Правители России (IX -XX в.в.)

что только такая реформа позволит реализовать идею получения Москвой статуса
вселенского православного центра — «третьего Рима», озвученную митрополитом
Зосимой еще в 1492 г., и о которой монах Филофей напоминал Василию 3, а
митрополит Макарий — молодому Ивану IV. При этом Никон не просто напоминает об
этом Алексею Михайловичу, но убеждает царя в том, что в достижении этой великой
цели Москву поддержат восточные патриархи и православные, проживающие в юго-
западных земель. Свидетельством тому патриарх считает просьбы к русскому царю:
константинопольского патриарха — «помочь вернуть православию храм Святой Софии»,
иерусалимского — «защитить православных сербов, болгаров, греков, томящихся под
османским гнетом»; Богдан Хмельницкий через своего посла просит Алексея
Михайловича взять Запорожское войско под свою защиту. Царь доводы патриарха
принимает, задачей реформы становится обеспечение единообразия в
богослужебных актах не только внутри страны, но и с тогдашней греческой
православной церковью, по уставу которой живут православные за рубежом, в том
числе в западных русских землях, включая Киев, где подобная реформа уже
проведена.
Главный вопрос, который встает перед реформаторами, по каким
первоисточникам вводить единообразие, редактировать церковные книги. Точка
зрения «ревнителей» — только по старым рукописным («харатейным») русским книгам.
Царь и Никон, напротив, после недолгих размышление и обсуждений, в том числе и с
представителями греческой церкви, принимают решение — редактировать только по
греческим книгам, и не древним рукописным, а печатным, используемым в греческом
православии на тот период времени. Собор 1654г. решение царя и патриарха
утверждает…
Проведенная реформа («обеспечение единообразия» в богослужебных актах и
редактирование церковных книг) приводит к результатам, ошеломившим не только
«ревнителей», но и всех верующих в России, поскольку при проведении этих
мероприятий реформатором пришлось учесть то обстоятельство, что за 600 с лишним
лет, что прошли с момента крещения Руси, греческий богослужебный порядок (устав)
существенно изменился: зарубежные православные крестятся «тремя перстами»,
произносят «Иисус», а не «Исус», троекратно — «аллилуйя», крестные ходы с
плащаницей вокруг храма совершают » против солнца»; некоторые таинства
(крещение, миропомазание и др.) сокращены и изменены, иконы пишутся по
образцам западных картин и др. Но Московский Собор (1656) все церковные
нововведения Никона и царя утверждает, а «двуперстников» объявляет еретиками и
предает проклятию. Обескураженные «ревнители» пишут челобитные царю,
возмущают народ своими гневными проповедями и открытыми выступлениями
против нововведений. Возглавляют оппозицию епископ Казанской церкви Иван
Неронов и протопоп Аввакум.
Тем временем резко меняется отношение повзрослевшего царя к патриарху. Он
не приглашает Никона на официальные приемы, не посещает его службы; передает
ему через князя Ромодановского требование — не называть себя «вторым великим