государем». В ответ Никон, не снимая с себя патриаршего сана, демонстративно в
Успенском соборе переодевается в монашеские одежды и удаляется в Воскресенский
монастырь. Положение остается неопределенным 9 лет, все эти годы царь
возглавляет и государство, и церковь. Окончательное решение по церковной реформе
и судьбе Никона выносит Московский собор 1666г. Никон за самовольный уход с
патриаршего престола, за притязания на главенство церковной власти над царской и
«плохое обращение с людьми» лишается патриаршего сана и осуждается на ссылку в
Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор официально и окончательно утверждает
проведенные церковные реформы и указывает, что реформы — не личное дело
Никона, но царя и церкви. Не признающие реформ объявляются еретиками и
предаются проклятию. Собор предает вечному проклятию и тех, кто «не покорится
святой Восточной церкви». Восточные патриархи, участвующие в Соборе, добиваются
также запрещения «Повести о Белом Клобуке», где писалось о предательстве
греческой церкви на Флорентийском соборе (1439) и о «чудесном появлении на Руси
белого клобука» — мистического символа «третьего Рима». Для Москвы это означало,
что с идеей «третьего Рима» покончено.
Не принявшие «новой веры» церковнослужители и простые верующие уходят в
«раскол» (т.е. «откалываются» от официальной церкви) и начинают с новой церковью
борьбу, открытую и партизанскую. Среди их сторонников представители всех
сословий. Наиболее стойкие приверженцы старой веры, в основном, из жителей
посада и крестьян, оставляют дома, бегут на Север и в Заволжье, где основывают
раскольничьи скиты. Власть начинает их преследование; розыск раскольников и
расправу над ними царь своими указами от 1666 и 1667 г.г. поручает воеводам.
В 1668г. новые церковные книги отказывается принять Соловецкий монастырь.
После безуспешных переговоров и не одной смены настоятеля монастыря царь
направляет карательную армию (свыше 1000 человек). Монастырь, за стенами
которого нашли убежище бежавшие крестьяне, казаки Степана Разина и др., держит
оборону 8 лет — «Соловецкое сидение». И только в 1676 г., благодаря измене одного из
монахов, указавшему неприятелю лазейку в стене монастыря, царским войскам
удается овладеть северной цитаделью раскола. Руководители восстания были
казнены, активные участники — казнены или сосланы в Сибирь.
Главный лидер раскола Иван Неронов в 1666г. раскаялся и умер в 1670г., будучи
архимандритом Переяславль-Залесского Даниловского монастыря. Аввакум, не
отказавшийся от своих убеждений, просидел 15 лет в земляной яме в Пустозерске и в
1682г. (уже при Федоре Алексеевиче) был сожжен на костре вместе со своими
единомышленниками — протопопом Лазарем и дьяконом Федором (Лазарь и Федор
перед ссылкой в Сибирь были подвергнуты «урезанию языка»). В августе 1681 г. уже
сын Алексея Михайловича — Федор Алексеевич возвращает умирающего Никона в
Москву и добивается его захоронения в подмосковном Воскресенском монастыре
(«Новом Иерусалиме») не как простого монаха (на чем настаивал патриарх Иоаким), а
как бывшего патриарха.
Правители России (IX -XX в.в.)
Страницы: Страница 1, Страница 2, Страница 3, Страница 4, Страница 5, Страница 6, Страница 7, Страница 8, Страница 9, Страница 10, Страница 11, Страница 12, Страница 13, Страница 14, Страница 15, Страница 16, Страница 17, Страница 18, Страница 19, Страница 20, Страница 21, Страница 22, Страница 23, Страница 24, Страница 25, Страница 26, Страница 27, Страница 28, Страница 29, Страница 30