Горел дом. Правда, сначала я не поняла, что означает это зарево. Был поздний вечер, тьма. И на этом фоне огромным костром полыхал огонь. И был он яркий, чистый, даже какой—то сказочный, как на Масленицу, когда сжигают чучело уходящей зимы.
Я бросилась к телефону, набрала «01» и сказала, что в районе дач около нашего посёлка что—то сильно горит.
— Машины уже выехали, – ответила диспетчер. Немного успокаивало то, что горел не жилой дом, а дача и то, что был рабочий день, значит, людей там быть не должно. Как потом стало известно, сгорели три дачи, и пострадавших нет.
Этот случай напомнил мне детство: как мы любили огонь! Может, это связано с теплом «буржуек» в ледяном холоде послевоенных квартир или с огоньками самодельных светильников, разгоняющими ночную тьму. Или с нашим, почти языческим развлечением: мы, дети, любили прыгать через костёр. Понимая, как это опасно, костёр разводили в какой—нибудь ямке, но всё равно было страшновато. И весело.
Но огонь, как и человек, может быть добрым, тёплым, ласковым, а может стать и опасным, враждебным. То лето было жарким и сухим, горели леса Подмосковья. Загорелся и наш лес, окружающий заброшенное колхозное поле, на котором полуголодным медикам выделили землю под огороды.
Несмотря на предупреждение, я всё же пошла в поле. Горел уже кустарник на опушке, но я решила, что успею немного поработать. Увлеклась. И вдруг услышала какой—то странный гул, будто подходит поезд. Я оглянулась и обмерла: на меня с огромной скоростью надвигалась лавина огня, отрезая мне путь к дому. Это вспыхнула стерня на поле.
В моём сознании промелькнуло воспоминание из детства, когда я уже горела. Правда, тогда обгорели только мои кудри спереди, брови и ресницы. И, Слава Богу, рядом оказалось ватное одеяло, которое я набросила на голову.
Я беспомощно огляделась вокруг—в поле ни души. И вдруг на дороге, ведущей к посёлку, показался уазик. Из него выскочили люди и стали отчаянно махать мне руками: «Скорее! Скорее!» Как я бежала по полю! Мы успели проскочить. Спасибо незнакомым добрым людям.
И всё же я люблю огонь. Мне нравится древнегреческий миф о Прометее, который первым из богов пришел на помощь людям: подарил им огонь и искру надежды на лучшую жизнь.
Может быть, поэтому ежегодное Сошествие Божественного Огня в Иерусалиме вселяет в человечество такую Веру и такую Надежду: всё хорошо. Будем жить!
Прекрасный, глубокий рассказ. У меня пробудил кучу воспоминаний. Из хороших: на Дальнем востоке все поголовно осенью жгут пал. По краям дороги растут в болотистой почве на кочках пучки травы и это море огня. Свет его отражается от низких облаков розовым цветом, красота необыкновенная. А что было вкуснее колбасы на ободранных веточках на костре и картошки в углях. Замечательно написан рассказ или эссе? Успехов!
@ val_338122@mail.ru:
Спасибо, Владимир, за прекрасный комментарий! Что касается жанра, я всегда затрудняюсь его определить. Называю одним словом «рассказ». Хотя, Вы правы: «Огонь»—скорее эссе. Всего Вам доброго!
@ Анна:
Не удержался от традиции не комментировать. Люблю языки пламени в камине, костре.
Три раза ночевал в зимнем лесу, выжигая костром выкопанную площадку, набрасывая на потушенные угли срезанные сочные ветки ёлок, а сверху укрывался плащ накидкой, которая крохотной плотной скаткой всегда валялась в рюкзачке или в солдатском вещмешке.
Нодью разжигал очень часто чтобы комфортно ночевать и прогреть озябшие кости, при этом всегда делал стеночку от ветра на ровной площадке. Два раза стеночку заменял небольшой обрывчик и я сильно угорел. Думаю, что разжигать нодью можно только на ровном месте, делая стеночку из сырых веток с листьями.
Сколько мяса, рыбы на углях готовил! В Карелии так хотелось хлеба, надоели галеты, что даже блины на раскалённых камнях испек(пусть простят меня птички за то что яйца из кладки украл), кроме муки, соли,сахара,чая, галет, двух банок тушёнки и бутылки питьевого спирта ничего с собой не было, разумеется, были крючки и патроны. Впереди было 150 км до егерского кордона.
В степи всегда имею с собой спички. Когда вижу стену огня и не имею выхода и сырого места, всегда отбегаю, сколько могу, срываю пучок, поджигаю и делаю полоску подпала. На выгоревшем месте ложусь лицом вниз и укрываю голову, руки ложу под себя. Если помочиться на что-нибудь и набросить на голову, то можно вообще обойтись без ожогов дыхательных путей, но я брезгую. от этого потом долго кашляю. Когда стена проходит через тебя, надо встать во весь рост, чтобы дышать свежим воздухом, но торопиться не стоит, если нет явной потребности.
Огонь — замечательное название и содержание меня побудило на мои личные сантименты. Мой вам респект за написанное.
Добрый день, Анна!
С огнём шутки плохо. Мне нравится смотреть на огонь, когда он горит в печи или в камине, но пожар это страшно. Хорошо, что в тот момент мимо проезжала машина и вы успели убежать от огня.
Анна,мирный огонь костра увлекает и успокаивает.Пожар дело другое….страшно это,особенно с жертвами.
А так,бесконечно можно смотреть на огонь и воду….. И заряжаться от них бесконечно!
@ Александр Касько:
Спасибо, Александр, за воспоминания и житейские советы, хотя лучше не попадать в ситуации, подобные описанными Вами. Всего Вам доброго!
@ Светлана Тишкова:
Да, Светлана, было довольно страшно. Но ещё страшнее было в ту ночь, когда загорелся наш сосновый бор практически рядом с домами. Слава Богу, обошлось. Хорошего Вам вечера.
@ bianka.ry:
Вы правы, Лена, относительно камина. Всю жизнь мечтала о камине. Но, не суждено…Спасибо за комментарий.
Огонь вседа был символом очага, а, значит, жизни. Спасал от холода и голода. Да и у предков-язычников костёр всегда имел мистическое значение. Хуже умышленные палы. Удобно и легко — трава горит сама и можно спокойно пойти за водкой. Вороватые аредаторы леса выжигают пни от незаконных порубок. Мол, всё само сгорело — от молнии, например. В огне этом рукотворном гибнут животные и люди частенько. За три недели рукотворных пожаров в в одной Хакасии, например, убытки превысили годовую прибыль государства от всей лесной отрасли, по словам министра. А вообще написали Вы ярко, хорошо, Анна! Успехов и только доброго огня!
Спасибо, Владимир, за комментарий, с которым нельзя не согласиться. И, конечно, мне приятно, что миниатюра Вам понравилась. И Вам всего доброго!