Г. Антюфеев.
ВОЕННЫЙ ХИРУРГ САВЧЕНКО
очерк
Ветераны Великой Отечественной войны. Это словосочетание вызывает, думаю, уважение у многих и многих сограждан. С годами редеют ряды участников страшного лихолетья, и поэтому каждая встреча с кем-либо из них, каждый рассказ дорогого стоят.
Валентин Евгеньевич Савченко – военный хирург. Окончил Сталинградский медицинский институт 9-го мая 1942-го года, когда фашисты уже рвались к городу на Волге. После сдачи госэкзаменов его вместе с однокурсниками Юрием Герусовым и Борисом Коваленко направляют на фронт под г. Сватово на Харьковщине. Там разгорелись ожесточённые бои за овладение стратегической инициативой. В составе 174-ой стрелковой дивизии находился 162-ой медсанбат, где и пришлось молодым специалистам впервые столкнуться с ужасами военного времени. Ужас заключался ещё и в отсутствии лекарств, препаратов и перевязочных средств, поэтому ограничивались терапевтической помощью раненым, пребывающим с передовой. В результате непродуманных действий наступление, предпринятое силами Красной Армии, захлебнулось. Гитлеровцы нанесли мощный контрудар, и многие части и соединения попали в окружение. Медсанбат успели вывести в последний момент… Эшелоны остановились под г. Борисоглебском Воронежской области, откуда медперсонал отвели в Грибановские леса. Здесь состав санитарного батальона наконец-то переодели в форму и присвоили Валентину звание военврача III ранга. В Грибановских же лесах к ним влилось пополнение, получили необходимые медикаменты и инструменты.
В это время германские войска прорвались южнее Воронежа к г. Каратаяк, пытаясь обходным маневром пробиться к Сталинграду. В сражение бросились помимо немецких, знаменитая испанская «Голубая дивизия», чехи, мадьяры – всего семь дивизий. Медсанбат передислоцировали на горячий участок передовой линии, где в первый же день поступило около трёхсот раненых. В сложнейшей ситуации со всей определённостью решалась дальнейшая профессиональная судьба В. Савченко: быть или не быть хирургом. Быть, потому что за неимоверный труд в боевой обстановке представили к медали «За боевые заслуги».
Работал медицинский санитарный батальон под Каратаяком до лета 43-го, когда удалось выровнять положение, остановив наступление врага. Дивизия за участие в битве переименовалась в 46-ую гвардейскую, а комдив Карапетян получил звание генерала.
Война, в ходе которой наметился перелом в нашу пользу, продолжалась, а значит, были и раненые, требовавшие помощи. Валентина Евгеньевича направляют в полевой госпиталь хирургии, входивший в состав Калининского фронта. Капитан Савченко при постоянном наплыве пациентов совершенствовал мастерство, спасая многим жизнь. Умение быстро и трезво оценить ситуацию, вовремя принять решение и блестяще провести операцию не остались незамеченными. Представили молодого специалиста к ордену Красной Звезды. Награду вручил командующий фронтом А.И. Ерёменко. На том же участке, где находился капитан, произошёл любопытный случай. Один из санитарных батальонов располагался за железнодорожной насыпью, где было около или чуть более ста легкораненых. За насыпью – высота Птахино. С неё прекрасно открывалась прилегающая местность с панорамой городов Великие Луки и Невель. Немцы успешно отбивали попытки взять высоту, при штурмах полегло немало советских солдат. Молодой фельдшер Сергей (фамилию ветеран, к сожалению, запамятовал), который возглавлял медсанбат, внимательно изучил подходы и укрытия, ведущие к возвышенности и, воспользовавшись наблюдениями, проявив смекалку и храбрость, вместе с подопечными ночью овладел Птахино, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
Под названной высотой находилась и медсестра Александра Зорина, получившая за участие в этих боях орден Красной Звезды. В 1944-ом году сестричка стала женой Валентина Савченко. Позже они работали вместе, порознь, снова вместе…
Великая Отечественная откатывалась от границ Родины, приближаясь к завершению. Было ещё немало кровопролитных боёв, и естественно, поступали пострадавшие, требующие срочного оперативного вмешательства. Вновь и вновь становился к столу хирург, удаляя осколки, зашивая раны, спасая десятки жизней…
Закончились фронтовые дороги Валентина Евгеньевича на берегу Балтийского моря в г. Данциге. Началась мирные будни, и в них всегда есть место хирургии. Опытный специалист, поистине золотые руки, продолжал практиковать в госпиталях разных городов и стран. Работал там, куда направляло командование. Рига, Каунас, венгерский город Самбатель, Вена, Баден, где оперировал командующего оккупационной группой войск в Австрии генерал-полковника А.С. Жадова. Пути врача пересекались с людьми, ставшими знаменитыми и легендарными – К.Е. Ворошилов, Л.З. Мехлис, К.К. Рокоссовский, И.Х. Баграмян, Р.Я. Малиновский…
В начале пятидесятых годов военный хирург трудился в Алжире и Сирии.
Завершил службу полковник медицинской службы В.Е. Савченко начальником госпиталя в г. Шкло, что на Западной Украине. Богатый опыт пригодился и в гражданской жизни – десять лет возглавлял санаторий-профилакторий горно-химического завода г. Яворова Львовской области, откуда в 1982-ом году ушёл на заслуженный отдых.
Казалось, осталось только жить да радоваться. Однако грянул парад суверенитетов, и очутился ветеран в одночасье за границей с ярлыком оккупанта. Те, кто ещё вчера считал за честь пожать руку кавалеру 21 правительственной награды и раскланивался ещё издали, враз отвернулись, делая вид, что незнакомы… Возникли проблемы с получением пенсии, и решил Валентин Евгеньевич вернуться на малую родину, если не в Волгоград, то хотя бы в область.
Так семья оказалась в Суровикино, где проживает по улице Сысоева. Дом, приобретенный ими, требует большого ремонта, чем и занимается хозяин со спутницей по жизни Александрой Павловной. Они не жалуются на неудобства, не привыкли. Утверждают: осилили фронтовые трудности, преодолеют и мирные.