— Девочки! Мне нужны цифры! – наш методист, Наталья Семеновна, словно вихрь, проносится мимо нашего отдела, выкрикивая на ходу. Наступает горячая пора сдачи годовых отчетов. Все сотрудники озабоченно обкладываются папками с документами, журналами, актами, с головой уходя в «цифру». Нам, гуманитариям, цифра дается с трудом: то там не сходится, то тут не идет.
— Все оцифровать готовы: телевидение, газеты, журналы, книги! Скоро людей начнут оцифровывать! – сокрушается Лидия Григорьевна, бывший учитель литературы, а ныне ведущий библиотекарь информационного центра. – Оцифрованные мамы, оцифрованные папы, оцифрованные дети… Куда катится этот глупый мир?
Риторический вопрос бесследно растворяется в воздухе, а Лидия Григорьевна берет калькулятор и начинает считать.
У моей коллеги Женечки зависает компьютер, а у меня зависает в голове мысль – « В начале было Слово…». Я задумчиво смотрю в окно и везде вижу Слово: в низком бесцветном небе и медленно падающих снежинках, в замерзших уснувших деревьях и городском сероватом снеге, в людях, двигающихся в каком-то диком танце и непоседливых смеющихся детях, в темных зеницах окон и праздничных витринах магазинов, в гудящих машинах и мигающих светофорах. « Белые деревья, белые дома, белая погода, белая зима…». И даже в сверкающих новогодних гирляндах я вижу слово, а не вольты.
Слово важнее вольт. Оно всегда было и будет «над». Над звуком, над цветом, над цифрой.
Звук неконкретен, расплывчат и порой энигматичен, хотя в нем есть эмоция, нерв, струна.
Цвет ярок, точен, выразителен, но менее чувствителен.
Поэтому ни звук, ни цвет не могут существовать без слова. Они определяются словом и начинаются со слова. Конечно, слова состоят из звуков. И как-будто звук должен быть первичен, но звуком движет мысль, а мысль всегда состоит из слов. Слово оформляет, насыщает, окрашивает звук. И слово же делает цвет более тонким, ажурным – наполняет звучанием.
Почему в музыке и живописи есть гармония? Потому что там присутствует слово, хоть и незримо, мысленно. Сама по себе гармония способна лишь наслаждать, восхищать, а слово осмысливает, оценивает, сравнивает.
Если о первичности звука можно спорить, то с цифрой дело обстоит куда как яснее. Слово и буква первичны, цифра – вторична. Слово «цифра» происходит от арабского sifra — «пустота» и первоначально обозначало нуль. Цифра сама по себе не имеет критерия истины. Цифра названа и осмыслена словом, поэтому она, цифра, должна служить и почитать слово, как дочь почитает мать. Детей надо сначала знакомить с буквой и словом, а уж потом с цифрой. Ребенок, научившийся читать, без труда познает счет. Да и вообще, в мире все должно быть вначале поименовано, и только потом посчитано. Цифра служит, а слово анализирует. Так было всегда, и иначе не будет.
У науки со словом тоже связь неразрывная. Наука слита со словом, как монолит. Без такого фундамента наука рухнет в небытие. Слово двигает науку, задавая ей нужный вектор и осмысленный порядок. Но это, если слово рождается в правильной голове, а лучше в правильном сердце. Слово, как кирпичик, должно созидать, укреплять, наставлять, указывать путь и лечить боль.
Только не надо обращать слово в кирпич, который способен упасть и раздавить, забить, как забивают гвоздь в крышку гроба. Или в меч, которым можно быть разрубленным и разодранным до погибели. Или в ядовитую слюну, которая может одним плевком навсегда убить все живое в человеке. И такой «стон у нас песней зовется» — свобода слова по-другому. А еще мы научились много говорить и ничего не сказать. И это тоже свобода слова, пустословие по-другому, горлобесие. Оно везде: в многочисленных ток-шоу, политических дебатах, нудных и бесполезных конференциях и собраниях. Такое словоблудие разрушает, подтачивает душу. Душа современного человека закрывается от ненужных слов плотной завесой, словно панцирем. И слой этой брони со временем утолщается, становится тверже и жестче. Душа превращается в камень.
Нельзя, чтобы слова рождала только физиология и кончик языка. Родовые пути должны проходить через сердце и душу. Тогда слову можно вернуть изначальное достоинство и снова сотворить из него поэзию. Поэзия человеку ближе, чем наука и цифра. Наука распыляет человека между химией, физикой, биологией, математикой. В науке вопросов больше, чем ответов, потому что наука до конца ничего не знает. Правильное слово знает все. А главное, слово знает и понимает человека. Оно интуитивно, как женщина, как любящая мать, схватывает важное, то, что не укладывается в схемы и парадигмы. Как опытный настройщик налаживает поврежденные струны души. Как талантливый художник выбирает для жизни правильные тона и не дает человеку сорваться в пропасть.
— «Все в мире сейчас загадочно, / Все будто летит куда-то,/ Метельно, красиво, сказочно…/ А сказкам я верю свято.», — не отрываясь от зимнего пейзажа в окне, я читаю нараспев. —
«Сказка… мечта-полуночница…
Но где ее взять? Откуда?
А сердцу так чуда хочется,
Пусть маленького, но чуда!
До боли хочется верить,
Что сбудутся вдруг мечты,
Сквозь вьюгу звонок у двери —
И вот на пороге ты!
Трепетная, смущенная,
Снится или не снится?!
Снегом запорошенная,
Звездочки на ресницах…
— Не ждал меня? Скажешь, дурочка?
А я вот явилась… Можно?-
Сказка моя! Снегурочка!
Чудо мое невозможное!»
— Хорошо, – задумчиво роняет Женечка, закатив глаза к потолку. И снова смотрит в монитор.
— Красиво! – загадочным полушёпотом выдыхаю я и тоскливо изучаю бланк для отчета.
А мысли выстукивают свою Морзе:
«Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.»
Мне нравится слышать правильное слово. Правильное слово способно развернуть жизнь в нужное русло. Нам необходимо его сохранить.
Для этого нам надо полюбить чтение, а не счет. Счет пусть будет потом, после чтения. Пока есть слово, будет жизнь. Будет свет. Исчезнет слово – наступит мрак, кишащий бессловесными чудовищами. И уже ничего не будет: ни науки, ни музыки, ни живописи.
Хорошо, если кто-то задумается, прочитав ваше произведение. Его стоит прочитать всем, кто умеет читать.
Поздно не бывает никогда.
Цифры уже принесли в нашу жизнь многое…
Скополамин, пентотал, амитол … психотропное воздействие и психомоторные состояния.
Дополнительные кадры в трансляциях для зомбирования электората.
От энцефалограммы мы пришли к биоэнергетическому шлему погружающему в виртуальную реальность, где господствует мрак и чудовища из компьютерной игры. Мы там — первые среди равных.
Наше тело оказалось не функциональным, не ремонтно пригодным, уязвимым для враждебной среды обитания. На пороге уже биомеханические рукотворные кадавры, где человеческий мозг встроен в механизм. Читал, что мозг земноводных уже встроили в действующую механическую модель.
Углеводородные полимерные плёночные слаботочные телеэкраны в виде обоев на стену дали возможность свернуть в рулончик компьютер, превосходящий возможностями синхронизированную систему из всех компов, которые у нас есть. Питаться он будет от батарейки и не будет греться и требовать охлаждения. Это — мобильная замена нашему мозгу, к которой остаётся приделать энергетически затратную механическую плоть. Этот мозг не будет бояться даже проникающего излучения. Таким образом решатся проблемы с силовой установкой для передвижения. Подойдут топливные элементы, ионные двигатели. Вслед за человеческой плотью станет не функциональным человеческий мозг. Своей уязвимостью и биологическими потребностями мы станем мешать прогрессу в развитии нового существа.
Теперь о языке. Зачем двоичной, или шестнадцатеричной вычислительной системе, приученной к мышлению картинками образов наш архаизм языка буквенных символов?
Вы ударили в колокол самосохранения своим произведением. Путь технического прогресса — путь к гибели человечества. Цифры привели вид Homo Sapiens в тупик перенаселения ареала обитания. Есть другие пути. По крайней мере есть время их найти до глобальной єпизоотии, с которой нам помогут.
Не хочется даже рассуждать на тему, как механическая раса разумных существ в своём развитии перейдёт в кристаллическую.
Первым было слово и слово было: — Бог!
Пассионарность на основе Веры может спасти слово, поставить его над цифрой. Только путь этот остался в прошлом и почти утрачен. Вера ослаблена и разобщена до состояния вражды.
Ударив в колокол тревоги, вы должны придумать путь спасения на Земле. Иначе спасение нас будет ждать только на небесах.
Не обращайте внимания на мою мрачную философию. Ваше произведение мне очень понравилось. Попробую рекомендовать его.
Светик получается сегодня я не даром заглянул на сайт. Очень хороший рассказ это мало сказать. Я бы его распечатала и всем нашим бюрократам на стол положила и велела выучить наизусть. Ты большая умница.
@ Александр Касько:
Ох, Александр! Эк, Вы живописали мрачную картину! Homo Sapiens в тупике скорее не от перенаселения, а от перепотребления и, как следствие, от отупения и безделья духовного. «И скучно, и грустно», и не кому морду набить. Душу деть некуда, вот и тоскует она, бедная у кого в пьянстве и наркоте, у кого в обжирании и веселье, у кого в жадности и злобе. Спасибо за коммент.
@ Светлана Тен:
Всё это — поверхностная пена, оправдывающая любую инквизицию. Эта пена бурлит ещё со времён Урарту, не говоря уже про Египет и Римские времена. Она так и продолжает себе сопровождать род людской. Вот зло в последние времена так умножится, что поглотит само себя.
Совершенно трезвые деловые трудоголики объявили вам золотой миллиард Ротшильда. Они свой главный храм с четырьмя входами для основных конфессий построили в Хайфе. Храмы и сады бахаи есть по всему миру. А денежки и активы все — у них.
Над ними стоят вообще родственники. Более 150 семейств потомков Ротшильдов и единая банковская система.
Мировые войны — конфликты в семействе Ротшильдов. Революции и перевороты тоже ими оплачены.
Входите вы в золотой миллиард, или нет? Не знаете? Все остальные — лишние. Трудовые ресурсы тоже скоро станут ненужными.
Глобализм называется. Такая вот история.
Биомеханические кадавры загонят биологическую расу в резервации, как индейцев. Дальше — сами знаете.
Я — не пессимист. Я — добрый и весёлый.
От великого до смешного — один шаг. Сделают его и глобалисты.
А страшилки? Мелочь. Бабай в начале своей деятельности был добрейшим персонажем.
Никто сейчас на слово никому не верит. Мне тоже никто не поверит. Кассандра, как старалась! И что?
Вам — поверят и сразу исправятся. Или нет?
Но молчать про дар речи больше нельзя. Полностью разделяю вашу позицию. Имеющие уши — услышат, если наушники снимут.
Мои самые лучшие пожелания.
Александр Касько написал:
— Шикарное изречение.
@ zautok:
Света, благодарю тебя. Только про бюрократов ты хватила.
Они научены читать неправильные слова. Выгодные слова.
А правильные для них — язык непостижимый, далекий, странный.
@ Светлана Тен: Ты права, вот и надо их учить, но сомневаюсь, что их серые клеточки смогут усвоить простые истины и их чакры откроются для восприятия, до того уж окостенел их мозг.
Здравствуйте, Светлана! Спасибо вам за прекрасную статью. Несомненно поэзия ближе, чем наука и цифра. О значении слова хорошо сказал поэт Вадим Шефнет в своём стихотворении «Слова».
Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Пусть Новый 2015 год принесет вам только добрые, светлые и прекрасные мгновения, творческих вам успехов и вдохновения!