1 век нашей эры
Мудрый пришел к Мудрейшему и сказал:
— Я хочу написать рассказ.
— Зачем? – спросил Мудрейший.
— Для людей. Чтобы они чему-нибудь научились от меня.
— Что ж, это хорошая идея. Попробуй. Я буду твоим первым читателем.
Мудрый сел на камень, положил папирус на колени и начал писать.
«Пришел как-то раз Мустафа к Сангаджи, и сказал: «Сангаджи, дай мне, пожалуйста, воды. Жажда меня измучала, еле на ногах стою, знойно очень сегодня.»
Сангаджи сходил в дом и принес воды. «Спасибо тебе», — сказал Мустафа, напившись вдосталь. Сангаджи улыбнулся.»
— Это все? – спросил Мудрейший.
— Да.
— И что ты хочешь этим сказать?
— Что люди должны помогать друг другу.
— Они знают это.
— Тогда почему в мире столько зла, Мудрейший?
— Попробуй еще раз.
Мудрый снова сел и начал писать на новом листе.
«Пришел как-то раз Мустафа к Сангаджи, и сказал: «Сангаджи, дай мне, пожалуйста, воды напиться». Тот сходил в дом и принес воды. «Спасибо тебе» — сказал Мустафа, возвращая кувшин. «Оставь его себе, — ответил Сангаджи, — сегодня знойно, и он может тебе еще пригодиться», — и вернулся в дом.»
— Хорошо, — сказал Мудрейший.
— Я подумал, что для того, чтобы помочь ближнему, не нужно выслушивать причины и оправдания.
— Ты все верно отметил. Мне нравится, к тому же, что твой герой не просто дал другу напиться, словно бы выполнял долг, но и подумал о том, что может произойти дальше.
— Так значит, Мудрейший, рассказ хорош?
— Не спеши. Я бы на твоем месте подумал о том, о чем каждый человек думает более всего в своей жизни.
— Что ты имеешь ввиду?
— Подумай о себе. Как Сангаджи подумал о себе, едва закрыв дверь за Мустафой. Подумай, пойми это и попробуй еще раз.
— Хорошо, Мудрейший.
Мудрый ушел в сад. Через полчаса он вернулся и показал Мудрейшему новый текст.
«Пришел как-то раз Мустафа к Сангаджи и сказал: «Друг, дай мне, пожалуйста, воды испить. Сангаджи принес ему кувшин. Когда Мустафа напился, он сказал: «Спасибо тебе, Сангаджи. Если ты завтра будешь голоден и не найдешь пригодного кабанчика, ты можешь зайти ко мне, и я тебя накормлю. «Благодарю», — ответил Сангаджи, — возьми кувшин, он может тебе еще пригодиться, — и вернулся в дом.»
— Очень хорошо, когда ты даешь понять ближнему, как ты ценишь его доброту, но делать добрые дела стоит бескорыстно, не рассчитывая на благодарность. Тогда ты ее скорее всего и получишь, — сказал Мудрейший.
— Я тебя понял, — ответил Мудрый, — теперь-то, наверно, уже можно считать рассказ завершенным?
— Да. Ты можешь оставить его мне. Я попрошу кого-нибудь из своих учеников переписать его на несколько листов и раздать людям.
— Раздать? Подожди, Мудрейший. Не стоит напрягать зря твоих учеников. У них много работы, ибо чтобы познать то, что знаешь ты, нужно много трудиться. У меня тоже есть пара учеников, я попрошу, чтобы они размножили рассказ.
— Один из моих друзей — священник. Я могу попросить его прочитать рассказ на воскресной службе, — сказал Мудрейший.
— Спасибо тебе, но я уже договорился с лавочником, который продает бусы и цветные камни, он сказал, что сможет продать рассказ по 3 золотых за лист.
— Так ты решил его продать?
— Да, решил. Неужели я должен отдать его даром?
— Именно так, — ответил Мудрейший.
— Ты говоришь серьезно?
— Да, друг мой.
— Знаешь, а ты, оказывается, совсем не так мудр, как говорят о тебе люди, — сказал Мудрый, взял рассказ и ушел.
Орландо, Вы разделили все на строго белое и строго черное. Так не бывает.
***
Иначе почему Вы выложили эту притчу сюда, а не на какой-нибудь бесплатный лит сервер?
Да простит мне супер-модератор этот П.С.
Юрий Антолин,видимо, тот самый священник… А я как продавец цветных камней поясню, что и здесь бесплатно.
Как просто человек скажу: утро сегодня задалось. У меня есть слабость к восточной культуре и философии. На первый взгляд диалоги мудрецов кажутся типичными, но свякий раз я удивляюсь множеству нюансов,когда читаю нечто подобное. В этой философской миниатюре сконцентрированы все ее основные постулаты:помогай людям бескорыстно, думай о вечном, не забывай о себе. Жертвенность восточной культурой отрицается, поскольку это считается богохульством.
На эту тему долго можно говорить. Но итог будет, наверное, такой — что писать бесплатно могут позволить себе лишь те, кто делать это в крохи свободного времени, что остается от работы. И если человека такое положение устраивает. Если же он хочет заниматься только литературой, он просто вынужден получать от этого доход. Иначе, как ему жить? И не факт, что писать он будет менее душевно и качественно. Может быть, даже наоборот.
@ Юрий Антолин: К этой притче великолепной наверное подойдет вот эта заповедь.
Скажут: “Меньше тебя нет никого!-
Ты не гневись!
Скажут: “Больше тебя нет никого!” —
Ты не гордись!
Будь стоек, как камни эти, молчащие
И в бурю и в снегопад,
Будь щедр, как деревья, тень приносящие
Всем, кто прохладе рад.
Учись, как потоки эти упорные,
Себе прокладывать путь.
Что б не стряслось, как снега эти горные,
Чистым и светлым будь!
“Старинная заповедь” К.Кулиев.
Существуют несколько причин по которым люди пишут и пытаются публиковать свои произведения: для одних, котрые имеют другие занятия в жизни, возможно это просто путь к общению, некоторыми движет тщеславие, но есть и люди, которые выбрали для себя тернистый путь писателей и поэтов. Вот на них и лежит большая ответственность и это не только тяжелый труд, но и тяжкое бремя. Для них это способ существования. Как можно говорить о том, что за свой нелегкий труд они хотят получать и гонорар, и как можно осуждать их за это. Вполне закономерно, что их труд, так же, как и труд слесаря или инженера должен оплачиваться. -Не хлебом единым-. И нельзя смешивать все все в одну кучу. О, если бы Чайковский, Бах, Рихтер… и многие другие не получали компесацию за свой труд, мы наверно и не смогли увидеть многих шедевров в своей жизни, Они вымерли бы с голоду…..
zautok написал:
Надежда, это разве Кулиев? Что-то очень уж Омара Хаяма напоминает… По крайней мере, начало его.
@ Юрий Антолин: Это точно его. Кайсына Кулиева. Я с тетства знаю наизусть. Мне лет 14 было, когда он мне это читал.
Сейчас это есть в собрании сочинений. Том 1. стр. 162. Он это написал в 1960 году. Похоже на Омар Хаяма? Но ведь корни творчества Кулиева надо искать в Тюрской группе. Отсюда и похожесть фраз вероятно. Это восток. О Балкарец по национальности. И уж в плагиате его никто не сможет обвинять. Он всемирно известный поэт. Хотя на просорах постсоветского пространства может и нет известен.
В моем блоге в рубрике -вся правда обо мне есть этот стих и немного о Кйсыне Кулиеве. О его творчестве. Правда совсем немного.
о своем творчестве он писал:
Поэзия — разве это слова?
Радость и Горе — вот она.
Лицемерие, лесть неизвестны ей,
Как солдату, принявшему бой.
На горы и на ребенка похожа она,
на дерево и на облако,
На речку, сверкнувшую на заре,
На огонь, что пылает зимой в очаге.
Нет. Поэзия — не слова,
А подсолнух,
Едва освещенный луной.
Поэзия — разве это слова?
Жизнь и смерть — вот она.
Я считаю, что это ключ к поэзии Кулиева. Вероятно поэтому и есть сходство с восточной мудростью и О. Хаяма и Навои и других. Восток — дело тонкое.
Вывод — мудрый продаёт свои рассказы, а мудрейший знает, как продавать.
Ладно. Шутка. :)))
Вывод каждый сделает сам.
Хорошая притча, мудрая. Спасибо, Орландо.
Ответить-то забыл, дурак )
Теперь уж не полезу, без меня все обсудили. Спасибо всем за комментарии.
Юрию — я выложил эту притчу сюда, потому что нигде больше не выкладываюсь. Если вы о деньгах, то я ни одного рубля еще тут не получил, и вряд ли это случится. Но я не говорю, что я против того, чтобы продавать свое творчество. Потому как в принципе деньги — это просто форма благодарности людей за твой труд. Если оплачивается, значит труд того стоит.
(Финансовые махинации — разговор отдельный и не здесь)
Люблю такие тонкие притчи. Стоило ли вводить восточный колорит — вопрос спорный 🙂 Вещь явно более вселенского значения — не побоюсь этого слова 🙂 «Не продаётся вдохновнье, но можно рукопись продать», — как заметил 1-ый профессиональный писатель России А. С. Пушкин. А вот о том, что может быть дальше — как раз в этй притче 🙂
Вещь обалденная. Я бы квалифицировал это как «хитрая притча». Ни о чём напрямую не сказано, не дано никаких чётких определений (зря так Юрий про «чёрное-белое») — и понимать её каждый может » в силу своей испорченности».
По поводу «продажности» искусства очень близко к основной идее нашего сайта.
Давайте время от времени исходить из того, что деньги — это мерило ценностей (как и было задумано).
Спасибо.
Давайте исходить. Я ничего против денег не имею, если они, во-первых, в разумных количествах, во-вторых, есть и у меня тоже )
Про идею сайта — а действительно) Я так специально не задумывал… мы здесь большинство пишем для души, но не прочь и на пиво заработать)
От шайтан!)))
Тут явно про наш сайт, не лукавь! Потому как очень точно и мудро…
Все мы тут мудрые, только каждый по своему)
Так что, не всегда мудрый- поймет мудрейшего, а вот мудрейший — видит мудрого насквозь, но…
Если только если этот мудрый не является сам мудрейшим, а мудрым лишь прикидывается…
Чего-то ты накрутил )) Кто кем прикидывается?
Шайтан — это хорошо. Это мне нра)
@ Orlando:
Не накрутил я ничего — все ты понял! Я ничего (никого) не конкретизировал, ну, как и ты…)
Я, по-моему, прозрачно написал!)
@ Катя Огнерубова:
Умничка!) Как раз собирался это написать) Ты опередила) …Да и вряд-ли бы у меня получилось так коротко)
Orlando, привет!)
Это моя первая встреча с тобой, как с прозаиком) (Хотя, честно говоря, твои стихи, для меня, по-крайней мере, несколько …прозаичные))… Но, сейчас не об этом))
Скажу просто — просто!) )))))))))))) Даже издательство вижу — «Детская литература»)
Понравилось) 5!)