Прогулка по Севастополю

Прогулка по Севастополю.
Скульптор Яковлев Вячеслав Васильевич.
Город, достойный поклонения.

Историей городу была предназначена не простая судьба. Имя его – Севастополь, означающий в переводе с греческого, высокочтимый, священный город. В наши времена, не без основания, часто добавляют: город, достойный поклонения.
Побережье незамерзающей Севастопольской бухты (прежнее название – Ахтиарской) считается одной из нескольких, самых удобных бухт в мире. На её берегах был основан Севастополь, как военно-морской порт и город. Датой основания современного Севастополя считается 14 июня 1783 год. В этот день под руководством контр-адмирала Т. Мекензи были заложены первые каменные постройки: дом командующего севастопольской эскадрой Томаса Мекензи (на русский лад Фомы Фомича), часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской.
Но ещё пятью годами ранее решением Александра Суворова на берегах Севастопольской бухты были построены первые земляные укрепления, впоследствии «одетые» в камень, и размещены русские войска.
Испокон веку здесь расположена главная база Черноморского флота России. Город, его люди, показавшие всему миру беспримерный подвиг и стойкий характер моряков, воинов, жителей осаждённого Севастополя. Дважды разрушенный почти до основания в двух оборонах: во время Крымской войны 1854-1856 годов и в Великой отечественной войне 1941-1945 годов, город возрождался и становился ещё сильней и блистательней, чем прежде!
Во все времена, когда Севастополь героически защищал южные рубежи нашей Родины, к нему приходили на помощь все сыны и дочери отечества. Так и поднимать город из руин, восстанавливать, заново строить, украшать, советские люди считали своим долгом внести личный вклад в возрождение города.
Мне посчастливилось быть севастопольцем. Мои родители приехали в Севастополь в начале пятидесятых. После освобождения 9 мая 1944 года в центральной части города остались неповреждёнными всего 6-7 домов. Но уже в начале пятидесятых годов в рекордно быстрые сроки были отстроены дома вокруг центрального холма по кольцу города с площадями, впоследствии названными именами героев, принесших славу русскому отечеству: адмирала Ф.Ф.Ушакова, генералиссимуса А.В. Суворова, адмирала
П.С. Нахимова, адмирала М.П. Лазарева.
Митинг, посвященный досрочному окончанию строительства троллейбусного хозяйства первой очереди, состоялся 6 ноября 1950 года. Это было событие для города – пуск послевоенного троллейбуса по маршруту: вокзал — гора Матюшенко. Первые, все красно-желтые троллейбусы, украшенные транспарантами и цветами, выстроились на площади Ушакова (тогда Коммуны) по направлению к вокзалу. В 51-ом году управление заказало в городе Энгельсе Саратовской области на заводе имени Урицкого, только что освоившем производство троллейбусов, партию из десяти новых машин, и в июле этого же года на железнодорожных платформах прибыли 4 новых троллейбуса типа «Д» с маркой этого завода. На первенцах завода были надписи на кабинах: «Первые троллейбусы городу – герою Севастополю», «Привет героическому Севастополю от коллектива завода имени Урицкого».
Ну, как тут было после таких прекрасных слов не воодушевиться на трудовые подвиги! Наши родители, старшие братья и сёстры, все севастопольцы делали это, каждый на своём месте. В сентябре 51-го года в городе стало уже 18 машин, что позволило вскоре запустить ещё одну линию.
По центральному кольцу города в конце 52-го года был открыт новый маршрут, очень удобный для горожан.
И, когда параллельно с центральной частью города были расчищены другие завалы разрушенных домов, дорог, построены и восстановлены дома для жителей, проложены основные коммуникации, началось благоустройство парков, скверов, обустройство территорий вокруг для отдыха и взрослых, и детей. Неподалёку от дома, где мы жили, был овраг. Взрослые говорили, что там была огромная воронка от попадания бомбы во время войны. В середине 50-х годов овраг засыпали грунтом, и на этом месте был разбит парк. Активное участие в строительстве принимали комсомольцы, они вручную прокладывали коммуникации, высаживали новые деревья, обустраивали территорию. В их честь парк первоначально был назван – Комсомольским. Я помню, как радовались мы – дети, гоняли на велосипедах по новым ровным асфальтированным дорожкам, как захватывало дух, когда взмывали в небо на качелях, которые назывались «лодочками», а малыши кружились на каруселях. Позже здесь был построен фонтан «Детство», поставлены парковые скульптуры и остальная площадь дополнилась новыми современными аттракционами. В 2005 году к названию парка добавилось ещё одно легендарное имя — Героя Советского Союза, участницы обороны Севастополя, отважной санинструктора и позже разведчицы, и парк обрёл новое название: Комсомольский парк имени Марии Карповны Байды.
В шестидесятых годах началось строительство новых дорог, микрорайонов на Куликовом поле, в Стрелецкой бухте, на Корабельной стороне, улице Горпищенко, в Камышовой и Казачьей бухтах.
Облик города так стремительно менялся! И в нём чувствовался свой характер: героический, по-военному строгий, собранный, немного аскетичный, но по-прежнему романтичный, тёплый, отзывчивый, настроенный на одну волну с гражданским населением.

Сегодня я иду по одной из старейших улиц, сейчас её названия – улица Ленина, протяжённостью около 1, 2 километра. Её застройка началась сразу после основания города. Первоначально улица называлась Балаклавской дорогой, затем Адмиралтейской, Екатерининской. В начале 1880-х годов Екатерининская, считавшаяся одной из благоустроенных улиц, была замощена гранитными осколками, с 1878 года она освещалась керосиновыми лампами, а с 1899-го электрическими фонарями. Годом ранее, 12 сентября в Севастополе открылось трамвайное движение, по улице Екатерининской проходила круговая линия трамвая. Поскольку путь был одноколейным, на линии устраивались разъезды. Именно отсюда с площади Ушакова по улице Ленина (названия современные) по центральному кольцу города был в 1952-ом году открыт новый троллейбусный маршрут, опоясывающий центральный холм города. Городское кольцо города образуют: улица Ленина, площадь Суворова, продолжение улицы Ленина, площадь Нахимова, проспект Нахимова, площадь Лазарева, улица Большая Морская, площадь Ушакова. Маршрут, протяженность которого всего 3, 4 километра.
Здесь, кроме, исторически значимых для города, памятников истории и архитектуры, прекрасные виды на Южную бухту, где начинается морская слава Севастополя. На высоком мысу противоположного берега, на Корабельной стороне выделяется комплекс белых домов с красными крышами – Лазаревские казармы, где с начала 20-го века размещались школы учебного отряда Черноморского флота. В другой части территории этих казарм с сентября 2000 года обосновался Черноморский филиал Московского государственного университета. Левее них известные сухие доки и Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе — ровесник основания города.
Площадь Суворова. Отсюда, с Ротонды, открывается вид, как на Южную, так и на Севастопольскую бухту, Северную сторону, на южном склоне холма которой, возведён Храм-пирамида Святого Николая, расположенного на Братском мемориальном кладбище, где похоронены останки русских воинов, павших во время Крымской войны, а также моряки, погибшие во время Великой отечественной войны.
И горожане, и гости города любят пройтись пешком по центральному кольцу. Здесь всегда чувствуется близость моря. Весной лёгкий аромат морского бриза смешивается с запахом гиацинтов, нарциссов, тюльпанов, петуньи, роз, нежных цветов миндаля, абрикоса, алычи, каштана, акации, софоры, катальпы и экзотических для Севастополя магнолий, посаженных совсем недавно. Этот букет ароматов цветов, присущий каждому времени распускания, можно определить, как сладкий с солёным привкусом. Недаром и воздух, и цветы вдохновили замечательных севастопольских авторов написать песню, хорошо известную старожилам. «Севастопольские розы — розы, пахнущие морем» — строчка из песни, написанной в начале 60-х годов авторами из поколения детей войны: музыка – композитора Александра Саенко и журналиста Дмитрия Ткаченко, слова – журналиста Вячеслава Шерешева, последние оба работали в городской газете «Слава Севастополя». Эта любимая всеми песня до сих пор с успехом исполняется известным коллективом — Ансамблем песни и пляски Краснознамённого Черноморского флота.
Город-герой, город-музей под открытым небом. Здесь можно не только посетить музеи, но и побродить по улицам древнего Херсонеса, на Историческом бульваре побывать на бастионах и редутах первой обороны города, полазить на пушках времён Крымской войны, прикоснуться к якорям, поднятым со дна моря. На Сапун-горе и Малаховом кургане увидеть своими глазами военную технику времён второй обороны города. А в особо праздничные дни: День Победы – 9 мая, День города — 14 июня и в последнее воскресенье июля, когда празднуется День Военно-морского флота, увидеть всю самую современную военную технику на парадах и экспозициях на главной площади Нахимова. И здесь же вечером посмотреть праздничный салют.
Эхо войны.

В декабре 2019 в ходе глобальной реконструкции улицы Большой Морской и площади Ушакова, во время земляных работ, предусмотренных проектом реконструкции замены всех подземных сетей, установки ливневой канализации, озеленения и создания зон отдыха, рабочими был найден подземный канал, ставший первой находкой из прошлого. Изначально исследователи предполагали, что это часть ливневой канализации, но спустя месяц после открытия эксперты музея «Херсонес Таврический» опубликовали заявление, согласно которому подземный ход являлся частью старинной системы трамвайных путей.
«Есть основания полагать, что над отверстием находился столб контактной сети и уличного освещения Круговой линии городского трамвая. Учитывая, что жёлоб „уходит” под фундамент цирка М. Труцци, он мог быть вырыт под прокладку электрического кабеля», — отметили исследователи.
Реконструкция части городского кольца — площади Лазарева, Большой Морской и площади Ушакова, обнаружила и другие исторические находки и артефакты девятнадцатого века и века двадцатого: времён Крымской войны, первой мировой войны, второй обороны Севастополя.

В конце январе 2020 года, неравнодушный горожанин и краевед Евгений Витальевич Дубовик увидел, как на площади Лазарева, где в ходе строительных работ были выявлены трамвайные пути и часть дома севастопольского купца Василия Хлудова, рабочие достали камень старинного здания, о чём он сразу сообщил общественникам и депутатам. Работы сразу были приостановлены. Но, как свидетельствуют знатоки истории, на втором этаже дома с 1890 года располагалось Севастопольское городское собрание. В начале первой мировой войны его место занял временный крепостной госпиталь N 2. Во время второй обороны Севастополя в подвале дома Хлудова находилась одна из подземных школ, в которой продолжали учёбу дети осаждённого города. Подземный тоннель, обнаруженный там же рабочими 4 февраля, оказался совершенно пустой, и было принято решение накрыть вход в подземный ход на площади Лазарева плитой. Все эти находки были зафиксированы специалистами, они нанесли остатки дома Хлудова и подземный ход на схему площади. Это будет являться объектом археологии для будущих поколений.
В ходе земляных работ на Большой Морской и площади Ушакова случилось ещё одно сенсационное открытие! Спустя почти 76 лет после освобождения Севастополя 9 мая 1944 года, вечером 13-го февраля 2020 года работник экскаватора, увидев под ковшом человеческие кости, сразу сообщил поисковикам, с движением которых был связан сам. Прибывшие на место специалисты в течение суток извлекли останки шести воинов Красной армии. В одной из воронок был найден боец с орденом Красной Звезды. Вместе с орденом также были обнаружены и часы, принадлежащие бойцу. Благодаря уникальному номеру хорошо сохранившейся награды, удалось установить имя героя.
«Предварительно, это Чеховский Николай Гаврилович 1916 года рождения, старшина, командир башни Т-34, 2-й танковый батальон, 2-я Танковая бригада Закавказского фронта в 1943 году. Он был призван Чемеровецким РВК Каменец-Подольской области Украины. За подвиг в боях при Минеральных Водах 11-12 января 1943 года был награждён орденом. Учитывая, что награда была получена в 1943-м, можно сделать вывод, что боец отдал жизнь в боях за освобождение Севастополя» — сообщает пресса со ссылкой на центральный архив Министерства обороны Российской федерации.
Бойцы, видимо, были похоронены своими товарищами, останки были накрыты тканью от защитного костюма. Скорее всего, воины погибли при уличных боях в центре города, здесь ребят захоронили в воронке или небольшом окопе. Поисковики надеются, что благодаря усилиям работников центрального архива, вскоре будут названы имена и других героев этого сражения.
Торжественное захоронение останков бойцов пройдёт накануне Великого Дня Победы – 4 мая 2020 года на Мемориальном братском кладбище советских воинов в посёлке Дергачи.
Севастополь Яковлева.

Никто не остаётся равнодушным, посетив город и прикоснувшись к его истории. Я много раз слышала от тех, кто однажды увидел Севастополь, что сюда непременно хочется вернуться. И возвращаются!
А многие, почувствовав себя севастопольцами, остаются здесь навсегда.
Вячеслав Яковлев в 1963 году закончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и приехал по распределению в Севастополь. Когда Вячеслав учился на последнем курсе в «Строгановке», он вместе с другими студентами из Москвы и Ленинграда поехал поработать в Волгоград, их пригласил известный скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич, участник Великой отечественной войны, подполковник в отставке.
В то время по проекту Вучетича и под его непосредственным руководством, начиная с 1959 года, велась большая работа по сооружению Мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане.
По приказу № 20 от 1 мая 1945 года впервые Городами-героями официально были названы города: Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса. Мемориальный ансамбль в Волгограде был завершён в 1967 году, 15 октября состоялось его торжественное открытие. На возвышении кургана установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства – композиция «Родина-Мать» автора Вучетича.
А тогда осенью 62-го, будучи студентом последнего курса, приняв приглашение мэтра, за два-три месяца работы с превосходным и опытным мастером, Вячеслав приобрёл уникальный опыт работы с материалом и масштабом строительства, который пригодился ему впоследствии и определил его дальнейший путь.
Судьба подарила молодому художнику и скульптору навсегда остаться в истории Города-героя, он один из авторов Мемориала защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов, сооружённом на главной площади города в 1967 году.
По воспоминаниям вдовы Яковлева, Натальи Петровны, архитектора, также закончившей в том же году «Строгановку», Севастополь тогда был «в ореоле», и они сразу приняли решение ехать вместе.
Вячеслав Васильевич Яковлев родился в Москве 18 декабря 1937 года. Его отец был частным предпринимателем – шил кепки. Ушёл на войну и в 1941-ом году его не стало. Он умер в госпитале от ран. Матери Славы пришлось одной поднимать двух детей, она до пенсии и даже после работала нянечкой в больнице. По воспоминаниям друзей, однажды Слава увидел, как в московском скверике художник рисовал, был поражён, как из цветных пятен на холсте рождается картина, и решил, против воли родительницы учиться, чтобы стать художником.
В 1957 году он закончил Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина.
С женой Натальей они познакомились, когда оба учились в «Строгановке», поженились после второго курса, позже родилась дочь – Александра. До переезда в Севастополь были в Крыму пару раз: в свадебном путешествии в Гурзуфе и позже с группой – под Ялтой.
Семья перебралась в Крым, Вячеслав стал работать в севастопольских художественно-производственных мастерских и с тех пор начал принимать участие в городских, республиканских и всесоюзных выставках. В 1964-ом году основатель и директор Севастопольской художественной школы Кольченко Евгений Андреевич пригласил Вячеслава преподавать в школе.
Рассказывает о своём преподавателе бывшая ученица Вячеслав Васильевича художник Ирина Домбровская (Капустина): «Первый раз я увидела Яковлева в художественной школе, он преподавал у нас. Умный, ироничный, высокий, красивый, одевался хорошо, очень любил свитера крупной вязки. Его жена Наташа обвязывала всю семью. В художку мы ходили с удовольствием, там было интересно. Он даст нам задание рисовать, ходит в классе молча, смотрит на наши работы и смеется. То ли нравится ему, то ли не нравится… Непонятно, но мы чувствовали, в этом смехе не было осуждения. Сначала мы все называли его, как и положено учителя, – Вячеславом Васильевичем. Он молодой был тогда, ему было всего лет 28-29, Слава говорил нам, своим ученикам: «Никаких отчеств». Так мы и тогда, и сейчас, когда вспоминаем его, называем – Слава. Позже, когда я поступила в училище, мы задружились с Яковлевым. Моя подруга, тоже художница, Люда Левина познакомила меня с Геной Арефьевым, а он был другом Славы Яковлева. После окончания художественной школы мы все дружили: Володя Адеев, Женя Дробязин, Таня Никольская, Люда Левина, часто встречались, ходили вместе на пленэры, приходили с друзьями к Яковлеву в мастерские художественного фонда. Когда в 1967 году Слава работал над проектом Мемориала героям и позже в 1985 году над барельефом «История флота», он всегда приглашал нас в мастерскую. Площадь мастерской на перекрёстке улиц Большой Морской и Суворова была такая огромная, она находилась в подвале под часовой мастерской. Там шла работа над монументом, когда мы приходили, Слава всегда деловой, руки по локоть грязные, рядом стоит корыто с глиной, и он весь в работе, спешил, чтобы успеть. Монумент такой я вообще не знаю, как ему разрешили в то время сделать. Это же новьё было тогда! У него был свой стиль, узнаваемый. Славе всегда был подвластен любой материал. Весь город помнит до сих пор чудесные фигуры, отлитые из металла, стоящие на аллее недалеко от Дворца пионеров: забавный пузач и фигура дивного животного, напоминающего осла, но с рожками, и обе — с открытым ртом. Люди проходили мимо, улыбались, фотографировались на фоне забавной парочки и… бросали мусор туда.
Даже урны по задумке Яковлева должны были быть эстетически красивыми. Близкие друзья и знакомые художника видели в «пузаче» его друга, талантливого художника Геннадия Арефьева, а ироничный Слава намекал, что вторая фигура, это он сам…
Когда Гена умер, Слава отыскал где-то в поле огромный валун, привёз и установил его на могиле друга. У Славы для друзей было своё фирменное приветствие, он говорил: «Привет, с новым годом!»
И никто не удивлялся, почему так, просто хорошее настроение у всех…»

Вячеслав Васильевич проработал в художественной школе с 1964 по 1966 год.
Из воспоминаний вдовы Яковлева — Натальи Петровны: «Директор художественной школы – Кольченко Евгений Андреевич стал нашим другом, он был замечательным преподавателем и человеком. Слава был весёлый человек, в школе вместе они работали весело и продуктивно. В 66-ом году заняли детей линогравюрами, все с удовольствием резали, осваивали технику линогравюры, печатали и устраивали выставки. Лучшие работы детей отправляли на выставки в Москву. Ученики Славы до сих пор помнят, чтут и любят его».
1967 год был знаковым для молодого художника и скульптура.
Монумент защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов был задуман архитектором Израиль Ефимовичем Фиалко. Израиль Ефимович — архитектор, художник, участник Великой Отечественной войны, награждён боевыми орденами. Работал над городской застройкой Сталинграда и Севастополя. Над проектом монумента защитникам Севастополя были приглашёны работать известный в городе скульптор В.Ю. Бондаренко и молодой, ему тогда не было и тридцати лет, В.В. Яковлев. Вариантов памятника-монумента было много, но остался один, предложенный Яковлевым, он выиграл конкурс. Бондаренко в дальнейшем ушёл из проекта, и Вячеславу Васильевичу пришлось в очень сжатые сроки самому практически отливать фрагменты скульптуры памятника из бетона и руководить всем процессом строительства памятника. И он с честью справился! Первоначально по проекту памятник должен был выполнен из гранита, но из-за отсутствия денег у тогдашнего руководства города, памятник был выполнен из бетона. Монумент, созданный по его эскизам и под его руководством, был отлит из больших железобетонных конструкций, изображающих воина – защитника Севастополя, в поднятой правой руке – автомат, левая рука – сдерживающая стрелы, символизирующие атаки врага — два штурма.
Под монументом на стене гранитные плиты, где навечно высечены имена защитников Севастополя в 1941-1942 г.г., всех поимённо… Монумент был открыт в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции.
Из воспоминаний Натальи Петровны Яковлевой: «Этой работе не повезло, ругали, кто только мог, все кому не лень. И даже Славу лишили работы на целый год, пока он не переделает. Но он этого делать не стал. Было трудно, год без работы стоил ему очень сильно здоровья».
Его бывший ученик и друг, художник Владимир Адеев так говорит об этой авторской работе: «Памятник получился, и в художественном исполнении, новый. У Славы свой, фирменный стиль — рубленный, в этом стиле он делал все свои остальные вещи. И потому, наверное, вначале шли какие-то нехорошие разговоры. Но, тем не менее, памятник получился достойный, прекрасный, он отлично вписался в архитектурное пространство города, отмечен и по праву стал одной из визитных карточек Севастополя».
За проект Мемориала скульптору был выплачен только аванс, который ушёл на оплату работы исполнителей: арматурщиков, лепщиков, каменщиков. Всего обещанного гонорара он так и не получил. К слову сказать, среди художников до сих пор ходит легенда, что через какое-то время в Севастополь приехали югославы, чтобы отснять памятники времён ВОВ для альбома. И они выбрали именно Монумент на мемориальной стене защитникам Севастополя на площади Нахимова!

Непросто было выживать, в семье Яковлевых в том же году произошло счастливое событие — родился сын Василий. А потом поступил заказ на выполнение парковых скульптурных работ.
Скульптуры из серии «Рыбаки» и «Воины», забавные собаки, петухи, совы, лани и прекрасные скворечники появились в детском парке и других местах города. Вячеславу Васильевичу был подвластен любой материал: глина, гипс, дерево, он первым в Севастополе применил технику чеканки из металлопластика. Он просто сам работал и кто хотел, мог у него учиться, художник был открыт к общению и передаче своего мастерства. Вячеслав Васильевич был очень весёлым человеком, он, наверное, хотел, чтобы всё окружающее нас стало лучше, добрее, веселее. В 1970 году им были сделаны скульптуры «Нептун» и «Русалка», мозаичная композиция «Весенние цветы» в Евпатории на территории у морского порта. Позже были изготовлены и украшены мозаикой из смальты скульптуры «Рыбка» и «Спрут» для бассейна воинской части в Донузлаве. Для парка этого же города была сделана статуя «Нептун», но изготовленные скульптуры так, по какой-то причине, не дошли до заказчика…

Мне остаётся только догадываться, когда и как к Яковлеву пришёл замысел сделать для города-героя ещё один значимый проект – Триумфальную арку, парадный въезд в Севастополь со стороны Сапун-горы. Ведь не каждый город может похвалиться такими открытыми воротами!
Быть может, много раз виденный художником, великолепный пейзаж со стороны суши: сливающаяся с безбрежным небом морская стихия вдохновила его. Или память о безвременно ушедшем отце, участнике боевых действий, не давала покоя…
Ведь при воспоминании, что здесь было до нас, каждый раз невольно защемит сердце у тех, кто помнит… 250 дней второй обороны. Испепелённый, разрушенный почти до основания, Севастополь жил, боролся, яростно нанося удары по врагу и отбивая его бесчисленные атаки. Последние 25 дней обороны города враг ожесточённо, беспрерывно штурмовал город и с суши, и с воздуха. Севастополь в эти дни решал для всей Советской страны задачу: задерживать, сковывать, изматывать противника. В едином строю стояли: армия, флот, всё оставшееся гражданское население.
Они выстояли и победили, преодолев и построив всё заново.
И потому в Севастополе очень высок дух патриотизма!
И потому горит в городе вечный огонь немеркнущей славы героев, и потому тянется сюда живой ручеек людей, чтобы поклониться седым бастионам, неприступным батареям, священным могилам, памятникам и монументам героев двух оборон.
Ежедневно сюда приезжают туристы и гости города со всех городов России, других стран, чтобы посетить панораму на Историческом бульваре, диараму на Сапун-горе, Малахов курган, Константиновскую и Михайловскую батареи, 35-ю батарею на мысе Херсонес, Владимирский собор (усыпальница адмиралов) и Владимирский кафедральный собор в Херсонесе Таврическом. А также побывать на Графской пристани, в Балаклаве, Инкермане, мысе Фиолент и других романтических местах…
Такой он достался нам от предков: необыкновенно красивый город, белокаменный и неприступный со стороны моря, просторный, солнечный, яркий на фоне неба и самого синего в мире Чёрного моря.
В 1983 году была построена и открыта памятная Триумфальная арка в честь 200-летия Севастополя, авторы проекта архитектор А. Шеффер и скульптор В. Яковлев.
В 1985 году И.Е. Фиалко вновь пригласил Яковлева сделать проект для кинотеатра «Россия». Барельеф «История флота» Вячеслав Васильевич делал в натуральную величину всё в той мастерской – подвале на перекрёстке улиц Б. Морская – Суворова. Недавно барельеф был отреставрирован и вновь украшает современный облик кинотеатра.
Ещё одна работа скульптора Яковлева в соавторстве с архитектором Чижом, заслуживающая внимания. Появившийся в 1986 году при въезде в Гагаринский район города: памятный знак «Покорителям космоса», сейчас называют просто — Памятник Ю.А. Гагарину. В день космонавтики — 12 апреля к нему несут цветы и устраивают праздничный митинг.

Надо сказать, что народ, большинство севастопольцев, приняли все творения мастера. У Мемориала защитникам Севастополя 1941-1942 годов горит вечный огонь и в почётном карауле Поста № 1 стоят лучшие ребята школ. Здесь начинаются все официальные мероприятия города, здесь чтут память героев, возлагая под гранитные плиты с их именами, венки и цветы. Триумфальную арку на въезде в город тоже полюбили, её основание, по очертаниям напоминает основание Эйфелевой башни в Париже, арка красиво и изящно смотрится со всех сторон. Украшенная изображениями орденов Октябрьской революции и Трудового Красного знамени, и в центре между ними размещены Орден Ленина и Золотая звезда города-героя, награды напоминают всем въезжающим и уезжающим о великом прошлом и настоящем города.

С уходом на пенсию, скульптор полностью отдался графике, живописи. В основном его работы были посвящены цирковой жизни.
Выставка «Корифеи авангарда», открывшаяся с 17-го февраля по 3-е марта 1999 года в читальном зале библиотеки Делового и культурного центра на площади Восставших, была представлена тремя авторами: В.В. Яковлевым, В.А. Бойченко, П.И. Прокопенко. Примечательно, два последних автора: Бойченко и Прокопенко – ученики В.В.Яковлева, преподавателя Севастопольской художественной школы в 1964 -1966 г.г. Этому событию предшествовал целый ряд выставок художников севастопольского авангарда. Авангард – направление изобразительного искусства, признанного во всём мире. Возникнув в девятнадцатом веке, не как альтернатива художникам классических школ скульптуры, живописи, графики, рисунка, как вполне самостоятельное направление, оно завоевало не только право на существование, но и своих жарких почитателей. С тех пор произведения авангардистов украшают коллекции лучших музеев разных стран мира.
– Мы – корифеи и не боимся этого слова, — без ложной скромности говорит от имени художников Владимир Бойченко. – И вот в конце 20-го века пришло время заявить, высказать, обозначить…
На этой выставке представлены работы нашего учителя Вячеслава Васильевича Яковлева. Много накопилось работ, и все они очень индивидуальны. И самодостаточность любой работы абсолютна. Буквально, сдув пыль с картин, вытащив из «чулана истории», мы отобрали работы Вячеслава Васильевича, чтобы представить их на суд зрителей. Нельзя замалчивать своё творчество.

В середине 60-х они заявили о себе широкой публике. Скульптор, изменивший современный облик и сделавший для города, возможно больше, чем кто-либо другой.
Его бывшие ученики Бойченко и Прокопенко, тогда ещё молодые художники, устроили свою первую – «заборную» выставку на Птичьем рынке. Севастопольцы в то время были не столь искушены в авангардном искусстве, многие их работы — большинство – остались не распроданными.
Выставка, организованная учениками Вячеслава Васильевича, имела большой успех. Яковлевым были представлены работы, малоизвестные широкой публике. Как правило, коллеги по искусству скупы на слова похвалы. У Яковлева за четыре десятилетия его созидательной жизни не было ни одной персональной выставки. И как хорошо, что ещё при жизни он получил оценку своего творчества и от широкого круга зрителей, и от художников.
Самый маститый и стильный корифей – Вячеслав Васильевич, скромно стоял, принимая комплименты коллег. Он успел услышать признание коллег.
Художник Людмила Левина: «Работы Яковлева – мощные в своей авангардной сути».
Художник Иван Романенко: «Состоялось великолепное событие, знаю Яковлева, как одного из лучших художников Севастополя».
Тогда Яковлев был тяжело болен, через несколько месяцев, в конце 99-го года, 26-го декабря его не станет. Ему было 62 года.
До последнего дня, пока мог держать в руках кисточку или карандаш, он творил. И в этом ему помогала вся его семья, и в первую очередь, его жена Наталья Петровна, друг, коллега по искусству и верный спутник.
Первая персональная выставка Яковлева Вячеслава Васильевича была в городском Художественном музее имени Крошицкого уже посмертной.
У каждого, кто знал скульптора, художника, в памяти остался «свой» Яковлев.
В семье Николая Лебедева, сына Кольченко Евгения Андреевича, вспоминают Вячеслава Васильевича, как дружеского, смешливого, производящего впечатление, охочего на шутки. Коле было семь лет, когда он с папой был один раз в гостях, в то время Яковлев с семьей жил по приезду в Севастополь ещё в бараке на улице Пожарова. Позже, когда родился Василий, Коля приходил уже на новую квартиру, и вновь Яковлев произвёл на него впечатление: талантливый, искромётный, обаятельный человек. Это было в начале 70-х годов. В городе появилось много его работ: каменных, деревянных, чеканных фигурок, которые нравились всем горожанам. У жены Николая – Юлии, которая работает в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого, свои воспоминания: «Как-то летом Яковлев пришёл к нам в музей с клубникой в полиэтиленовом пакетике. Сейчас уже и не вспомнится, то ли, чтобы помянуть своего друга Гену Арефьева, то ли день рождения у того был … Все были тронуты его памятью о друге. Девочки, мои коллеги, все обожали и уважали Славу. В тот раз сидели, пили чай, говорили об искусстве. В фондах музея бережно хранятся работы Яковлева: двадцать работ — графики, пять – декоративно-прикладных. Скульптур всего шесть: три — серии «Рыбак», три — серии «Воин».

Художник Павел Прокопенко: « Художников в мире очень мало. На востоке бытует высказывание: самые гениальные вещи проходят незамеченными. По городской скульптуре Яковлева можно сказать: он воспитал целое поколение севастопольцев».
Вот и всё на сегодня. Я знаю, что в мирной жизни рождаются новые герои. Вскоре их именами сочтут за честь назвать новые площади и улицы Севастополя.

.

Прогулка по Севастополю: 9 комментариев

  1. Здравствуйте, Ирина!
    Спасибо вам за интересную и увлекательную прогулку по Севастополю. Появилось желание посетить этот город, погулять по его окрестностям, полюбоваться его достопримечательностями. Надеюсь, что это когда-нибудь произойдет.

    1. Светлана, здравствуйте!
      Большое спасибо, что прочитали и прокомментировали.
      Лучшее время для посещения города — весна-начало лета. И, конечно же, бархатный сезон: сентябрь-октябрь. Тем более, что сейчас стало намного проще посетить полуостров. Сама мечтаю проехаться по Крымскому мосту.
      Желаю вам здоровья и всяческих успехов.
      С уважением и теплом, Ирина.

  2. Здравствуйте, Ирина! Очень интересная, познавательная, информационно насыщенная рпабота. Но при всех её содержательных достоинствах, по моему мнению, она больше походит на добротный официальный материал для городского портала в интрнете или качественных ознакомительных брошюр и публикаций о славном городе. Заголовок же «Прогулка по Севастополю» обещает читателю именно прогулку с более выраженным присутствием лирического героя и живыми сценами с участием горожан, с их пониманием Севастополя и с их короткими рассказами об истории и сегодняшнем дне города. Не хватает живинки, движения, стука каблучков и каблуков. Хочется ярких картинок, видов, панорам глазами автора, жанровых сцен, диалогов… Рассказы-вставки о скульпторах и художниках и их работах не восполняют этого дефицита, не придают материалу динамизма.
    Желательно было бы видение Севастополя самим автором — самое яркое, скажем, с первой встречи в детстве и по мере его взросления. Вы это можете замечательно сделать, Ирина, судя по Вашим предыдущим работам. Мне думается, что этот материал является хорошей основой для более яркого, живого лирического очерка-репортажа. Не так ли? Желаю вдохновения и удачи. Хотел бы увидеть Севастополь во всей красе Вашими глазами, ведь я бывал в Зурбагане (фантазийный образ Севастополя в произведениях Грина) всего лишь раз, и то проездом в юности…
    Не обессудьте, если мои пожелания не согласуются с вашим видением темы.
    Всего доброго!

  3. Здравствуйте, Владимир!
    Благодарна Вам за прочтение и рецензию .
    Эта работа была задумана к юбилею Победы и о людях, кто принимал непосредственное участие в возрождении Севастополя.
    А название — «Прогулка», Вы почувствовали, я так и предполагала, что это может быть цикл очерков. Благодарна за подсказки и советы, особенно понравились «каблучки-каблуки», постараюсь следовать пожеланиям. Как Вы понимаете, непросто всё переосмыслить-переделать, здесь не только вдохновение и удача должны сопутствовать… Но я не сдамся. Чем всё-таки хороши электронные произведения — всегда есть возможность подступиться к ним с новыми силами. Особенно, когда есть идея.
    С благодарностью, Ирина.

  4. Да, это очерк конечно. Большой и энциклопедический. Это фундаментальный труд. Переделать будет нелегко, да и не нужно. Такая большая работа в очерк-историю не влезет. Для очерка можно взять какую-то часть и раскрасить эмоциями и звуками города, любовь к которому очевидна.
    Я был в Севастополе один раз ещё в начале двухтысячных на экскурсии. Город поразил своими бухтами и военными кораблями.
    Но больше запомнилась Панорама. Экскурсовод всё время рассказывала о подвигах украинского Полтавского полка. Я улучил момент, когда она была одна, и спросил, были ли среди защитников люди других национальностей. Она смутилась и , понизив голос, призналась. что большинство защитников были из русских губерний. Я всё понял. Она работу любила и потерять не хотела. Это тоже страничка истории города…

    1. Владимир, здравствуйте!
      Благодарю за прочтение, понимание и советы.
      Да, бухты это, наверное, первое и главное, ради чего здесь был основан город и Черноморский флот. Владимир, а ваша экскурсия включала посещение Балаклавы? Её бухта уникальна тем, что не видна со стороны открытого моря. Не знаю, кому после развала Союза могла прийти в голову дикая мысль — открыть важные секреты всему миру? Даже не все горожане знали о существовании подземных сооружений для ремонта и обслуживания подводных лодок в Балаклавской бухте. Всё рассекретили и показали!
      В панораме я была всего дважды. И первое впечатление от посещения: полное погружение в застывший миг-шагнёшь с помоста смотровой площадки, и ты уже на переднем плане истории среди бойцов-защитников города…
      Я не сторонник переписывания истории в угоду кому-то или какой-то власти. Есть историческая правда. Какая бы она не была. Это история предков и наша. Нельзя замалчивать, умалять и наоборот. Специально посмотрела о том, что Вы написали, оказывается, было 10 украинских полков. В то время была одна страна, как Вы знаете- Российская империя. У нас особенно известен Матрос Кошка, есть памятник-бюст на улице Героев Севастополя. Сын моей соседки написал песню, посвященную ему и снял очень даже интересный видеоролик. Хорошая традиция: у нас помнят и чтут всех.
      Всего доброго Вам, здоровья и удачи.
      С уважением, Ирина.

  5. Про матроса Кошку я читал и экскурсовод о нём рассказывала. А бухту я видел сверху. Мы приехали на автобусе из Берегового. А все военные секреты раскрыли те, кто помогал Союзу рухнуть. Известная «святая троица» подписантов приговора сверхдержаве. На многих сверхсекретных заводах были установлены американские стационарные посты. Следили, в частности, за утилизацией ядерного и химического оружия. Хотелось бы. чтобы слова «история» и «правда» были синонимами. Всего доброго!

  6. Ирина, интересный очерк. Мне много рассказывала подруга, она родилась в Севастополе. Но её рассказы были скорее из детства улица, родной дом, счастливые времена. Ваш очерк насыщен фактами, чёткость изложения. Может и не хватает художественной образности, но ведь это не стихи. Благодарствую за работу.

    1. Здравствуйте, Елена.
      Прочитала и между строк. Благодарю Вас!
      Мои пожелания вдохновенных строк Вам. А подруге передавайте мой привет!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)