Хорошо, когда в семье есть мама и папа, а ещё лучше, когда есть бабушки и дедушки. Мне повезло, у меня были мама, папа и бабушка. Бабушка Аграфена. Добрая, умная, заботливая, любящая, в меру строгая. Если во мне что-то и есть хорошее, то не менее половины этого – заслуга моей бабушки. С большой любовью к бабушке я посвящаю ей этот рассказ.
Аграфена родилась и выросла в хорошей, с крепкими семейными устоями и традициями, деревенской семье. Окончив школу, стала работать на конюшне, так как с раннего детства любила лошадей. Она считала, что лошадь — очень умное животное, миролюбивое, красивое. Чистить их, кормить, водить пастись, ей доставляло удовольствие. А ещё нравилось просто смотреть на лошадей, особенно на свободе без упряжи – их грациозность, стать вдохновляли, вселяли в сердце покой, становилось легко и хорошо.
Вскоре в деревню приехал на работу бухгалтером-экономистом городской юноша Иван. Молодые люди понравились друг другу с первых встреч. Они даже были похожи – одинаково высокого роста, стройные брюнеты с красивыми чертами лица. Взаимопонимание, уступчивость, доброта, миролюбивость были присущи обоим. Недолго повстречавшись, поженились. Жили, как говорят в народе, душа в душу, в любви и согласии. Многие завидовали им. Но никакой «сглаз» не мог разрушить большую и крепкую любовь.
Колхоз предоставил семье добротный двухэтажный дом. У супругов родилось четверо детей – два сына и две дочери. Родители Аграфены были рады за дочь, говорили, что, видимо, «при рождении её богушко поцеловал в макушку».
Иван был очень грамотным, честным, работоспособным специалистом. Это заметили районные власти, перевели его работать в административный центр, в шестидесяти километрах от их деревни, где также предоставили сначала квартиру, а затем отдельный дом на берегу реки. Аграфена тоже устроилась на работу с любимыми лошадьми в промышленном комбинате. Вот, оно – счастье. Живи и радуйся! Старший сын уже оканчивал школу, второй был подростком, а дочери ещё учились в младших классах, когда пришла беда. Беда на их семью и всю страну – началась Великая Отечественная война.
В первые дни Ивана сразу призвали на службу. Вскоре от него пришло письмо, что едет на поезде на западный фронт. Это было его единственное письмо. День за днём, месяц за месяцем ждала Аграфена весточку от любимого мужа. Особенно тяжело было ночами. Хоть и уставала она сильно на работе и дома, заснуть порой никак не могла. Аграфена помнила умные, добрые, красивые глаза мужа, его сильные, но такие ласковые руки.
Вскоре старшему сыну исполняется восемнадцать лет и его призывают служить в вооруженные силы, направляют на фронт. Где взять женщине силы выдержать испытания – нет вестей от мужа, уезжает воевать сын, на ней одной заботы ещё о трёх детях. Но силы находятся, как и у миллионов других женщин нашей страны.
Аграфена работает на комбинате, ведёт домашнее хозяйство, заботится о детях. Тайком то плачет, а то усиленно молится богу за мужа и сына. Сын присылает весточки, что жив, здоров, служит в штабе секретарём. От мужа нет вестей. Тяжело это перенести, но раз нет вестей – ни хороших, ни плохих, значит, есть надежда на лучшее. Но, однажды, через шесть месяцев войны, принесли повестку о том, что муж без вести пропал со всей дивизией в болотах прифронтовой полосы в первый месяц войны. Женщина получила такой удар, что ноги подкосились, она сползла на землю. На её крик выбежали дети из дома. Сквозь застилающую глаза, разум пелену Аграфена увидела три пары испуганных детских глаз. Именно это — детский страх, любовь матери к детям стали для женщины спасением от безумия, сильнейшего отчаяния.
Конечно, опустошенность, тоскливое одиночество, потерянность, ощущения «непонятности, как же теперь жить» никуда не ушли, но Аграфена думала о детях. Дочери, чувствуя напряжённость мамы, постоянно прижимались к ней, обнимали. Сын Павел больше всех понял семейное горе, ему уже было 13 лет, он замкнулся, почти не разговаривал, не хотел есть. Часто Аграфена, придя с работы, находила его безмолвно лежащим на кровати. Любящая мать, как могла, поддерживала сына. Не давая ему уйти в уныние, она спасала его и себя.
Немного придя в себя от горького известия, Аграфена в глубине души посеяла надежду, что это может быть ошибкой и любимый Иван жив, просто ещё не смог пробраться к своим, но обязательно объявится. Эти мысли придавали сил, которые сейчас были очень нужны.
Она потихоньку возвращалась к повседневной деятельности и заботам, и как это не было трудно — продолжала свою жизнь. От старшего сына Якова письма приходили регулярно. Узнав о потере отца, он старался писать матери письма чаще, как только была возможность.
Война продолжалась. Продуктов питания в стране не хватало. Аграфену с детьми сколько-то спасали свои огород, корова. Но к концу зимы корову пришлось заколоть, так как не было для неё кормов. Следующие годы без коровы были ещё труднее – испытывали настоящий голод. Павел как мог, помогал матери – присматривал за сёстрами, пока она было на работе. Весной с друзьями ходил на колхозные поля выкапывать прошлогоднюю картошку, которую не успели осенью убрать, собирали пистики — побеги хвоща полевого. Он взял на себя ответственность за маму и сестёр, представляя, как отец был бы за него горд.
Аграфена с детьми перенесла все тяготы войны. Ей в этом помогли душевная доброта, любовь к детям, людям, трудолюбие, упорство, терпение, умение верить в лучшее и надеяться. Надеялась она и на внезапное возвращение мужа, хотя с каждым следующим годом надежда угасала. Несмотря на горе и жизненные трудности, в женщине остались привлекательность, горделивая стать. Были мужчины, желающие с ней общаться поближе. Один из соседей вернулся с войны, а его жена умерла, не пережив голод и другие страдания военной поры. Спустя время, он стал свататься к Аграфене. Не плохой мужчина, работящий, не пьющий. Но как представить на месте любимого мужа Ивана другого мужчину? Этого она не могла представить и допустить даже в мыслях.
Сын Яков благополучно вернулся домой после победы, получил экономическое образование и как отец, успешно работал бухгалтером в соседнем областном центре.
Обе дочери хорошо окончили школу, институты, работали в образовании и в культуре в разных городах.
И только сын Павел не захотел ни куда уезжать, он не мог и не хотел оставить мать одну. После школы сразу женился на любимой девушке, привёл её жить в дом со своей мамой, а сам ушел в армию. Вернувшись, они прожили дружно всю жизнь вместе, воспитав пятерых детей. Конечно, как и во всех семьях, были свои неурядицы. Например, Павел своей приятной внешностью и добрым нравом привлекал многих женщин. Они оказывали ему разные знаки внимания, которые замечала и жена. Были ссоры, разборки. Аграфена, стараясь обычно не вмешиваться в дела молодых, решилась поговорить с каждым из них по-отдельности. Обоим строго наказала не выяснять отношения при детях, сберечь их души и нервы. Сына спросила – любит ли он по-прежнему жену? Услышав положительный ответ, советовала показывать, что все остальные женщины ему не нужны, он замечает и любит только жену. Снохе же предложила смотреть не на других женщин, а на себя и своего мужа. Главное, сказала она, какие отношения между вами. При крепком любовном союзе никто и ни чего не страшны. Рассказала снохе о своей любви с Иваном, о том, какой он был привлекательный для неё и для других. Она ему верила, ведь только они про себя знали, как любят друг друга, как нужны друг другу, как нежны друг с другом.
Павел с женой работали, обеспечивая семью деньгами, а Аграфена, растила, воспитывала внуков, готовила всем вкусную еду, ухаживала за домашними животными. Конечно, ей помогали внуки, когда подрастали. Ведь Аграфена сумела и в них вложить то, что имела сама – любовь, заботу о ближнем. Теплота ласковых бабушкин рук, доброта – вот то, что в этой семье передавалось по наследству.
Хороший добрый рассказ, а некоторую незаконченность можно отнести к той мысли, что новые поколения тоже продолжат традиции и будут новые бабушки … Только бы не война! Дедов я не застал, а вот бабушка у меня была, очень хорошо образованная. Я помню её всё время с книгой. По моему все оперы знала наизусть и могла напеть. Выпускница Смольного умела и готовить и стирать и в преферанс играла. Им с мамой в войну тоже досталось. И финны собаками травили и немцы чуть в газовой камере не удушили, подпольщики спасли. Да не меньше, чем пол страны с такой судьбой. Очень важно об этом вот так просто рассказывать, чтобы наша избалованная молодёжь знала какой ценой … Спасибо и успехов!
Спасибо Вам! Да, замечательная у Вас была бабушка!!! О незаконченности я услышала. Учусь. Всего хорошего!