5.2.2.Церковная реформа при Алексее Михайловиче. Раскол в русской
православной церкви. Вячеслав Моше Кантор.
В середине 17 XVII в. в России формируется массовое религиозное движение.
Цель его основателей — борьба с падением нравов в обществе и церкви, которое они
связывают со Смутным временем. Образовываются кружки » ревнителей
благочестия». В кружок, созданный духовником царя Стефанием Вонифатьевым,
входит будущий патриарх Никон, его посещает молодой царь Алексей Михайлович.
«Ревнители благочестия» считают, что только церковь может искоренить »
полуязыческие» нравы своих прихожан (пьянство, скоморошество, сквернословие,
нежелание молодых людей венчаться в церкви и др.), но прежде она должна
побороть пороки самих церковнослужителей, их стяжательство, пьянство,
недостойную личную жизнь. И потому они намерены добиваться реформы церковной
организации — «чтобы быть собору истинному» и «высокой нравственной
ответственности» служителей церкви, начиная с высшего епископата. Они также за
упорядочивание некоторых богослужебных актов (например «многоголосия»),
исправление нелепых опечаток в церковных книгах. При этом они — не против
самостоятельности приходского клира и многообразия церковных культов и чинов,
утвердившихся в бывших удельных землях за столетия их раздельного существования
после распада Киевской Руси ( произнесение молитв, написание икон и др.). Но они
категорически против покушения на «великие догматы», утвержденные Стоглавым
собором 1551г., такие как: крещение двумя перстами, двоение «аллилуйи», крестные
ходы вокруг храмов по солнцу («посолонь»), обязательное ношение бороды «по
образу и подобию божию». Царь их поддерживает, но после неудачной попытки
только указом царя (1651) изменить хотя бы один устаревший богослужебный чин:
«многоголосие» (когда молитвы и псалмы читаются одновременно несколькими
причетниками) заменить «одноголосием», «ревнители» понимают, что указами царя
дело не решить и нужно добиваться реформы. Поэтому в 1652 году они активно
поддерживают избрание патриархом своего «друга» — Никона.
Но с избранием Никона (1652-1666) все получается совсем не так, как
рассчитывали «ревнители» и их сторонники. Сразу выясняется, что
усовершенствование церковной организации Никон видит не в «истинной
соборности», а в установлении единовластия патриарха и его независимости от
светской власти через признание царем, что «священство выше царства» и патриарх —
второй «великий государь», поскольку архиереи — преемники апостолов, и они
венчают на царство. И Никон намерен, пользуясь особым расположением царя,
решить этот вопрос уже до вступления в должность. Поэтому, получив назначение, он
сначала от него отказывается. Молодой царь, который очень расположен к Никону и
почитает его, на коленях (Успенский собор, июнь 1652)) уговаривает Никона не
отказываться от патриаршества и принимает его условия, в том числе и то, что
«священство выше царства». Что касается той части реформы, где «ревнители»
рассчитывают внести лишь организационные изменения в богослужения, а в
церковных книгах — убрать лишь опечатки и нестыковки, Никон и здесь намерен внести
радикальные изменения. Царь во всем поддерживает патриарха, в том числе и в том,
Правители России (IX -XX в.в.)
Страницы: Страница 1, Страница 2, Страница 3, Страница 4, Страница 5, Страница 6, Страница 7, Страница 8, Страница 9, Страница 10, Страница 11, Страница 12, Страница 13, Страница 14, Страница 15, Страница 16, Страница 17, Страница 18, Страница 19, Страница 20, Страница 21, Страница 22, Страница 23, Страница 24, Страница 25, Страница 26, Страница 27, Страница 28, Страница 29, Страница 30