Как же он надоел. Господи пошли ему кашель, лишь бы, наконец, заткнулся. Достал уже своим дедом белогвардейцем. И несёт и несёт, там он наступал, здесь героем себя показал.
Мы сидим в ресторане с видом на Гудзон в Нью-Йорке. Справа Бруклинский мост, слева Губернаторский остров, Манхеттен прямо. Когда летишь на самолёте, то сверху кажется, что это в единой скале прорубили узкие каналы авеню и стритов. Ещё красуются, целые и невредимые башни — близнецы Всемирного торгового центра. Погода на загляденье, солнечно, по небу плывут редкие ватрушки – облака белого молочного цвета. Вода рядом, даже слышно как она плещется о бетон и сваи. Цветом ярко синим и в ней играют смешливые солнечные зайчики. По East River в нашу сторону плывёт белый симпатичный пароходик с крутыми боками и толпой туристов по бортам. За ним тянется длинный след разбегающейся волны.
Мы это делегация Минобороны России и принимающие нас офицеры Бюро национальной гвардии США. Позади посещение Пентагона, брифинги и переговоры. Принимают нас радушно, грех жаловаться, но как всегда при сём 1-2 ЦРУ-ушника или РУМО-шника (Разведывательное управление Минобороны США). Вот один из этих и сидит сейчас напротив меня на летней веранде ресторана в плетёном белом кресле и гнусавым голосом переводчика рассказывает мне о своём дедушке, который воевал с красными за Россию. Мы уже приняли не менее чем по 200-250 вискаря, с мудрёным длинным названием и наслаждаемся мясом огромного стейка с овощами и видом на залив. Благо погода располагает к созерцанию и размышлениям неспешным, как движение вод. Этот старик, видимо, родился в штатах в семье первой волны эмигрантов, у него типичный питерский правильный русский и совершенно не типичная для американца противная рожа. Мне почему-то всё время кажется, что вот-вот и потекут из его рта слюни, а сверху сопли. Он же видимо считал, что мы, прослужив в Советской Армии по 18-20 лет и более, вот так сразу полюбим ту незнакомую нам, его Россию. Да и вопрос ещё насколько она соответствовала реалиям. Словом он искал у нас поддержки.
А мы молчали, но раздражение, во всяком случае, у меня накопилось. Он всё же был настоящим американцем, считавшим своё мнение единственно правильным. Может быть, и не стоило мне прерывать его песнопения, политесы там всякие едрёна вошь, но достал …
А у меня тоже дед воевал. Начал я за здравие. Он заинтересованно умолк и уставился на меня с умилением школьного учителя. Но только за красных. Был комеском, то есть командиром эскадрона. За отличие в боях в составе 1-й конной Армии награждён был Орденом Красного Знамени. Глаза старика стали похожи на лемурьи, он даже не скрывал своей растерянности. Ну, держись старый пердун, сейчас мы тебя дожмём.
Так вот мне отец рассказал одну историю из богатой биографии деда, которая мне кажется достойной внимания.
В боях у населённого пункта Белая Гора, что недалеко от Северного Донца в лихой кавалерийской атаке столкнулись они с белой конницей, те шли на прорыв и схлестнулись на всём скаку с нашими. Мой дед из того встречного боя, где положили немало офицеров вынес ранение, зацепил таки его крепыш молодец в форме непонятной, не нашей, но с погонами ротмистра. Другим приобретением стал пистолет Маузер, оружие в то время редкое. Особо оно ценилось за мощь, точность боя и десять патронов в магазине.
Через несколько дней, новая рубка уже в Дебальцево. Правая рука на перевязи, левой дед тоже неплохо владел, но всё ж таки рисковать не стал, когда на него выскочил беляк, при погонах, сшиб его из маузера метров с пятнадцати — двадцати. При том офицере был планшет с документами. Как сам дед рассказывал, когда после боя посмотрел документы убитого им супостата из дворян, буржуев и помещиков значит, то оказалось, что это был родной брат зарубленного им хозяина маузера. На левой щёчке рукояти была дарственная бирка. А то бы и не заметил. Вот такая вот история, всякое на Гражданской той войне случалось.
Пока я это всё рассказывал, лицо нашего переводчика поменяло своё выражение с заинтересованного до обиженного. Ишь, губищи-то надул – не нравится. А пел-то как. Сделав суровое, соответствующее моменту лицо, я недолго думая, предложил выпить за наших дедов и предложил налить, как следует. На всю жизнь запомнил я эту рожу, когда я ему наполнил стакан под виски и предложил – за дедов по-русски, до дна.
Посидели мы ещё какое-то время, разговор не клеился, да и погода стала портиться, по воде побежали барашки, потянуло свежим ветерком. Вскоре все разъехались, мы в гостиницу, а тот переводчик, скорее всего отчёт писать. Кто его знает, может у него и задача такая была, вызвать нас на откровенность, не знаю, да и не так это важно.
Потом мне не раз приходилось по долгу службы бывать в США, но старика этого я больше не встречал. Вскоре отношения наши с американцами стали портиться, да и меня перевели на другой участок.
А деда своего Лизичева Дмитрия Андреевича я никогда не видел, незадолго до окончания другой войны он ушёл из жизни. Но своим внукам я эту историю уже рассказал. Чем дальше от нас те времена, тем больше всякой шелухи и неправды, а тут не прибавить, не убавить – как есть.
Спасибо автору за отлично написанный рассказ, за то, что не только сохранил, но и передал память о своих героических предках. В нашей истории было столько поворотов, что немудрено запутаться в них, особенно молодым. Поэтому так важно писать, рассказывать, публиковать воспоминания. Удачи в творчестве!
Большое спасибо Анна! За внимание, за поддержку. Спустя время вижу ошибки, суховато немного. Может быть настроение было не то, но это не так для меня сейчас важно. Главное, Вы правы рассказать детям и внукам, чтобы знали и помнили жизнь не только белая или чёрная и серая, но очень разная.
Рассказ понравился.Живо, точно, даже местами с юморком. Коротко, но растягивать не стоило. Правильно сделали. Сейчас много небылиц о том времени рассказывают. Я верю только родным и писателям-класскикам — им не надо было за бабки гнать пропаганду. То время ещё отмоют от брыз грязи, на которые не скупятся СМИ. Наши деды рубились за правду. Удачи!
@ Peresmeshnik:
Спасибо за комментарий! Долго думал как писать коротко или длинно, в обоих вариантах есть и + и — . Всё же решил — коротко, важна сама суть, остальное труха, пыль. Вам успехов.