Сносили дом. Чугунной, мятой бабой
крушили стены верхних этажей,
валила пыль из старой кладки слабой,
осколки в рамах – лезвия ножей;
гнилые двери – ртов беззубых дыры,
пустые окна выплаканных глаз.
Три этажа. Здесь праздники всем миром
справляли шумно много-много раз.
Здесь, на верёвке между старых клёнов,
от веку сохло чьё-нибудь бельё;
менялись гимны, флаги, свод законов,
менялся мир, — здесь было всё своё.
На чёрный день откладывали крохи,
справляли свадьбы, просто, без затей,
кричали дети в разные эпохи
и пили, у колонки, из горстей;
одних с цветами ждали у порога,
других, с венками, провожали в путь…
Стоял весь век, а кажется: дорога,
да столько вёрст, что пальцев не загнуть.
Сносили дом. Летела дрань с извёсткой.
Курганом поминальным – кирпичи.
Спросил огня старик на перекрёстке:
— Ломают, брат, что делать… Помолчим.
Настоящее. Спасибо.
Лишь 2 замечание: строка «кричали дети в всякую эпоху» — выбивается из ритма и читается несколько трудновато. Ровно так же слегка диссонирует на мой взгляд образ дороги и последующее «да столько миль». Объясню почему: при чтении сформировался образ РУССКОГО дома, русских людей (не по национальности, естественно, по воспитанию и мироощущению). Милями в России (Руси, да и в СССР дороги не измеряли 🙂 ) — «версты» мне кажется органичнее. Но и сама «конструкция» «дорога, да столько…» возможно лучше будет вариант «Дорога НА столько верст…» ? Мне кажется такой вариант не будет выбиваться из того образа, который складывается с первых строк, а именно продолжит его, расширит до пределов необозримых. Станет ассоциацией Пути — каждого отдельного человека и всех людей, живущих в «общем доме» — стране.
А сплетение образов старого дома, старика, чью жизнь, ценности, судьбу ломают «до основанья» чтоб затем построить очередной «новый мир» — просто бесподобно.
Ставлю «пять», но пока чуть-чуть «авансом». Душевно вас прошу — 2 строки «доработать напильником» :).
Кирилл, действительно, очень хорошо получилось. Тут вам Елена указала заменить две строки. Наверное, она права. Предлагаю свои варианты.
«Кричали дети в разную эпоху». — «всякую» заменить на «разную» там лучше звучит.
«Да столько верст. что пальцем не загнуть». — «миль» поменять на «версты».
Возможно, что у тебя появяться и свои варианты. 🙂
@ Елена Форафонтова:
Со всякой эпохой что- о там было, помнится, красивое, но из размера выпадало… Ну, пусть будет: «в разные эпохи», хотя, мне как-то не айс.
С вёрстами согласен полностью. Задумался откуда мили выскочили, получается — сработала «автозамена»: когда речь идёт о больших расстояниях вёрсты и километры пересчитываются в морские мили, в которой, как говорили, «верста, да полверсты, да четверть версты».
А вот конструкция «… дорога, да столько…» пусть остаётся. «дорога, да не простая, а длиинная» -так думаю.
Спасибо за конструктив!
@ Светлана Тишкова:
Свет, спасибо! Только рекомендовать не надо. Как-то я не то чтобы психую, но в реале сейчас тоже не очень… Не хотелось бы усугублять 🙂
Хороший стих.
Хорошие стихи… Я вижу сейчас замечания коллег выше, перечитываю и понимаю, что они справедливы…А сама все гадаю- а почему я не обратила внимания на шероховатости в произведении? Наверное, потому что автор описал не просто дом,а целую жизнь. Переживания так меня захлестнули.что на небольшие ляпы я и внимания не обратила… Да, вот такие стихи. когда они пишутся искренне, от сердца… Читаешь их сердцем и забываешь про правила … Прекрасная работа! Спасибо Вам, Кирилл, за интересное произведение.
Кирилл, мне ваше стихотворение очень понравилось, поэтому я не обратил внимание на «ляпы», указанные другими авторами при разборе. Если, конечно, их можно назвать «ляпами». Насчёт «верст», наверно, могу согласится, хотя сейчас это слово уже устарело и ассоциируется, скорее, с далёким прошлым, чем современностью, а «ваш дом», как я понимаю, ломали «сейчас». Менять слово «всякую» на «разную» я бы, пожалуй не стал, так как «всякую» звучит как-то «вкуснее», что ли.
Сильный стих. Шероховатости с милями и слогом блекнут на фоне общей конструкции и яркости передачи того, что хотел передать автор. И ему это полностью удалось. Пять звезд из пяти. «Ляпы» убираются ластиком; например, мало кто, вернее, никто, не заметил, что строки начинаются не с заглавных букв, причем это носит несистемный характер. В совокупности с замечаниями других читателей это указывает только на то, что очень годное произведение опубликовано без должной проверки перед публикацией, без шлифовки. А кому она, эта шлифовка, нужна, если это самородок? Можно, конечно, как в старые временища разбирать по слогам и буквам, но это удел бездельников и профанов от литературных цехов. Произведение живое, оно прожито, прочувствовано, а посему это искусство.
очень понравилось!!