17 марта. Князь Даниил Московский

17 марта Православная церковь поминает Святого Благоверного князя Даниила Московского. Что известно нам о нём? Прежде всего, что это четвёртый сын Александра Невского. Что отличительными чертами его при жизни были — благочестие, кротость и миролюбие. Есть предположение, что наречён он в честь Даниила Столпника. Едва минуло ему два года, как умер его отец. По завещанию отца, ему была выделена Москва с относившимися к ней волостями. Воспитанием Даниила и управлением в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой занимался его дядя, Ярослав Ярославич. В 1282 г. московский и тверской князья выступили вместе с новгородцами против Дмитрия Александровича. Дмитровское княжество лежало между Тверским, Переяславским и Московским. Укрепление в Дмитрове позиций одного из правителей этих княжеств должно было вызывать опасения и ответную реакцию двух других. До кровопролития, правда, дело не дошло. Подойдя на пять верст к Дмитрову, новгородцы начали переговоры с Дмитрием Александровичем и сумели заключить с ним мир на выгодных для себя условиях. В 1294 г. Дмитрий умер. К тому времени он сумел сохранить за собой только наследственное Переяславское княжество, которое после смерти старшего Александровича перешло к его сыну Ивану. В московско-переяславско-тверском союзе руководящая роль после смерти Дмитрия Александровича перешла, очевидно, к московскому князю, Даниил Александрович принял приглашение Новгорода, но сам в силу не известных нам причин туда не поехал, а послал своего сына Ивана. Тем не менее Даниил, пусть короткое время, но правил в Новгороде Великом. О реальности его княжения свидетельствуют находки в Новгороде свинцовых печатей с именем Даниила. . Осенью 1300 г. Даниил напал на Рязанское княжество, подошел к его столице — городу Переяславлю Рязанскому (современная Рязань; старая Рязань, уничтоженная Батыем в 1237 г., лежала много ниже по р. Оке) и здесь одержал победу над рязанцами. Князь Даниил, основавший монастырь, сделал его главным монастырем своего княжества. Возможно, что строительство этого монастыря было частью общих мер князя Даниила по укреплению южных границ Московского княжества, осуществление которых и привело к резкому столкновению в 1300 г. с Рязанью. Возможно, что строительство этого монастыря было частью общих мер князя Даниила по укреплению южных границ Московского княжества, осуществление которых и привело к резкому столкновению в 1300 г. с Рязанью. В этом, построенном за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский, сам князь принял иноческое пострижение. Приняв схиму, св. благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.

Согласитесь, сплошное изложение сухих фактов, что могут показаться современному обывателю чересчур скучными и нудными. Ну что ж за искорка тогда появляется в сердцах тех сотен молодых людей, что, оставляя этот бренный мир, уходят в Монастырь. В какой бы паломнической поездке каждый из нас бы не был, ведь чаще не столь на святыни внимание обращаем, а на ту молодёжь, что безвозмездно струждается вокруг этих святынь просто во славу Божью. А ведь, возможно, их деды и прадеды взрывали как раз те самые приходы, в которых их же грехи искупают их потомки. Мы читаем классику, и невольно скользит там, как нечто неуловимое, образ идеала, олицетворяющегося в монашестве. Вот сейчас пост идёт, но в шумном насыщенном развлечениями мире вроде, как и не до него. Сердца наши далеко не покоя и тишины просят, а наоборот нечто противоположное. Время бежит как песок сквозь пальцы, нам на самих – то времени подчас не хватает, что там до людей. Такие понятия, как благочестие, кротость и миролюбие… звучат диковато даже как – то. Сама суть их нам не совсем понятна и доступна. А может мы сами на подсознательном каком –то уровне, но намеренно, хотя и не признаемся в том никогда уводим самих себя от собственной истории, истоков культуры нашей. Но оно непонятным расплывчатым пятном дремлет во всём нашем обществе и пробуждается в сознании тех молодых людей, что по призванию, побуждению, оставляют этот мир с его клубами и шоу, и уходят туда, что не совсем нам понятно. У великих князей бытовал обычай – постриг перед смертью, настолько в них заложен страх Божий. В нас же это, конечно, атрофировано целыми поколениями, что до нас шли в ногу вперёд со временем… Но это наше, это уже на каком – то генетическом даже уровне, а потому кто – то, начиная постигать сей дивный мир, скучно зевает, а у кого – то глаза блестят и лучатся.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)