Эдельвейс, наверное, самый романтический цветок, растущий в горах. К этим перламутровым цветкам, жемчужинами разбросанным на непреступных скалах, влечет неведомая сила. Нам хочется прикоснуться к ним, но они растут у самого поднебесья, сверкая своими лучистыми звездочками.
Недаром эдельвейс называют — «Альпийской Звездой». Словно Млечный путь обронил на зубцы седых и суровых скал свои лучистые звезды, и они согревают вековые камни и языки из слоев лавы спящих вулканов, манят к себе людей. Эти «Серебряные цветки скал», как их называют в Италии, согласно легендам является цветком Счастья, Любви и Мужества,
Как в жизни каждого из нас бывают, разные дни и не всегда счастье бежит к нам с распростертыми объятьями, а за него приходится порой бороться и достигать его, посредством долготерпения и труда, так и Эдельвейс никогда не досягаем для тех, кто слаб духом, безволен, лишен мужества и упорства.
У народов гор есть очень красивая, но печальная легенда об Эдельвейсе.
Это легенда о любви, которую можно услышать всякий раз, когда въезжаешь в Чегемское ущелье. За одним из селений, слева в гряде гор отчетливо виден профиль девушки с распущенными волосами, Волосы спускаются каскадами вниз по склону темно-зелеными кронами тиса. Профиль девушки очень четко выделяется в виде скалы на самой вершине, словно самый искусный скульптор потрудился на славу. Ее взгляд обращен к другой стороне ущелья. Точно, напротив, с правой стороны села на другой гряде гор прямо напротив девушки – профиль парня. Он словно преклонил голову к гриве коня и пытается перескочить ущелье, в котором расположено село, его конь словно застыл в прыжке над пропастью.
Легенда говорит, что пылкие сердца двух влюбленных не смогли жить друг без друга. Но судьба распорядилась иначе – их решили разлучить навсегда. Мысль о предстоящей разлуке была невыносима, и молодые влюбленные решили лучше умереть и остаться верными друг другу навсегда, чем жить в разлуке.
Однажды перед рассветом влюбленные поднялись на вершины скал, протянули друг другу руки, но ущелье так же, как и предрассудки селян, были слишком глубоко. Пропасть разделила их, оставив лишь память о них в виде двух скал на противоположных сторонах теснины гор.
После их смерти, на предрассветные горы млечный путь уронил свои звезды, оплакивая любовь, и укрыл скалы в знак торжественной и печальной победы любви над судьбой — белоснежными цветами эдельвейса…
Девушку звали Лечинкая. Потрясенные жители села осознали свою ошибку и назвали село Личинкай — в честь чистой любви именем девушки.
Выезжая из села каждый замолкает и с благоговением смотрит на горы, вспоминая легенду и передавая ее из уст в уста, тем, кто ее не знает. Легенда словно эхо повторяется на всех языках мира. Место это называется — «Врата любви».
«Врата Любви» — это начало теснины. Становится холодно и мрачно, словно природа и люди оплакивают свою несбывшуюся любовь или вспоминают о счастливой любви. Кто знает, какие мысли обуревают чувствами людей в эти минуты?
Лучи солнца проникают на дно ущелья всего два – три часа в сутки. В ущелье почти всегда царит полумрак. Находясь в теснине, если поднять голову и сильно откинуть ее назад, можно увидеть, как на скалистых уступах и непреступных террасках растут одинокие сосны и тисы, выделяющиеся темно-зелеными пятнами. Немного дальше за скалами на выходе из теснины открывается отвесная стена ущелья, с которой срывается тридцатиметровый водопад «Девичьи косы».
Каскады струй воды, низвергающиеся с огромной высоты, разлетаются при падении на мириады брызг и водяную пыль.
Солнечные лучи пронизывают толщу брызг и водяной пыли, всегда весящей над рекой, образуя миллионы многоцветных радуг. Зрелище завораживает и не отпускает.
Переводя взгляд дальше вверх можно увидеть, как рождается необыкновенная сказка, которую увидев однажды наяву, невозможно забыть до последнего нашего вздоха. Выше ледники и снежные поля, ослепительно сверкающие на солнце, красота речных долин и ущелий, покрытых высокоствольным сосновым лесом и красочными коврами субальпийских и альпийских лугов.
Мы возвращаемся сюда сотни раз. Возвращаемся, когда на сердце нашем грусть, когда давит действительность или мы не можем справиться с грузом забот свалившихся на нас, мы стремимся сюда и в горе и в радости. Мы приходим сюда к подножию снежных и девственно чистых вершин за помощью.
Поднимаемся по тропам альпийских лугов, вдыхая чистый воздух свободы и ароматы трав. Идем выше и выше к снежным вершинам, отрешаясь от суеты городов, от смога этих городов и от всех наших проблем, а достигнув вершины, мы стоим в лучах заходящего солнца и любуемся открывшимся нам загадочным, простирающимся до самого горизонта морем. Мы впитываем эликсир жизни, которым пропитан чистейший воздух.
Когда ты стоишь там, на снежном плато и тебя окружают неприступные пики скал, покрытые вечными снегами и ледниками, которым миллионы лет, то начинаешь понимать, как мал человек. Все проблемы становятся пустыми и никчемными, а наша жизнь лишь эпизод в вечности. Ощущаешь себя малой песчинкой в отложении временных колец в стволах реликтовых сосен, оставшихся там внизу, в ущелье.
Золото солнечных лучей начинает угасать. Солнечный диск неумолимо падает в море, небосвод окрашивается в лилово-золотые тона, в ущелье спускаются сумерки. Пора спускаться вниз……..-
«В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы – просто некуда деться!-
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах свое сердце…..
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас – и зовут нас остаться!-
Но спускаемся мы – кто на год, кто совсем,-
Потому что всегда мы должны возвращаться»’……
— Поём мы всегда тихонько наш гимн, вспоминая обязательно Володю Высоцкого, для которого горы тоже были местом очищения.
На прощанье окидываем взглядом горные вершины и спускаемся вниз. Без шума и суеты, дабы не зацепить камешки, которые могут, скатываясь вниз, увлечь за собой другие осколки скальных пород, и в итоге не превратится в камнепад, который может спровоцировать в итоге сход лавины. Не символично ли это? Это тоже урок, как избегать проблем, которые зацепившись, одна за другую могут, превратиться в «Ящик Пандоры». Тишина, тишина, тишина и спокойное осмысление жизни, оценка ценностей, решение о выборе дальнейшего пути, принятие верного решения, вот то, что решается в тиши без шума и спешки. Тишина, только тишина рождает умиротворение.
Покидая, зону снежников мы еще раз любуемся капельками белоснежных эдельвейсов на неприступных скалах и ступаем на мягкие альпийские травы.
На склонах хребтов много каменных россыпей с белыми пятнами тающих снежников. С крутых уступов скал низвергаются вниз пенящиеся водопады, давая начало жизни ручейков, которые объединившись, становятся бурными горными реками несущими свои воды через долины к морю, сметая на своем пути своей мощью все преграды. Ведь и в этом есть урок всем нам. Один ручеек высохнет. Как только согреет солнце скалы, вода испарится, а если ручьи соберутся в одну реку? Так и мы. Наша сила в единстве. У природы всегда можно получить ответ, главное увидеть ответ и принять его, что порой бывает не очень легко.
По каменным россыпям сказочными арабесками разметаны целые поляны рододендронов. Эти реликтовые третичной эпохи, невысокие кустики с кожистыми вечнозелеными листьями, особенно красивы в период цветения — в начале июня. Крупные бело-розовые или кремовые цветы, собранные в большие соцветия, придают склону необыкновенную нарядность и красочность.
Глядя на всю эту вакханалию, переливающихся красок, невольно вспоминается еще одна совершенно невероятная легенда гор об эдельвейсе и рододендронах:
— Говорят, что на высоких неприступных скалах живут сказочные красавицы с длинными волосами и когтями, с помощью которых они легко передвигаются по вершинам и камням даже ночью. Эти сказочные существа в женском обличье рассевают и бережно ухаживают за цветами эдельвейса и рододендронов, ревностно сохраняя тайну их существования от людей. Сорванные цветки не вянут, а высушенные — надолго остаются в первозданном виде, сохраняя сказочную красоту. Смельчаков, желающих украсть у красавиц их прекрасные серебряные звезды, они безжалостно сбрасывают в пропасть. И только тем, чьи побуждения сорвать эдельвейс или веточку рододендронов, тем, кто наделен искренней и преданной любовью, они позволяют это сделать и остаться в живых, даря влюбленным цветы — талисманы любви.
Так мы спускаемся по тропе вниз, странствуя по уголкам нашей памяти и извлекая из нее прекрасные воспоминания. Вокруг нас звенящая тишина. Сумрак ночи догоняет нас уже внизу в ущелье. Надо спешить, и спустится по серпантину до наступления полной темноты………
Вот мы и дома. Город встречает нас своим шумом, автомобильными пробками, смогом и своими проблемами, все как прежде и ничего за день не изменилось. Изменилось лишь наше мироощущение. Все наши проблемы и все, что окружает нас, уже не кажется нам таким серым..
Мы свободны в своих суждениях и готовы к принятию верных решений!
Мы снова вспоминаем Высоцкого и снова повторяем за ним его бессмертные строки: —
«Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою»’….
«а достигнув вершины, мы стоим в лучах заходящего солнца и любуемся открывшимся нам загадочным, простирающимся до самого горизонта морем.»
Эх, хотелось бы там побывать….
Я так и понял, что это Высоцкий Вас вдохновил.
Красиво в горах, это точно. Воздух, цветы, звёзды.
Спасибо за этот «портал в природу» Надежда.
С уважением, Никита.
@ Valmone:
Нет Никита. Этот экскурс в горы, очередной экскурс, я бы сказала скорее всего написан после того, как в стихах я упоминала эдельвейс. Потом посмотрела последние августовские фотографии, перенесла их с камеры на камп и стало грустно, и вот так цепляясь от одной фразы к другой я шла августовской дорогой. Я не собиралась писать это эссе. Я просто хотела написать тебе ответ на твой комментарий к стиху «Горы не прощают…» , но потом поняла, что это не размер для поста, а одним сухим словом я не смогу тебе ответить. Мои воспоминания как мотыльки все летели выше в горы и выше и я писала…. О том, что мне дорого. За окном дождь. Не видно снежной цепи горных вершин. А когда я не вижу заснеженных вершин из моего окна или не вижу море или не вижу вод Невы я теряюсь. Словно опора уходит и я вспоминаю о том, что мне дорого. Я очень часто сбегаю в горы, что бы уравновесить свои эмоции. А стоя на какой либо из площадок на высоте более 4000 метров над уровнем моря, невольно вспоминаешь Стихи Высоцкого. Спускаешься в ущелье и снова о нем напоминает домик Высоцкого, стоящий у дороги. Сейчас там музей и мы частые гости в нем. Там на поляне часто собираются барды и поют свои песни. Это так вдохновляет. Домой возвращаешься окрыленный и снова окунаешься в работу. И снова летишь иногда к Неве в родной город, а иногда надолго остаешься в Москве, но всегда возвращаешься в горы. Наверное это наваждение или крест.
Извини. Что-то снова много. но этот рассказ ответ на твой вчерашний пост.С уважением. Надежда.
Спасибо. Наверное стоит мне тоже там побывать…
Надежда, замечательное описание. А упоминание про легенду просто завораживает. Так и хочется побывать в горах. Но признаюсь тебе честно горы меня немного пугают…
@ Светлана Тишкова: Бояться гор не стоит. Просто горы не любят расхлябанности и неуважения.
Дисциплина — это главное. Если туда идти нельзя, то туда нельзя. Бесшабашность и наплевательство приводят к неминуемой гибели. И это правда. Я хожу часто одна с камерой и не боюсь. Хорошо ориентируюсь в тропах по которым ходить безопасно. Я привыкла. Там я, как дома.
Спасибо Света. Приезжай на выходные. Обещаю поднять тебя к озеру Донгуз- Орун, о котором ты помнишь у меня даже есть стихи.
Valmone — Никита ты прав в горах, стоит побывать. Они прекрасны в любое время года. Летом альпинисты, зимой международные трассы для слалома.
@ zautok:
Надежда, благодарю за приглашение, но не обещаю. Обстоятельства не позволяют, к сожалению.
@ Светлана Тишкова:
Жаль. Уже можно играть в снежки. Кататься на склонах на лыжах. Снег уже улегся на склонах. Хотя на равнине еще только начинает загораться осень.
И я хочу в Врата Любви,
Приеду, только позови.
Мечтаю,но издалека,
И нет возможности пока.
Очень понравилось! С Признательностью!
@ Сергей Бабинцев:
Легенд хороших много знаю
Приезжай! Я тебя заговорю,
За собою по изумрудным мхам
По уступам к вековым снегам
На крышу мира, чрез врата люби,
Земляничные поляны там видны.
Облепиха свесив ветви со скалы,
Дарит нам свои терпкие плоды,
Проведу по тропам в поднебесье,
Облака потрогаешь своей рукой,
С высоты там мир совсем другой,
Ребята приглашаю всех. Кто правда хотел бы отдохнуть в сказочных местах — приезжайте. Всегда смогу встретить в Пятигорске или Минеральных- Водах и устроить в Приэльбрусье.
С уважением.
Надежда! Вы очень талантливый человек. Вы описали не просто красоты гор и пересказали легенды, ВЫ филисофски осмылиои увиденное и услышанное, и превратили в блестящее повествоввание, вызывающее восторг и преклонеие.@ Valmone:
@ Иванов Игорь:
Спасибо за столь приятные слова. Игорь я просто пишу, когда мои мысли льются потоком не зависящим от моего желания. Просто я так живу. В нашем мире всегда должно быть, что то, что уведет от мира реальности серых будней работы. Я много где жила, родилась в Питере, росла в Одессе, и вот Кавказ.
Рассказ о горах это не просто красивое их описание. Это место где я нашла свою Мекку. Когда мне плохо, я убегаю туда, брожу среди скал, по альпийским лугам в совершенном одиночестве с камерой в руках и впитываю в себя силу и уверенность. Недаром Высоцкий говорил: — «Вперед и вверх, а там, Ведь это наши горы и они помогут нам». Стоя где-нибудь на плато, видя всю мощь вековых суровых, покрытых вечными снегами гор, гор, которые стоят тысячелетия, понимаешь, что все твои тревоги и проблемы не стоят ничего. Что все суета. Становится понятно, что не так уж плохо и все можно преодолеть. Приходит на ум мудрое решение и ты спускаешься вниз. Приезжаешь в город и продолжаешь жить. Жить оставив свои слезы там у родников, вода которых смыла их своей чистейшей водой, словно освобождаешься от гнета. И хотя здесь очень трудно бывает порой, я люблю этот край, эти горы и этих людей, ни сколько не меньше, чем свой Питер, куда я возвращаюсь за глотком воздуха родины, за ощущением пронизывающего и колючего ветерка с берегов Невы, который дает мне ощущение дома и того, что он меня не забыл. Это когда после долгих странствий возвращаешься к родному порогу и тебя радует даже лебеда на грядке дачи и боишься ее выдрать и выбросить, потому, как она частица твоего дома.
Разбередили вы мне душу. Но словно побывала у родного порога и вот я снова здесь, где с гор сегодня тянет ледяным ветром, а на клумбах города еще цветут яркие цветы.
С уважением и искренностью. Н.
@ zautok:
Очень захотелось в горы. Там действительно уже можно кататься на лыжах. А можно и по шашлыкам?
Иннес.
@ InnaOnFire:
Иннеска. В чем проблема. Встали с дивана и…..
Можно! на Новый год?
Хорошо я придумала?
СУПЕР!!!! Других слов не нахожу, тем более, что сама держала его в руках….
@ Людмила:
Спасибо дорогая. Так ты браконьер оказывается? Действительно небесные цветы.
С улыбкой твоя подруга.