Дух захватило.
— У нас такие перспективы, что дух захватывает! – Семён Петрович Резонов, учитель русского языка и литературы в селе Сосновское, нередко вспоминал эти слова, высказанные канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Для того, чтобы на душе повеселее стало. Но однажды у него самого захватило дух – не от видов на развитие сотрудничества с Германией, а от перспектив, которые могут открыться в его жизни.
Произошло это в то время, когда он любопытства ради просматривал кипу газет, купленных им в областном городе, когда ездил в гости к родственникам. Интереснее всего оказались объявления типа «Ищу работу». Два объявления прямо-таки сразили его наповал. Одно из них приглашало писать рефераты, курсовые и дипломные работы. Работа на дому. Обещано платить 40 – 50 тысяч рублей.
Второе объявление обещало доходы намного скромнее. Но зато – место журналиста – попрестижнее, чем учительское поприще. Так считал Семён Петрович. В молодости Семёну довелось перепробовать немало профессий, в том числе журналистику. Опять же и график работы там свободный.
— Буду совмещать оба этих занятия, — размышлял наш герой: одно – для души, другое – для заработка. Хватить сидеть в Сосновке.
Всё, решено – надо ехать в город в агентство по трудоустройству. Отговаривали его от авантюры и супруга, и друзья Эдик и Владик, и шурин Виктор: лохотрон, мол, это – напрасная трата денег и времени. Один только Иван Корнеев — муж учительницы, бывший десантник, поддержал его: давай, мол, Петрович, дерзай! А Семёна Петровича крепко задели за живое заманчивые обещания. Он отпросился на работе, вечером помыл голову красящим шампунем, чтобы скрыть седину. Рано утром взглянул в зеркало: с удовольствием отметил блеск в карих глазах, подмигнул отражению и отправился из своего села в город. Когда мчался на автобусе, в голове всю дорогу крутилась песня его молодости: «Выбери меня, выбери меня, Птица счастья завтрашнего дня!»
Агентство, которое нашло такие заманчивые возможности, находилось в здании, размещавшемся в глубине обширного двора какой-то организации. Вывески указывали на присутствие там каких-то офисов (которым больше подходило название «конторы»). Рабочие во дворе сказали, что агентство размещается на 3-ем этаже. Поднявшись туда, педагог – искатель приключений нашёл дверь с вывеской: «Агентство по трудоустройству «Карьера». Директор Н.И. Баранкин ».
— Ничего себе, фамилия! – сказал про себя Семён Петрович. – Может быть, директор меня по телефону вчера убеждал:
— Это удача для Вас! Если учитывать отношения нынешних студентов к учёбе, то это для Вас Клондайк!
Внутри оказалась довольно уютная комната, где за тремя столами у компьютеров сидели симпатичные девушки. Выбрав брюнетку с выразительными серыми глазами, Резонов направился к ней.
Сотрудница звалась Татьяна. Платье сиреневого цвета с короткими рукавами выгодно подчёркивало достоинства её фигуры. При взгляде на неё Семёну Петровичу в голову полезли посторонние мысли. Совершенно некстати вспомнилась реплика из комедии Достоевского «Дядюшкин сон», герой которой восторженно восклицал: «Формы! Формы!»
Что поделаешь: Россия – страна литературоцентричная. Так, во всяком случае некогда утверждали властители дум интеллигентов.
Соискатель лучшей доли отбросил лишние воспоминания и приготовился слушать девушку. Та вежливо заговорила с ним, предложила заполнить анкету, ознакомила с договором, согласно которому клиенту предоставляются адреса организаций, имеющих вакансии.
Пока учитель, разочаровавшийся в своём ремесле, заполнял документы, вокруг кипела жизнь: входили и выходили посетители, кто-то, подобно ему, писал в анкетах, кто-то просто спрашивал о наличии мест.
К столу, за которым сидел Резонов, подошёл бравого вида мужчина и поинтересовался, нет ли где места начальника охраны. Получив отрицательный ответ, сокрушённо вздохнул:
— Да что такое – сколько времени хожу, и всё не находится работы!
У другого стола сидевший перед сотрудницей-блондинкой молодой человек удивлялся, говоря с недоверием и в то же время с тайной надеждой:
Чтобы грузчик получал по 40 – 45 тысяч – это Вы уж загнули!.. Сомнительно, сомнительно…
— Так ведь это разгрузка вагонов, сахарный песок надо разгружать, — убеждала его блондинка.
Тем временем Семён Петрович заполнил анкету, хорошенько ознакомился с договором, поговорил с девушкой, между делом любуясь её полными ручками. Ему уже были выписаны направления. Одно – в организацию, которая предлагала стать автором рефератов, курсовых и т. д., другое – в экологическую газету.
— Желаю успеха, — Татьяна, мило улыбаясь, протянула ему направления. Семён Петрович взял их, прикоснулся к ручке… своего портфеля. Уходить не хотелось. Наконец, выдав несколько комплиментов очаровательной девушке, встал, вздохнул, попрощался. И – двинулся ловить птицу удачи.
Вначале решил поискать её в офисе, занимавшемся облегчением жизни замученных учёбой студентов. Находился тот в здании, который все встречные прохожие называли почему-то «амбаром». Семён Петрович вспомнил дедушкин амбар с заполненными доверху зерном сусеками, и это почему-то прибавило ему уверенности.
Оказалось, что «Амбар» — название пивного бара в восьмиэтажном здании. Нужный офис оказался скромным кабинетом на втором этаже. Внутри него помещались два стола. За одним из них грустила худенькая девушка. Искателя новой жизни несколько озадачило удивление, которое явно сквозило во взгляде сотрудницы. На столах – компьютеры, стопки бумаги. В окно с любопытством заглядывали ветки тополя, покрытые багряными листьями.
Вновь понадобилось заполнять анкету. Пока Семён этим занимался, в кабинет заглянул шустрый молодой человек, который задал вопрос девушке:
— Мой заказ не выполнен? Я заказывал реферат по политологии.
Однако в числе заказчиков фамилии этого студента не оказалось, и поэтому он был направлен разбираться к бухгалтеру.
Грустная девушка объяснила Семёну Петровичу, что на выполнение реферата и курсовой работы даётся 5 дней. Далее она сообщила любознательному посетителю вот что: 40% выплачиваемой клиентом суммы фирма берёт себе.
— А-а-а, э… — тут органы речи на время перестали слушаться нашего героя.
Но он быстро пришёл в себя и поинтересовался:
— Какова же оплата?
— 300 – 400 рублей за курсовую работу.
— Сколько же тогда за рефераты выплачивают? – изумился Семён Петрович. Его длинное лицо ещё больше вытянулось.
— Не могу сказать точно. Об этом надо спрашивать нашего директора Юлию, — уклончиво ответила сотрудница.
— На курсовую нужно ведь какое-то время, названная Вами сумма, э-э-э, маловата… — пробовал было возразить Резонов.
— Как хотите.
Качнувшись, в окно ударила ветка тополя. Сорвался и слетел лист от непроизвольного движения Семёна Петровича. Гибко согнувшись, девушка подняла лист и положила его обратно в стопку на столе.
Наш герой взял себя в руки и строго спросил:
— Где ваш директор?
— Юля редко появляется в офисе. Вы же оставили номер своего сотового, она Вам позвонит, — исчерпывающе ответила грустная девушка.
Назвать шоковым состояние героя приключения – наверное, слишком сильно выразиться, — во всяком случае, он покинул здание, будучи глубоко разочарованным.
Оставалось надеяться поймать ещё одну птичку удачи – устроиться журналистом. Может быть, здесь повезёт.
Добираться до указанного адреса пришлось долго: на трамвае, потом на автобусе. Экологическая газета должна была находиться в здании, принадлежащем электрической компании.
Наконец-то нашлась нужная улица. На противоположной её стороне, словно крепость, самоуверенно расположилось массивное старинное здание из красного кирпича с бельведером – башенкой с колоннами.
Семён Петрович на миг представил, как он будет стоять на башенке, взирать на город и обдумывать свои статьи. И вдохновенно ринулся покорять цитадель.
Однако… вывеска гласила, что там находится не электрокомпания, а некая иная коммерческая структура. Пришлось поинтересоваться у вахтёрши.
Доброжелательная женщина начальнопенсионного возраста сказала наивному мужчине:
— Да эта газета уже года четыре как в другое место переехала! Чего-то не поделили они с хозяевами здания, что ли. А сейчас она находится, дай бог памяти…
Вахтёр назвала предположительный адрес издания, куда мечтал попасть искатель удачи. Как туда добраться, ей было не известно.
Не знал этого и приятель Семёна, проживающий в центре города. Никто не отвечал и на звонки по указанным номерам телефонов.
Домой возвращался Семён Петрович в подавленном состоянии.На время всплыло в памяти посещение «Карьеры», но деловую часть он выключил из сознания, а сосредоточился на фигуре приятной девушки, которая предложила ему вакансии. Но вскоре и это ушло. Не хотелось смотреть ни в окно, ни на пассажиров. «Впал в прострацию», — невесело усмехнулся про себя Семён Петрович.
В это время водитель автобуса включил радио. Грянула ликующая песня:
— Лучше, чем вчера, лучше, чем вчера,
Завтра будет лучше, чем вчера!