Однако ж, испокон веков достаётся пишущей братии от своих же товарищей по перу или кисти. Что в литературе, что в музыке, что в живописи — собратья по искусству тайно или явно всегда грызлись между собой. Выдавая зависть за критику, злорадство за сочувствие. И, парадокс: чем мощнее талант, тем жёстче противостояние. Тут уж сам диапазон громаден — от высот творчества до низости людских обыденных страстей.
Примеры соперничества известны: Микеланджело — Рафаэль, Корнель — Расин, Моцарт — Сальери, Бетховен — Россини, и т.д.
А поэты? Так тут просто «крайняк», тут уже «мочилово» в полный рост: Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Цветаева, Бродский, Высоцкий… Это только самые известные имена, которые у всех «на слуху». И первопричина их гибели — зависть и травля. Конечно, если не углубляться в поиски массы других факторов, как например, политика или личное окружение и т.п.
И к чему я всё это нагородила, спросите вы. А вот к чему. Я — не профессионал в литераторстве, слава Богу, и мне легко видеть некоторые вещи со стороны. Например, как ревностно защищают «свою территорию» некоторые возомнившие себя профессиональными поэтами и писателями сайтожители. Время от времени «наезжают» они на новичков «прозыру ком» или на пробующих свои силы в поэзии или прозе старых авторов.
«Да это вообще не стихи (или проза)!» — восклицают они. «Не пишите ничего больше, не смейте!». « Да как такое можно писать на великом национальном литературном сайте!»
А сколько споров о ритмике и рифме стихов — так это отдельный разговор. Но только в этом споре не рождается истина, потому как она не может родиться там, где властвует чисто субъективное восприятие собственного творения самим автором.
Что вы думаете, Ахматова просчитывала свои стихи, когда писала:
«Хочешь знать, как всё это было?-
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это всё. Ах, нет, я забыла,
Я люблю Вас, я Вас любила.
Ещё тогда!»-
«Да.»
Или:
«Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза…»
Или:
«Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!»
Да нет же! Эти строки пропущены через душу и написаны сердцем. А потом уже филологи, исследователи, кто там ещё, считают-подсчитывают слоги:
«А как же это так получается , проникновенно? Надо сосчитать — авось, поймём!»
Но паузы и акценты — не слоги. И они не поддаются математике…
И, возвращаясь к музыке. Что осталось после Сальери? Правильные, рафинированные, просчитанные произведения. А после Моцарта? Новаторская, бунтарская, разнообразнейшая, эротичная, фантастическая, глубочайшая и бессмертная МУЗЫКА. Как он её писал! ? — Одному Богу известно…
24.12.2010г.
Полностью согласен с Вами Seliza! ! !
С уважением Сергей
@ Бродяг@:
Благодарю Вас, Сергей.
Лиза, класс! Всё правильно. Я считаю, что каждый самовыражается в искусстве так, как велит ему душа. Наверное, я «благодарный читатель», потому что, в основном, мне всё нравится. А если что-то не понравилось, я списываю это на «не поняла». Ну, могу же я себе позволить что-то не понять… С улыбкой. Алена.
Листья лотоса обладают удивительными свойствами: если их целиком окунуть в грязную воду, на них не останется ни единого пятнышка. Любая влага, попадающая на листья лотоса, тут же собирается в шарики и падает вниз, забирая с собой частички пыли и грязи. Символичное растение, не правда ли?
О да! Но ведь эти самые новенькие авторы могут и кусать своих недоброжелателей, да так что те вообще забывают с какой они планеты 🙂 В общем все правильно!
С уважением. Иван.
@ wf0005:
@ zautok:
@ Иван Татарчук:
Алёна, Вы не просто благодарный читатель, но и добрый.
Надежда, лотос- прекрасное растение, символ чистоты. У нас занесён в Красную книгу. Может исчезнуть. Это тоже символично, не правда ли?
Ваня! Ты хорошо кусаешься! Шучу.
Спасибо большое всем. С ув. Елизавета.
@ Seliza:
В каждой шутке есть доля шутки, а остальное всё правда 🙂 А кусаюсь исключительно в целях самозащиты 🙂
С уважением. Иван.
Seliza, для меня Вы — интересный, состоявшийся Поэт. И мой призыв к Вам, да и не только к Вам — ко Всем, пишите.
Если здоровью и близким не в ущерб. На прозару — архив Писателя и в нем можно хранить не только свои избранные произведения, но и рабочие не полные стихи, рабочие заметки, и не стесняйтесь их публиковать (ведь все будет в архиве личном), мне так кажется. В будущем может быть кому-то захочется покопаться в таких архивах. И может кто-то из близких захочет оковать твердой обложкой пусть в одном экземпляре, но толстый «семейный» фолиант.И может быть прийдет момент, когда пра-пра-внук важно скажет своему «»пра-другу» -«Пра-прабабушка писала, успехи здесь ее и здесь ее ошибки!!!!»
Призыв мой всем — пишите!
@ rekruter:
Андрей, а ты знаешь, что Елизавета великолепный прозаик. Есть одно произведение, которое мы читали с замиранием и ждали продолжения.
вот оно.
http://prozaru.com/2010/05/ona-vyibrala-smert/
Будет время прочти.
@ rekruter:
Наверное, Вы правы. Современные средства позволяют сохранять память о нашем времени в огромном объёме. И к тому же всё сохранится самым что ни на есть достоверным… Спасибо за высокую оценку моего творчества.
С ув. Елизавета
@ Seliza:
Уважаемая Елизавета! Вы правы- от первой буквы, до последней точки. Только… не пишите больше такого, не надо. Потому что, в отличие от Природы, здесь- на Прозеру «грызутся» не противоположности, а так сказать- «одинаковости», в основном.
Мир состоит из тёмного и светлого, твёрдого и мягкого, горячего и холодного… , мужского и женского, наконец. От их взаимодействия происходит движение,- вибрации… , рождаются новые звуки и цвета.
А когда огонь пытаются тушить огнём же, либо крик- заглушить таким же криком- вот и получается- не взаимодействие, а- грызня.
Так что, Ваш искренний, честный и правильный, наполненный живым порывом очерк, останется напрасным, неуместным, странным, а то и высокомерным и назидательным.
Елизавета! Не пишите больше правды, тем более от сердца и души! Никогда!!!
@ валерий:
Уважаемый Валерий! Правда — понятие относительное, как и всё в этом мире. Вот Вы очень интересно, по-своему, охарактеризовали этот очерк. И каждый всегда видит что-то своё, понятное именно ему…
Согласна, здесь я слишком явно назвала вещи своими именами, но «шила в мешке не утаишь». Я так думаю.
С ув. Елизавета.
@ Seliza:
Дорогая Лиза! Я никак не ожидал, что Вы поймёте мой (как мне казалось) игривый и довольно легкомысленный, подпитанный ощущением предстоящего праздника комментрий, столь серьёзно… Извините. Однако, уж если несколько продолжить, то всё Вы назвали как раз- таки «своими именами» и я согласен с изложенным целиком. И споры случались неоднократные.
Возможно, я по-мужски, думая только о себе, неуклюже брякнул,- простите.
В любом случае, Вас искренний рассказ, у меня находит полное понимание. Я думаю также.
С наступающими праздниками Вас, с уважением, Валерий.
Елизавета, Вы правы. Ведь произведение рождается внезапно, его рождение не запрограммируешь.. Это потом, уже начинешь что-то просчитывать, ломать, корректировать.
@ валерий</b
Валерий, Вас я тоже поздравляю с наступающими праздниками!
@ Светлана Тишкова:
Спасибо, Светлана. Пусть в Новом году рождаются прекрасные произведения!