Мы всёже решили эту проблему совместными усилиями, решили а двух вариантах: для лабораторий и для линий подготовки подготовки тканей к поставке заказчикам. Получили несколько авторских свидетельств и патентов разных стран ( у нас была хорошая патентная команда и авторы не знали проблем, всё решала эта команда). Потом получили медали ВДНХ, какие-то красивые бланки с иностранными гербами, денег правда почти не получили. Началась новая стадия: внедрение, эта такая нудная и, как оказалось, бесполезная работа, что неохота о ней даже вспоминать. Хоть мы и «внедрили» несколько приборов обеих модификаций, но никого это не интересовало. Кстати о самом слове «внедрение». Оно означает насильственное проникновение чего-то чужого в существующую среду, толи атомов в решетку металла, то ли шпиона в другое государство, то лт вируса в организм или в комп.
Так бесславно закончилась эта история, наши приборы стоят в лабораториях и на линиях, их показывают каким-то комиссиям, все их хвалят, и …………….не используют! А что за рубежами нашей Родины? Там нет таких проблем? Действительно нет! Производителям тканей наплевать на наши госты и тесты, они продают ткани и всё! Я поинтересовался: «А как с военными ведомствами? Им тоже не нужны данные о числе нитей в тканях, например, парашютных. Не нужны! Парашюты проверяются на практике с макетами вместо человека и всё!
Жюри, брошюра, парашют — три слова исключения в правописании, я правда не помню, надо «у» или «ю», наверно всё-таки «ю», серьёзная лингвистическая проблема. Нам ли решать такие проблемы, тоже мне: «Со свиным рылом в калачный ряд»!
Не умеешь, не суйся!
И не суетись!
И не считай меня!
*********************************************************************
Курочка снесла яичко,
Не простое, а золотое.
Мышка бежала,хвостиком
Махнула, яичко упало и
Разбилось.
Сборник русских народных
Сказок.
Сбой.
В НьюЙорке погас свет, ни оного светящегося окна в небоскрёбах, ни одной рекламы, только нескончаемый поток автомобилей с горящими фарами, да редкие прохожие с фонариками, встали заводы и фабрики, не работают школы, больницы, нет даже телефонной связи, нельзя даже позвонить 911, чтобы вызвать кого-то на помощь. Катастрофа! Как вяснилось позже, катастрофа захватила не только этот огромный мегаполис, но и почти всю страну. Генераторы на многих электростанциях вышли з стоя из за перегрузок. Аварии разлетались по стране во все стороны из центра, еоторым оказался НьюЙорк.
Почти точно в тоже время в нашей лаборатории произошел тоже сбой, но сбой не энергетический, а скорее коммерческий. Одна горнодобывающая фирма поручала нам в письме провести изучение наличия и распределения золота в районе старых разработок. Оплату они гарантировали даже предлагали задаток, который привёл нас в ужас. 100 000 долларов США, и это только задаток. Если судить по зарплате и авансу, которые мы получали, то аванс редко составлял более 25 процентов от зарплаты, то можно надеяться получить с заказчика 400 000 долларов, такого большего, по деньгам, договора у нас ещё не было, да мы о таком и не мечтали. Письмо было на официальном бланке фирмы, на бланке имелись телефоны руководства и Игорь позвонил генеральному директору фирмы, попал на секретаршу и по длинной цепочке различных секретарш вышел, опять таки на секретаршу ген дира, она попросила немного подождать и через минуту велела позвонить начальнику службы геологической разведки, Игорь спросил, не может ли она соединить его с этим начальником, оказалось, может и ещё через минуту в трубке раздался грубый мужской голос. ещё до того Игорь врубил громкую связь, чтобы я мог слышать весь разговор. голос мужика трудно было не узнать, и я и Игорь у чились с ним в одно время, правда в разных институтах, вместе играли в волейбол, иногда даже в одной команде. Вовка, закричал Игорь, и получил в ответ: «Не ори, у меня тоже громкая связь!».
Короче, договор мы подписали, фирма тоже подписала в лице гендира и началась работа в Козьмодемьянске. Золотом мы занимались, но, как не странно с солержанием проб на несколько порядкрв ниже, чем предполагалось в данном случае. Дело с том что наша лаборатория и пазывалась ЛАА, т.е. Лаборатория активационного анализа, т.е. небольшая, не более грамма часть образца, прошедшего сложную предварительную подготовку, запаивалась а кварцевую ампулу, помещалась в канал ядерного реактора (почему-то даже на входе в реактор висит табличка : «Атомный реактор», какой к чёрту атомный, когда ядерный) и облучалась неделю или даже дольше, потом эта ампула отстаивалась в специальной камере, вынималась манипуляторами, разбивалась осторожно в специально образованном узком и тонком участке и проба пересыпалась в другую чистую ампула, вынималась из камеры и, пройдя доз контроль, отдавалась заказчику, в данном случае нам (Всё очень сложно,даже в описании всей процедуры, в жизне ещё сложней ) я специально писал всё в обезличенном виде, в действительности каждое перемещение образца и технологические операции с ним осуществляются не автоматами, а людьми, которые довольно часто ошибаются: теряют ампулы, путают их с другими, разбивают и т.д. Учитывая это мы делаем по две или три пробы из одного образца. Кошмар! Так вот, содержание золота в морской воде мы опрелеляем на уровне одной миллионной грамма на см кубический или даже меньше, уже не помню. Заказчика интересуют именно эти концентрации, на чём они и купились. Но их золото не равномерно распределено а проба, а хоть и маленькими, но кусочками, в одной пробе весом один грамм может оказаться один кусочек или не одного, в другой десять или двадцать, т.е. методом АА эти пробы анализировать нельзя! Существует, давно разработанный способ концентрирования золота в пробе, точнее говоря, извлечения золота из пробы. Это тот же процесс, что применют на заводах для извлечения золота из огромных масс породы. В печь загружают, напимер, тонну породы, добавляют свинец, не помню точно, но думаю кг 20, ещё какие-то добавки, всё это плавят при температуре около 1000 градусов, золото плавает на поверхности жидкого свинца и после остывания печи с породой может быть отделено от свинца и породы, Может я гдето и ошибся в описании, но не принципиально, т.к. такую технологию освоила и наша лаборатория. Я так подробно описываю всю эту кухню, потому, что надеюсь хоть сейчас понять где же ошибка, которая привела к сбою, я, конечно, догадывался, где эта ошибка, но не был уверен.
Мы продумали методику, стали пробовать. В лаборатории стоял детектор рентгеновского излучения, изготовленный из сверхчистого кремния с разрешением 150 эв, именно на нём мы решили измерять концентрацию золота. Имелись сложности, которые мы надеялись преодалеть достаточно просто и быстро, но оказалось это не так. Прежде всего трудности работы с очень маленьким образцов, Вы представляете, как выглядит образец весом один миллиграмм? Да на него в микроскоп смтреть надо, а не хватать грязными руками. Решили добавлять в образец перед плавкой серебро, т.к. в образцах с этого месторождения серебра практически не было, а при плавке золото и серебро вели себя одинаково и вместо микроскопического шарика поолучался вполне приличный, похожий больше на элипсоид,а не шарик кусочек диаметром мм два, так, очередную проблему решили. Следующая заключалась в том что мягкое рентгеновское излучение, а в данном случаи речь идёт о излучении с энергией около 15 кэв не может проникнуть в глубину образца больше ,чем на полмм, решили этот эллипсоид сплющить до толщины 0.5 мм, пробовали давить прессом, но проще получилось молоточком на тяжелом плоском стальном бруске, не сразу но научились делать плоские диски не совсем правильной формы, дальше надо было определить толщину образца в граммах на см квадратный, для чего надо поделить вес на площадь , которые предварительно надо измерить, ну вес просто, весы у нас были, электронные с точностью 0,1 миллиграмма, площадь? Как измерить площадь фигуры неправильной формы с точностью не хуже двух процентов? Загадка! Решили и её, взяли проектор и поместили вместо слайда в плоской коробочке образец, с трудом укрепив его в той же коробочке с чистым прозрачным слайдом, включили проектор и увидели на белой стене вполне приличное, сильно увеличенное изображение образца, но надо не увидеть,а измерить площадь, решили, что для наших целей можно измрить диаметр тёмного пятна на стене в двух направлениях усреднить и определить площадь псевдокруга по обычной формуле : пи р квадрат пополам. Были и другие сложности, например, пики рентгеновского спектра золота на такие же пики спектра серебра, пришлось писать подпрограмму разделения этих пиков и тд. Вроде, всё решили!