В почтовое отделение небольшого сибирского городка вошёл небритый сутулый человек в поношенных валенках и старой телогрейке. Осмотревшись по сторонам с таким видом, будто не понимал, где находится, он неуверенно подошёл к окошку и сказал хриплым голосом:
— Здравствуйте. Я хочу дать телеграмму.
— Пожалуйста. Заполняйте бланк, — ответила телеграфистка, протягивая человеку карточку и карандаш.
Внимательно изучив бланк, он вывел корявым подчерком: «Еду. Ждите. Олег» и протянул в окошко
— Адрес, — сказала телеграфистка
— Что?
— Вы не указали адрес.
— Адрес?.. Москва, Барников… Берников переулок, дом… Простите, я не помню. Извините…
Он положил карандаш и направился к выходу.
Так устроена человеческая память – лишняя информация камнем падает на дно подсознания, а наверх выплывает то, что нужно в повседневной жизни; то, что должно отскакивать от зубов в любое время дня и ночи: «- Фамилия?! – Серёгин. – Год рождения?! – 1914. – Статья, срок?! – 58, часть 3. Десять лет без права переписки. – Дата освобождения?! – 15 ноября 1957 года.»
Осень холодным дождём проникает в каждую клеточку тела, последние листья срываются с деревьев и падают под ноги. Ветер пронизывает насквозь. Здоровья нет совсем, но греет мысль о том, что уже скоро можно будет окунуться в уютное тепло родной квартиры, обнять жену и сына. Это ничего, что без телеграммы, так даже лучше, пусть будет сюрприз. Зрительная память не подведёт; он хорошо помнил дом, в котором родился и вырос. Второй подъезд, второй этаж, дверь налево…
Тогда, десять лет назад, срок звучал как смертельный приговор. С таким сроком ещё никто не возвращался назад. Он возвратился, а, стало быть, ему повезло. Это невероятное везение – быть на свободе, идти под проливным холодным дождём к вокзалу и знать, что скоро будет всё хорошо. Что грядут перемены, что власть стала человечнее, что… Что вообще-то, ты уже не должен жить на этом свете, но живёшь, а потому всю последующую жизнь, какой бы она ни была, можно воспринимать как подарок судьбы.
***
Москва сильно изменилась. Грозным великаном возвышалась над районом высотка на Котельнической набережной, словно командир над вверенной ему частью. Город уже не был тем голодным послевоенным, который проводил его в лагерь; он окреп, помолодел, похорошел. Что-то снесли, что-то построили…
Олег с тревогой шёл по Верхней Радищевской улице по направлению к дому, он боялся, что на месте его дома построили новый, более комфортный, более современный. Но опасения не подтвердились. Сердце готово было выскочить из груди, когда он вошёл во двор, знакомый с детства и снившийся короткими лагерными ночами, в те редкие ночи, когда ему доводилось видеть сны. Двор остался точно таким, как был десять лет назад – те же деревянные лавки, детская площадка, песочница под деревянным грибом. А может быть, и не было этих десяти лет, а всё случившееся было лишь кошмарным сном? Он не мог представить, как ни пытался, как может сейчас выглянуть сын. Тогда он был девятилетним сорванцом с вечно ободранными коленками, а сейчас… Сейчас вырос, возможно женился, может быть обзавёлся собственными детьми…
Со скрипом отворилась дверь подъезда, и в нос ударил резкий запах свежей краски. Как часто он представлял себе этот момент, когда войдёт в свой подъезд, поднимется на свой этаж, позвонит в свой звонок…
— Кто там?
— Я, — довольно глупый ответ в подобной ситуации, но ничего другого сказать не получилось: ком застрял в горле и мешал говорить.
Послышался звук отпираемого замка. Казалось бы – зачем спрашивать «Кто», если любой человек может на это ответить «Я» и будет прав? Но часто такой ответ вполне удовлетворяет хозяев квартиры.
За дверью оказался человек лет сорока, в тренировочных штанах и клетчатой рубашке. Лицо его было Олега незнакомо.
— Простите, это квартира Серёгиных?
— Нет.
— Извините, здесь раньше жили Серёгины. Где их можно найти?
— Не знаю. До свидания.
Дверь захлопнулась перед самым носом, похоронив надежду на маленькое семейное счастье. Жизнь была подарком судьбы, но в этом подарке видимо не было места жене и сыну.
Липкий снег подмешался к холодному дождю и ветру. Холодная водка давала обманчивое и недолгое ощущение тепла. Хотелось напиться, заснуть и не проснуться на той самой лавочке, на которой он когда-то признавался в любви к Кате. Когда это было? Двадцать лет назад? Двадцать пять? В прошлой жизни? А может быть, этого вообще не было? Может быть, всю жизнь были холодные бараки, голодные зэки и злобные охранники, а всё остальное он придумал сам?
Что-то холодное, мокрое и мягкое дотронулось до его руки. Он открыл глаза. Перед ним стоял, освещённый светом одинокого фонаря, грязный, облезлый пёс, свалявшаяся шерсть которого в далёком прошлом, возможно, была белой. На спине его красовалось чёрное пятно, своей формой напоминающее карту СССР…
***
— Пап, можно я оставлю этого щенка?
— Нет. Только щенков нам тут не хватало. Кто с ним гулять будет три раза в день?
— Я буду гулять! Пап, ну пожалуйста. Смотри, у него на спине чёрное пятно, как карта СССР. Ты когда-нибудь такое видел? Мы его будем звать СССР!
Он расхохотался.
— Только этого нам ещё не хватало. Хочешь, чтобы твоего папашу замели за то, что он назвал собаку СССР?
— Успокойся, дорогой. Если тебя и заметут, то не за это, — вмешалась в разговор Катя.
Пса решили оставить. Дома его звали СССР, но на всякий случай шёпотом. На своё имя, произнесённое даже самым тихим шёпотом, он отзывался и бежал из другого конца квартиры. А на людях его называли Савраской, впрочем, это имя он не любил и демонстративно отворачивался, когда его так называли, из-за чего прослыл среди соседей непослушным.
***
— СССР!
Он обнял пса, оказавшегося неожиданным мостиком между прошлым и настоящим. Пёс радостно заскулил, завилял хвостом и несколько раз лизнул хозяина в лицо.
— Я найду их, я обещаю. Мы заживём лучшей жизнью, мы достойны этого. Ты мне веришь?
В ответ пёс ещё раз лизнул своего хозяина и друга.
Андрей извини за сбой даты. Сделай скидку на отпуска. И еще читатели будут, как только будет опубликован список произведений. Пока он не готов. По просьбе авторов многих пришлось окончание приема работ продлить на на неделю. В этот раз активность превзошла ожидаемые результаты. И были проблемы с выходом в инет.
Андрей все конкурсанты тебя уже бояться. Сегодня я получила твой приз за прошлый конкурс и отправляю с уведомлением. А вот с грамотой пока бланков повторить таких же нет. Но я надеюсь еще.
Желаю удачи.
Как хорошо, что я жила в Италии……. :))
Спасибо! Действительно подарок судьбы.
С Уважением! Сергей
Хм, любопытно. Это самостоятельный текст или отрывок из более крупного текста, скажем, романа?
С наилучшими
zautok написал:
Да ладно, извиняться-то. Я же понимаю, что это не специально 🙂zautok написал:
А чего меня бояться? Я не кусаюсь вроде 🙂
@ Сергей Лузан:
Спасибо. Вообще-то самостоятельный, написанный специально для конкурса. Когда уже скинул на утверждение, была у меня мысль связать его с рассказом «Тушёнка», сделав героя отцом Лёньки, и я даже отправил такой вариант Надежде на конкурс, но потом передумал — показалось, что слишком натянуто получается.
Вы, как всегда, умеете тронуть за душу. Успехов на конкурсе)
Андрей, очень хорошо написано. Произведение цепляет, а это самое главное. Успехов в конкурсе!
Успехов в конкурсе!-А мне кажется лучше будет-» Удачи в конкурсе!»-так правдивей! С уважением! Иванушка.
Отличная интрига, честно сказать — давно такого не читал. Но зачем автор торопится? Зачем даёт вещь кусками? Разонравилась тема? Такое бывает, и если это так, то жаль. А завязка действительно на очень высоком уровне: на таком пустяке как визит на почту «прописать» всю тему — это не каждому по плечу. Что-то вроде продолжения «Холодного лета пятьдесят третьего».
@ Ivanushka:
Иван, если произведение достойное, удача ему ни к чему. А успех — это как минимум тройка лидеров)
Значит у меня плохой вкус, но меня не попёрло от этого рассказа, Вы уж извините. У каждого свой вкус , мне многие работы Бурого очень даже нравятся, а это не в моём вкусе, ещё раз извиняюсь.
С уважением Иванушка.
Катрина Алекс написал:
Спасибо. Очень приятно получать такие тёплые отзывы, особенно на те вещи, которые написаны в том жанре, который у меня по собственному мнению не особенно получается. Честно говоря, гораздо больше мне нравится писать в жанре сюрреализма. В этой связи особенно огорчает столь малый интерес к рассказу «Заблудившийся»
Светлана Тишкова написал:
Спасибо. А не хватит ли мне успехов на конкурсе? Что-то их слишком много 🙂
alex1958 написал:
Что-то я не понимаю… Как я уже писал выше, это самостоятельная вещь, насчёт которой у меня была мысль склеить её с предыдущим рассказом. Но не получилось хотя бы потому, что по воспоминаниям очевидцев, после войны животных в Ленинграде практически не осталось. А без собаки этот рассказ был бы слишком пресным.
Спасибо за отзыв. Но до “Холодного лета пятьдесят третьего” мне явно не доплюнуть 🙂
@ Ivanushka:
И Вам спасибо 🙂
И что я вам плохово сделал ? Не понимаю.
Видите, даже перед этим с ошибками написал. Три раза писал рецензии. В ответ презрение, ни да,ни нет.
Если честно за» Тушенку»правильно пятёрку поставил, хоть и комментарий не давал. От души написано, читается и задевает каждый нерв. А тут по инерции. Эту тему поднимали уже много авторов, и ничего нового вы в неё не внесли. С Уважением писать не буду, зная ответную реакцию. Сергей
Сергей Бабинцев написал:
Вы мне — ничего плохого. Честно говоря, претензий не понял. Извините, если обидел случайно
Сергей Бабинцев написал:
Каюсь, не всегда отвечаю на рецензии, но к личности рецензента это отношения не имеет. Насколько я помню, на какие-то Ваши рецензии я отвечал. Ещё раз извините.
Может я где-то проглядел. Удачи и Творческих Успехов!
С Уважением! Сергей
О! Уже с уважением 🙂 Спасибо
@ А. Б. Бурый: @ Сергей Бабинцев: Ребята перестаньте собачится. Радуйтесь жизни. Лето, но скоро и зима прийдет не ускоряйте процесс. Ну относитесь не так критично ко всему. Что наша жизнь — Мгновенье. Цените свободу полета мысли. Пишите и радуйте своими произведениями. А что и как это видит каждый по своему.
Андрей очень рада твоей победе. Ты лидер. Удачи.
Андрей, поздравляю с победой. Вы молодец!
Андрей все призы на первой страничке произведения. Можно посмотреть.
zautok написал:
Дык мы и не собачились. Было просто лёгкое недопонимание 🙂
@ irina korotkova:
Спасибо.
@ zautok:
И Вам спасибо 🙂