город старика

ГОРОД     СТАРИКА.

После продолжительных холодов, теплые лучи вновь проникали сквозь старенький драп потертого пальто, согревая измученные ревматизмом кости. Он шел размеренно,  подставляя лицо долгожданному солнцу. Его шаги негромким, эхом отскакивали от  стен старых улиц. Он помнил их все прекрасные первоначальные названия, и то, как,  поменяв бесчисленное количество металлических табличек,  так и не смогли  обрести своих функциональных определений. Он ощущал, как медленно работает зодчий время, плетя эфемерную паутину событий. И перед его взором проходил бесконечный исторический сериал. Медленно, в ритме уносилась память, в те далекие времена и он порой не знал, был ли он сам участником этих событий или это пласт знаний накопленный им за всю его жизнь.

Пятница священный для мусульман день. Медленно поднимается муэдзин по узеньким  ступеням винтовой  лестницы минарета   Мухаммеда- самой первой мечети старого Баку, позднее более известной как Сынык гала. Вспугнув голубей  взлетевших в темнеющее время, он сообщал правоверным о наступлении часа вечерней молитвы. Его призыв переносился  за крепостной вал, к поселению с совсем забытым названием Баир шехер — внешний город. Окружающую тишину,  пока шел таинственный ритуал контакта  со Всевышним,  нарушали лишь взмахи крыльев птиц. А потом все и стар и млад, поднимались на плоские крыши домов _ к упоительной ночной прохладе  после утомительной дневной жары. На крыши домов покрытых уникальным не имеющим аналогов, органическим соединением, сгущенной нефтью, более известной в народе как кир.  Только в Баку вплоть до последнего времени, крыши покрывались этим необычным природным соединением.  И  это было целое событие, когда в махалля приезжали кирщики  с огромным чаном. Замазученные, черные от дыма и копоти, эти люди  уникальной ушедшей в небытие профессии, сбрасывали с крыш  старое покрытие, дабы затем, священнодействуя варить, добавляя одни им известные добавки,  кир для покрытия. Ах как упоителен был тот дым, щекотавший ноздри, огромными клубами (да простят меня экологи) поднимавшийся к небу и затмевавший солнце. Это потом, заново отлитая и примятая специальными  деревянными лопаточками крыша, блестела от щедро политой морской воды, остывая в ожидании своих хозяев, которые обязательно придут полежать, укрывшись от ночной прохлады  теплым одеялом.

Но ушли в прошлое плоские крыши никто не запускает с них воздушных змеев и не наблюдает  безбрежное небо, усыпанное звездами дальних и ближних галактик.  Давящая  проблемность современного мира  не оставляет места для сентиментальности, а жаль….

Опять пятница. Вместо одной мечети – десятки, поражающие своей красотой и великолепием.  Но даже усиленный  динамиками большой мощности голос муэдзина не может прорваться сквозь стекло и бетон современных зданий к очерствевшим душам.  А что говорить уж о проблемах маленького обеленного сединами старика остаюшего наедине со своим старым для него и молодым для окружаюших городом.

город старика: 1 комментарий

  1. Спасибо за рассказ. Совершенно потрясающее описание. Удивительно в столь маленьком рассказе заложено столько истории. Подмечены мелочи, которые с такой точной психологической ясностью дают возможность почувствовать окружающий дух Старого Баку и раскрывают мысли Героя. Словно вновь попадаешь в жаркий день с его ароматами и прохладу ночи, когда так уютно, устроившись на кровле и укутавшись в одеяло, можно вдохнуть прохладу ночи, как избавление, как возвращение к жизни. И призыв к молитве, делящий время суток. Все очень узнаваемо и живо. Старость, да это блуждание памяти по волнам воспоминаний. Понятное ранее и осмысление новизны.
    Преклоняюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)