Последний вдох. Прерывистый, горячий.
Осенний лес загадочен и прост.
Еще глядит он на меня незряче,
И воронье не покидало гнезд.
Последний вдох. А там — дугою выгнут —
Рванется вскачь последний, верный конь.
Пустые стремена протяжно вскрикнут,
И — рукоять теплее, чем ладонь.
Последний вдох. Я весел был и дерзок,
Судьбу свою умел застать врасплох.
Она была щедра. И напоследок —
Последний дар. Последний сиплый вдох.
Последний вдох.
И над дремотной ранью.
Порхнет душа из расчехленных жил.
Последний вдох — разверстою гортанью.
Прощай, земля.
Спасибо, что я жил.
Мне кажется опять того интенсивного художественного поиска, который случался в ваших прошлых, лучших стихах здесь нет.
5.
В этом случае 5 не самая высокая оценка. То, что было бы хорошо для большинства, для вас проходной пункт.
Судьбу Спартака трудно назвать щедрой по отношению к этому человека. По-моему, нет нечего печальнее, всю жизнь идти к определённой цели и так ее и не достигнуть.
Вот так схватите ломать свободы или успеха. И отпустите. Будите ли вы после этого благодарить судьбу или бога?..
Спасибо. Настоящее. Неистово и взахлеб. Пять — это ничто, но здесь это высший балл. Поэтому рекомендую жэри. И ставлю пять.
Песни и пляски написал:
Хоть ваш вопрос к автору, но позвольте на него ответить и мне. За себя. Да, конечно. А как иначе ощутить биение жизни если не через обретения, победы, поражения, не через взлеты и падения? На заданный вами вопрос ответ один — «да». Для тех, кто живет, а не проживает.
Песни и пляски написал:
Отчего же. Он нагнул великий Рим, да так, как никто не нагибал до него, да и после. Беглый раб, фракийский варвар с горсткой бойцов.
Его зарубили в куски, его друзей распяли на крестах вдоль дороги. Но они сделали дело!
http://prozaru.com/2012/04/ostavshiysya-v-zhivyih/
Елена Форафонтова написал:
Благодарю Вас, сударыня. А насчет жюри — право, не стоило.
@ Uliss13:
Вот именно, это для нас он герой, а для себя самого — он был беглым рабом, чья жизнь состояла сплошь из несчастий.
Песни и пляски написал:
Герой не тот, кто победил. Герой — тот, кто восстал, не имея никаких шансов на победу.
«Мы сегодня покажем, как пьют
За успех безнадежного дела!»
© Ю.К.
Хорошее стихотворение!!!
Что-то у П&П ворчливое настроение. Мне вот понравилось. Действительно на одном дыхании. Очень хорошо.
Рустем, здравствуйте! Стихи хорошие. Многословить не буду и так всё понятно без лишних слов.
Последний вдох. А там — дугою выгнут —
Рванется вскачь последний, верный конь.
Пустые стремена протяжно вскрикнут,
И — рукоять теплее, чем ладонь.
Рустем, а на меня как раз нашло многословие. Обычно, я уже машинально ставлю 5, едва прочтя ваши стихи. Аура их просто обволакивает и подкупает… но даже на солнце говорят есть пятна, и совершенству нет предела. Так, что немудрено, что иной раз даже в ваших текстах зацепишься взглядом за спорные…на мой взгляд…детали. Как, например, сейчас. При прочтении этого отрывка возникли вопросы. Знаю… вы не правите тексты после публикации (или я это пропустила), и редко комментируете их, но не могу удержаться от желания самой для себя докопаться до сути собственных сомнений. Так…рассуждения вслух.
Две строчки смутили своим содержанием в этом отрывке….первая и третья строки…
«А там — дугою выгнут —»… и…» Пустые стремена протяжно вскрикнут,»…
Понимаю, поэзии присуща фантазийность, многослойность подтекстов в образах, но все же…считаю над этими двумя строками автор мог бы еще подумать.
Логическая цепочка событий по авторской версии в этом отрывке:
Спартак смертельно ранен — в бою был конным -умер не сразу – от смертельного удара Спартака опрокинуло назад, мышцы были ему уже неподвластны – тело выгнуло дугой и его бьет о бок коня, т.к. ноги или нога зажаты в стременах или в стремени (иначе тело просто бы упало на землю, без всякого выгибания) – лошадь в испуге понесла – тело остывает, жизнь из него уходит…кисть руки уже холоднее рукояти меча. Если все верно в этой цепочке, то мои вопросы логичны.
» А там — дугою выгнут —» …дугою выгнут… Тире обычно ставят вместо слов умолчания… Я только вчера читала правила о тире. В одном из случаев, тире действительно в тексте ставится, если исходные действия вызывают неожиданное и быстроразвивающиеся события….как в тексте: рана- всадник опрокидывается – лошадь несется.
Вставляю «я» перед «дугою» — нормально….» Я дугою выгнут», но в таком варианте за этой фразой невольно ждешь продолжения….что же дальше происходит с героем….вроде такого:
«А там –(я) дугою выгнут, обмякшей кладью бьюсь о круп коня»….или что-то подобное, лишь бы было понятно почему конь понесся вскачь, но тексте сразу говориться о лошади, значит лучше ставить «меня», чтобы далее шло простое перечисление событий.
«Последний вдох. А там —(меня) дугою выгнут —»…
Теперь некорректно слово «выгнут»…гнет кто-то извне, заставляет гнуться. Изменение окончания исключила бы вопрос «кто?»
«Последний вдох. А там —(меня) дугою выгнет —
Рванется вскачь последний, верный конь,…»
Второй вопрос…
Если тело не упало на землю, а бьется о коня, отчего он в испуге пускается вскачь, то значит стремена не могут быть пустыми…или хотя бы одно из них… — несоответствие в авторской строке
«Пустые стремена протяжно вскрикнут,…» Пусть даже автор одушевляет железо … «вскрикнут», вместо «скрипнут», что было бы более правдоподобно, автор волен в своих ассоциациях, тем не менее вопрос «почему пустые стремена протяжно вскрикнут?»
*Вскрикнуть – издать кратковременный, внезапный крик.
*Протяжно…т.е.длительно…- кричат.
Мои варианты:
*И стремена натужно, с болью вскрикнут ( от тяжести обмякшего тела)
* И стремя, обрываясь, звучно (или… с болью…) вскрикнет
———————————————————————————-
Я, в итоге, выбрала для себя такой вариант:
Последний вдох. А там — дугою выгнет —
Рванется вскачь последний, верный конь.
Железо стремени телесно вскрикнет,
И — рукоять теплее, чем ладонь.
————————————————————————————-
*Стремена вскрикнут (от боли), т.к. обрываются под тяжестью тела,
Но может они не обрываться, тогда :
* « Железо стремени натужно вскрикнет»
p.s. Забудьте все, что я тут написала ….Рустем, спасибо вам! я просто с удовольствием поварилась в вашем авторском котле…или потопталась около него….еще не определилась.
:)))
автореквием. Отличная вещь, Uliss13
Благодарю всех, кто счел нужным высказаться.
Переделать — оно конечно, можно. Но едва ли получится. Как у кого, но я могу переделать только свеженаписанное. А когда уже все затвердело, схватилось, я теряю интерес и к стиху, и к прозе. А данный стишок был написан уже лет этак 15 назад 🙂
Тема Спартака меня тогда вообще привлекала.
Выше я разместил ссылку на другой опус о Спартаке…
Привет, Рустэм! С удовольствием прочитал. Думаю, что стих имеет более широкое звучание, чем заявлено в заголовке, хотя «Спартака» Джованьоли и Говарда Фаста читал, жаль, что последнего — впервые на немецком, он как-то тогда нелестно отозвался о Компартии. Пойду по ссылке.