д).  Прелесть программы в том, что можно  было заказать искать только то, что надо, а  не всё подряд. Это уменьшало время обработки до несколько секунд, т.е. можно было во время измерений определить, достаточна ли накопленная статистика и можно ли закончить изммерения. Это было важно потому,что измерения иногда длились неделями.
Однажды Игорь предложил определить, когда и какие взрывы проводились на полигоне, хотя бы примерно, хотя бы несколько. Задача казалась не выполнимой, мы пробились над ней более полугода, но получили какие-то результаты, но сравнить было не с чем (всё было секретно) и мы эту задачу забросили. Другая задача увлекла нас обоих, мы попросили на неделю в музее геологии большой метеорит, весом около 5 кг. Положили в низко фоновую защиту и измеряли целый месяц, ничего превышающего фон не нашли.
Вернёмся к программе, у нас её просили не раз, чаще мы отказывали (слишком не грамотны были просители, или слишком наглыми), редко давали с условием обязательной ссылки о использовании нашей программы, всё равно нигде она так и не прижилась, кроме института геологии, где проработала месяц и сломалась ( или её сломали сознательно). Всё таки эта программа под наши задачи, а у них задачи другие. Иногородним мы предлагали программу за небольшие деньги (от 100 до 1000 долларов США ,в то время как программы других фирм стоили и до 100 000).      Всего мы заработали примерно 3000. Не уверен, что  она везде работала, но вернуть деньги не просили.
Об ошибке в программе. Казалось бы, столько лет программа работает, что ошибок в ней просто не может быть. Но это не так, мне на ошибку в прграммее сказала одна молодая женщине ещё в первые годы после запуска. Но тогда я ей не поверил, решил,что она сама ошибается, но недавно мы с ней встретились в академии, узнали друг друга, поздоровались и она (вот это память) мне говоритт: « Вы так и не исправили ошибку в вашей программе?». я растерялся : « какую ошибку?». Выяснилось, что в самом начале программы, в описании массивов действительно есть ошибка. Перед поиском пиков в гамма-спектре должно проводится сглаживание спектра , а в результате этой ошибки спектры не слаживались, а поиск пиков происходил в несглаженном спектре. Это оказалось не принципиальным, т.к. мы набирали большую статистику и сглаживание не требовалось, но удивительно, что мы не обнаружили этой ошибки при анализе некоторых образцов с малым временем набора. Я успокоился, в наших серийных измерениях сглаживание не необходимо. Значит все полученные результаты правильны. Я поблагодарил её за подсказку, заверил, что полученные результаты верны, и что обязательно исправлю программу. Были обнаружены и другие ошибки, но они тоже оказались не критичными. Всего в исходном тексте программы было около 10000 строк, и ошибки были неизбежны.
О авторстве.
Я не являюсь единственным автором данной программы, первым соавтором должн был быть, уже упомянутый выше, Адамс, автор поисковой части программы, но я нашел её в журнале за 1965 год и думаю упоминать его соавторство не имеет смысла, вторым соавтором нужно считать Игоря, но все и так знают, что он соавтор, третим, бесспорным, соавтором считаю Равиля Габдулина, который написал графический интерфейс программы. Это, пожалуй самая весомая, как по размеру, так и по смыслу, часть программы и без неё нельзя было бы работать и хотя я переделал её основательно, автором этой части программы является Равиль. Однажды он предъявил нам с Игорем претензию, что публикуя результаты анализа образцов мы не упоминаем о его участии в составлении программы. Игорь объяснил ему, что мы не публикуем программу, а только результаты анализа образцов и соавторами работ пишутся те сотрудники, которые собирали образцы и участвовали в их измерении и анализе спектров. Равиль у нас в лаборатории не работал, а был зам. начальника вычислительного центра института, так что никак не мог претендовать на соавторство в публикуемых результатах анализа. Вроде разобрались, но по пьяной лавочки, Равиль обвинял меня в плагиате. Мы предложили включить его в состав авторов в последующих публикациях, с припиской, что спектры обрабатывались программой, соавтором которой он является. Казуистика! Равиль отказался. Формально предъявить претензии он не может, а трёп дело не серьёзное. Забыли! Больше в соавторы никто не просился.
Какая-то агрессия поднималась из подсознания и, пока я не найду причины этой агрессии, покоя мне не видать. Прочитал всё снова и , наконец, понял где спряталось это чувство, пришедший мне на смену молодой программист написал новую программу, в замен моей старой гораздо проще, лучше и без ошибок, т.к. вместо 10000 строк в исходнике старой программы у него получилось ( о чудо!) всего около сотни строк. Главное, программа работала,  анализ старых спектров новой программой дал почти такие же результаты, как и наша старая программа. Нет смысла рассказывать в чём причина этого чуда, но глвное скажу. Он использовал несколько стандартных программ, скачанных из инета, Мне сейчас всё ясно, и если бы я писал программу сейчас, то возможно использовал бы те же стандартные файлы. Но я писал программу лет тридцать назад и ………………К сожалению, история не знает сослагательного наклонения, для истории слова «было бы» ничего не значат, прошлое не вернёшь. Так уж устроин наш мир, на смену старому приходит новое, иногда хуже, иногда лучше, но уже другое. Обижаться на это всё равно, что дуть на облака, чтобы они разошлись.
Когда я всё это осознал, переварил и принял за истину, моё подсознание успокоилось, на душе стало легче. Можно было не возвращаться в прошлое, а думать о будущем. О том, какие буду компы, какие на них будут стоять программы, и будут ли вообще программы в компе, может они будут лежать в ячейках памети очень больших компов и выдаваться по требованию во временное пользование, как пункты проката в наше время. Найти причину конфликта, любого, в программе, в коллективе сотрудников, во всём обществе, это половина решения проблемы, вторая  половина, чаще всего, решается проще. Так что не надо нас бить за наши ошибки, мы сами на них учимся, и будем ошибаться снова, набивать шишки и лечить их.
Трудно даже прикинуть, сколько образцов обработано нашей программой.   Забыл сказать, что до применения  нашей прграммы измеренный гамма-спектр выдавался на бумажную ленту, где печатался номер канала анализатора и его содержание, всё это наносилось на миллиметровку, каждый пик вырезался ножницами и взвешивался, так определялась площадь пика………………….. короче, работа адова. Ещё надо определить центр тяжести пика, его ширину на полу высоте и т.д. То, что комп делает за минуту, человек делал за целый день, а то и два. Даже не охота считать, во сколько раз комп быстрее.
Мама спрашивает маленького сына: Васенька кем ты хочешь стать, когда вырастешь. « Плогламистом » отвечает мальчик, «правильно, будешь как Билл Гейтс». «Меня Петька уже бил, я больше не хочу» говорит Вася.

Мы тоже не хотим, чтобы нас били.
***************************************************

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)