Весна, Париж — экскурсия по Лувру

Много красот во Франции, в Париже,

Лаура, дворик Лувра, фонари,

Но мне Россия и родней и ближе,

В степи рассветы, первый луч зари.

Седой Урал, урочища, озёра,

Маньпупунёр и древний Аркаим.

Люблю леса и на Кавказе горы

И Сахалин, что стал почти своим.

А в Подмосковье речек малых, чистых,

В них отраженье белых облаков,

Цветов лесных глазастых и душистых,

Берёзки из Есенинских стихов.

По воскресеньям в храмах перезвоны,

Далёкий гул больших колоколов.

В окладах лет старинные иконы,

Погосты Соловецких островов.

Молюсь душой, исполненной печалью

В холодный день осенней маяты,

Твоим холмам, курганам и молчанью

Ночной, небесной звёздной красоты.

Бесспорно, что парижский Лувр прекрасен,

Но мне милей наш старый Петергоф,

Который сердцу с детства сообразен

Величью царских вотчин и дворцов.

Горжусь тобой, ведь ты моя Отчизна,

К Парижу, Лувру пиететов нет.

Но память предков, положивших жизни,

Стучит мне в грудь из окаянных лет.

Когда звучат малиновые звоны

Твоих восставших храмов и церквей,

Я верю — одолеем все препоны

И только станем во сто крат сильней.

С холста на яркой ткани гобелена

Людовик представителен и грозен,

Экскурсия, как разновидность плена,

А мне б домой, где кудри русских сосен.

Весна, Париж — экскурсия по Лувру: 23 комментария

  1. Владимир! Как всё понятно и близко Душе! Я 15 лет прожила в пустыне, где каждая травинка выращена на привозной чёрной земле, где практически не бывает дождя и снега, где до горизонта жёлтый песок. К этому невозможно привыкнуть. Я тогда думала, что никогда не смогла бы жить на чужбине, не видя снега и русских берёз! А теперь, в какое окно ни посмотрю огромные сосны рядышком с кудрявыми берёзами — сказка! Спасибо за стихотворение!

  2. Добрый день Анна! Это стихотворение родилось как ответ на охи ахи наших москвичей о Франции и Париже. В гостях хорошо, но дома лучше. Теперь доволен, хотя ничего сверх нового в нём нет, но мне оно самому нравится. Спасибо за комментарий и я согласен с Вами, там где жить трудно, суровая природа, те места особо дороги! Успехов!

  3. Доброй ночи Светлана! Ну вот хотел сделать перерыв, не писать стихи, заняться чем-нибудь другим, но не вышло, не сдержался. Правда Пегас прилетел на одном крыле и хромает. Так и живём! Спасибо за комментарий и удачи Вам!

  4. Всё замечательно, Владимир. Но одно важное замечание. Дворца Тюильри в Париже, увы, давно нет, его сожгли во времена Парижской Коммуны, да так и не восстановили. На его месте разбит сад Тюильри. Так что сегодня вы не могли бы пройти по залам дворца в любом случае — при желании и без оного. Меня как человека, многие годы связанного с Францией и Парижем профессиональными нитями и дружескими узами, сразу покоробил этот пассаж, который рефреном проходит через всё стихотворение. Досадная недостоверность, содержащаяся в нём, существенно умаляет достоинства произведения. А ведь нынче людей, хорошо знающих Париж и его историю, много… И ваши потенциальные читателя будут разочарованы фактологической ошибкой. Надо бы её исправить. Но как изъять из стиха целый дворец, не знаю. Надо подумать. Удачи!

  5. @ Владимир Кривошеев:
    Огромное спасибо Владимир! Была мысль начать строкой — Я не бродил по улицам Парижа, но отбросил её т.к. не бродил, так чего пишешь?! Как оказалось зря! Но с другой стороны — хорошо, что люди помогут исправить ошибку, подскажут. Конечно я уже внёс коррективы. Я побывал во многих странах, но никогда в Лондоне, Каире и Париже. Особенно почему-то хотел побывать в Лондоне. Не срослось. Вам удачи и ещё раз спасибо — уели, мне урок!

  6. Я вижу, Владимир, Вы внесли правку в ваше стихотворение, заменив Тюильри Лувром, вскоре после моего комментария. Не знаю, моя ли ремарка стала причиной этого или кто-то иной указал вам на несоответствие реалиям, но я всё же разовью критический аспект моей рецензии. Дворик Лувра? Лувр величествен — и нет там дворика, а есть двор. В самом Лувре тоже есть двор — двор Марли — большой и светлый зал с великолепными скульптурами. Но, главное, стоит ли сравнивать то, что невозможно и не нужно сравнивать. Петергоф — это Петергоф, Лувр — это Лувр, Луара — это Луара, Волга — Волга и так далее. Мне кажется для выражения патриотизма необязательно говорить об отсутствии пиетета к достояниям всего человечества, к мировым шедеврам, находящимся в других странах. Это умаляет пафос ваших патриотических чувств. Не будем забывать, что Эрмитаж, Лувр, Версаль, Петергоф — это творения, в создании и наполнении которых участвовали мастера всей Европы. И негоже разделять их на наших и ненаших. Сила нашей любви к Родине, по-моему, не нуждается в умалении достоинств других стран и народов. Россия настолько велика и великолепна, что выше всяких сравнений — она сама по себе — это феноменальное явление, главное в котором — исключительная, уникальная в современном мире, духовность всего того, что называется Россией. С добрыми чувствами к Вам и наилучшими пожеланиями, Ваш коллега.

  7. Доброй ночи Владимир! Спасибо, что поделились своими мыслями. Согласен с вашими аргументами. Это стихотворение появилось, как ответ на восторги и ахи знакомых и незнакомых людей по Франции и Парижу. С другой стороны я для себя решил пишу для молодёжи — 2 внука и внучка, а они всё сравнивают. Школа и детсад, семья стали более меркантильны, информацию предпочитают клиповую, с целью экономии времени. Конечно можно возразить, что уж нам-то не стоит опускаться на их уровень. Но есть один нюанс, то что не на их языке, не соответствует их подходам — просто не читают. Я проводил такие эксперименты: «Ты по WhatsApp мне отправила трек» и «70-е шатаюсь по Москве» — написаны на их языке, на двоих более 21 тыс. просмотров. Пишу на правильном литературном языке на сложные темы — читателей с гулькин нос. Ещё раз подчеркну — я с Вами абсолютно согласен, а это мои размышления на тему: почему массы не читают стихи?! Согласитесь и в моих аргументах есть доля правды. Конечно, согласен нельзя сравнивать Лувр и хребты Урала, но так они хоть в Википедию заглянут, названия запомнят. Пишу не ради спора, но в поисках достопочтимой меры, золотой середины? С уважением

  8. Доброе утро, тёзка! По поводу языка общения с новым поколением. Всё же предпочтительнее поднимать молодежь до уровня правильного литературного языка, а не опускаться до просторечий, разговорно-сниженной лексики, сленга. В противном случае мы потеряем и язык и поколение, ведь язык — это оригинальный инструмент национального мышления. Задача, конечно, сложная, но цель сбережения национального интеллекта того стоит. Сейчас я всё чаще вспомниаю подвиг монахов средневековья, которые сохранили величайшую культуру античности, переписывая в кельях уникальные драгоценные литературные, исторические и философские тексты по монастырям, тогда как за их стенами царил цивилизационный упадок — опрощение речи и искусств, оскудение философской мысли — период, названный впоследствии тёмными веками. Нынче происходит почти то же самое на новом витке — упадок культуры. И всем, у кого есть способности и силы, надобно совершать ежедневно подвиг монахов средневековья, отстаивая и развивая культуру земной цивилизации на её высших точках. Вот такие мысли-убеждения.

  9. @ Владимир Кривошеев:
    Доброе утро Владимир! Не могу не согласиться с Вашими доводами. Пример с монахами весьма красочен. Но разве Гомера современники не ругали за язык и отказ от канонов?! Тому есть письменные подтверждения (Гераклит, Зоил). Я уже не говорю о том, что он откровенно врал, археология и история утверждают о том, что побеждала Троя! А наш Пушкин (правда сам был юношей и погиб относительно молодым). А Маяковский, Вознесенский. Можно привести сотни примеров. Язык суть живая, да Вы это лучше меня знаете. Офисный планктон, компьютерщики-программисты, экономисты и финансисты говорят на своих языках. А сколько переодика писала о так называемых батлах?! Мне эта мерзость не нравится. но миллионные подписки … А где прекрасные стихи поэтов серебряного века?! Конечно тут ещё есть мерило успеха и самое важное это талант. Не люблю Быкова, но его Коровяк в исполнении Ефремова это нечто! Так что здесь не всё так просто. И кто знает, что завтра назовут высшей точкой из дней сегодняшних, хорошо если о нас будут судить не по романам Д.Донцовой. Акунину или Улицкой. Дискуссия эта вечна и то есть истина.

  10. @ Владимир Кривошеев:
    Кстати, вот такой интересный момент, нигде не встречал в других странах на большом, серьёзном уровне такое деление музеев живописи, ка у нас: Пушкинский — иностранная живопись и скульптура; Третьяковка — национальная живопись. Может быть я ошибаюсь, тогда поправьте меня. В Штатах есть деление на живопись и совремённое искусство (если память не изменяет — Гуггенхейма). У нас что-то пытались сделать — выставки в Манеже и молодых художников, но во что-то национального уровня это не вылилось. Мы завоеватели, мы владеем самой большой территорией в мире, нам пришлось всё время сражаться, отстаивая свои завоевания. Нас всегда окружали страны мягко говоря недружелюбные, соответственно их культура не была настроена к нам по доброму, может быть отсюда наша обособленность и самобытность и мы сумели её сохранить. По моему Квадрат Малевича в России смотрят только не совсем здоровые люди, а вот Валентина Губарева — с удовольствием! Извините, увлёкся, а есть ли такие разночтения в литературе Франции и России?

  11. Несколько ремарок в ответ на ваши комментарии, Владимир. Развитие национального языка определяет его эстетика, органично присущая каждому языку и базирующаяся на благозвучии и семантике слов. Она охраняет язык от уродования. У неё есть помощники – хранители языка (не охранники) – филологи, включая профессуру, а также редакторов, корректоров, которые действуют каждый в своей сфере, — обучают языку, составляют словари, добросовестно редактируют статьи и книги – я подчёркиваю: ДОБРОСОВЕСТНО. И никогда низкая и разговорно-сниженная лексика, арго, сленг не станут в итоге нормой, они всегда будут занимать свои пласты и будут использоваться лишь в стилистических целях в литературных произведениях, не являясь литературным языком. Не путайте новаторство в языке — образование новых слов, новый ритмический строй, заимствования и освоение иностранной лексики — с тем, что происходит сейчас в нашем языке, в частности, я имею в виду коверкание существующих нормативных слов, подмену их значения иными смыслами. Да, Гомер и Пушкин, Шекспир и Достоевский и многие другие литературные гении были новаторами, которые поспособствовали развитию языка, а не его опрощению. Они не коверкали язык, а добавляли ему благозвучия и синонимичности новыми эпитетами, метафорами, новыми словами, — красивыми по содержанию и форме, предлагали новые ритмически построения речи. Между тем, при всём моём критическом отношении к новоязу, не исключено, что из мути нынешнего тотального сленга будут выловлены вполне приличные неологизмы, которые впоследствии станут нормой. Однако всё это – тема диссертации, и я закругляюсь… Если я был не убедителен, то извините, мне, в принципе, больше нечего сказать, а заниматься иллюстрированием сказанного – увольте, времени нет.
    Теперь по поводу специализации музеев. Во всем мире такое разделение по национальному и интернациональному признакам есть – где-то более выраженное, где-то менее. Например, во Франции, в Париже, наряду с коллекцией всемирных шедевров в Лувре, существует музей д’Орсэ, в котором собраны произведения импрессионистов 1860 — 1910 годов — в подавляющем большинстве это французские художник (может быть, за микроскопическим исключением). Я там был – грандиозно – все гениальные импрессионисты Франции вместе. Но, художников из других стран я не обнаружил в этом музее. И я не вижу ничего странного в том, что Третьяковская галерея хранит работы русских живописцев. Тем более, если знать историю создания этой галереи, то всё вполне логично.
    На этом позвольте мне закруглиться. У меня сегодня именины — день моего небесного покровителя Святого равноапостольного Князя Владимира. Возможно, это и ваш праздник, если вы родились в весенне-летние месяцы. В таком случае – мои поздравления и наилучшие пожелания!

  12. С именинами Владимир! С Вами всегда интересно общаться. Узнаёшь много нового, а это вызывает живой отклик, С Вашей подачи и я пропущу рюмочку в честь Владимира, равного апостолам! Кстати если водку хорошего качества смешатьс Карельским бальзамом, получится изумительный напиток, дарю ноу-хау соотношение 1-5/1-6 в пользу водки, употреблять комнатной температуры в качестве апперетива. Спасибо и удачи!

  13. Владимир,какие родные чувства,вызвало ВАШЕ стихотворение.Из всех поездок,я с трепетом возвращалась в свой любимый город…. Интересно узнавать новые города и страны,но ничто не сравниться с чувствами,что испытываем к нашей родине.
    Доброго ВАМ дня!

  14. @ bianka.ry:
    Доброго дня Лена! Я тут получил кучу фитилей от Владимира, кстати вполне заслуженных. Не пиши о том чего не видел или в крайнем случае изучи по документам и литературе. Так что Ваша поддержка как раз вовремя. Огромное СПАСИБО!!! За то время пока служил и работал мне удалось, точнее так распорядилась судьба, я побывал во многих странах и городах, и в каждом остался кусочек моего сердца. Люблю Нью-Йорк это кипящее варево, не прекращающееся ни днём ни ночью, уютный Вашингтон и солнечный Анкоридж, пристани Осло и набережную Маликон на Кубе. Люблю Китай, Пекин с его самобытностью и трудолюбивым народом, маленькими ресторанчиками. Красоту пагод Рангуна и мьянманских красавиц, а какие там звёзды на небе — с кулак. Но никогда не забуду бухту Золотой Рог во Владивостоке, леса Карелии и волжские затоны с золотым песком. Люблю Нижний, где прожил в общей сложности 7 лет, тихий Городец. Но какие бы красоты мне не попадались, ни Оттаву, ни Торонто, ни горы Саксонской Швейцарии никогда не заменят тепло родного дома, мать, родных детей и внуков, улицу на которой ты живёшь, всё то, что мы называем Родиной. И несмотря на все мои промахи это стихотворение об этом! Удачи!

  15. В Лондон не надо, Владимир. Там затаился зловещий яд «Новичок». Сначала нужно послать туда нашу роту химзащиты. А дворец в Париже поменять на Лувр или Париж на Лондон. Шучу! Удачи!

  16. @ Владимир Брусенцев:Доброй ночи Владимир! Спасибо за комментарий с Новичком! Мы это уже проходили. Я участвовал в учениях с применением боевых отравляющих веществ, правда давно это было. До того 3 суток хлорпикрином травили. ОЗК подгоняли А преодолели мы зону применения ОВ на машинах. Как-то всё обыденно получилось. Так, что нас
    Новичками не напугаешь. Другое дело Ми-5. Надо будет как-нибудь написать о таких заменах — Меняю Лондон на сарай 6х2х2
    в деревне Голая Васер, У Вас там климат мокрый, он опасен. Так что сдаю сарай с доплатой, 6 соток перекопаны лопатой. Я с англичанами в Берлине сталкивался. Приехал как-то в Тиргартен караул проверять. А в тот день на воротах стояла сержант молоденькая женщина. Подошла к машине, пока автоматика ворота открывала, стащила с моей головы фуражку, а мне напялила на голову берет. Еле уговорил вернуть всё в зад. Вот такие они провокаторы!!! Удачи

  17. @ val_338122@mail.ru:
    Согласен, Владимир! Жалко, что сейчас нет журнала типа «Крокодил». Описать и нарисовать всё это уродство международной политики. Да и внутренней тоже. Типа «ответных мер США в рамках ВТО». То есть — пшик.

  18. Да уж! Как говорил один известный герой одного известного романа — Киса Воробьянинов. Единственное уточнение: кто в армии служил в цирк не ходит и «Крокодил» не читает — скучноС! Крупнейшие американские и европейские рейтинговые финансовые и экономические аналитики в профессиональных СМИ ограниченного распространения (A.M. Best Company, Inc, Standard & Poor’s, Moody’s и тысячи др.) уже давно предрекают развал США, крах доллара и всеобщий мировой сначала финансовый, а затем и экономический кризисы. Он должен был начаться ещё в 2009 году, но американцам пока удаётся превентивными методами его избежать. Эксперты уверены, что не надолго! Я думаю с его началом, нам будет полегче, ибо мы давно в кризисе. Вот тогда посмотрим кто как разговаривал С Россией. Как сказано по случаю — Я езмь. И Азз воздам! Удачи!

  19. Ну, есть и штатские читатели. Вот Трамп сейчас пытается удержать страну от деиндустриализации и предовратить дальнейшее её превращение в страну «детей разных народов», но элиты их разнопартийные, похоже, жёстко контролируются мировым правительством и губят все его благие начинания. Кстати, это самое мировое правительство дало команду на заселение старых цивилизаций мигрантами. Европу — неграми и арабами, Америку — неграми. арабами и мексиканцами, центральные раойоны России узбеками и таджиками. Только к нам не едут — нищета!@ val_338122@mail.ru:

  20. Добрый день Владимир! Тут сложились различные факторы: 1.В экономике сложилась ситуация когда получение сверхприбыли в масштабах государства, как это имело место ранее, стало невозможным. Растёт сфера услуг, её решили заполнить мигрантами (у нас подъём экономики из той же оперы) Для этого развязали войны. 2. ? мировое движение народов, самое большое за всю историю. Тут не только поиски лучшей лоли и исход наиболее активной молодой части нации, народа государства. Тут намешано и религия, и борьба с социальной несправедливостью, и информационные войны и культура и много ещё чего…3. Попытки мирового правительства привести мир к единой системе управления тоталитарным образом, ибо он даёт наивысший результат по шкале достижения — сроки, задачи мирового правительства — быстрейший прогресс человечества (по их лекалам), поскольку ресурсы Земли не беспредельны. 4. В разведсообществах Запада пришли на руководящие должности люди профессиональные навыки которых сформировались в 90-е годы. По инерции они нас считают слабыми и не хотят, да и не могут отказаться от имперских замашек и амбиций. Вследствие того, что лидеры в США и странах западного мира временщики — популисты. пытаются манипулировать ими в своих интересах. Работают, без санкций и обманывая гос. аппарат. 5. В мире на всех участках растёт нестабильность ввиду: различных экономик, технологических укладов (в России от 4 до 7). Технологии позволяют странам вырваться вперёд за месяцы, подушка безопасности наличие производства на национальной территории, за долгие годы изменились демографические показатели при постоянной константе территорий (нас стало ок. 140 миллионов и рождаемость коренных народов и наций продолжает падать). Новые средства вооружённой борьбы способные практически за сутки-двое решить вопрос не просто победы в крупной войне. но и уничтожить целые конгломераты государств. Устал. Пока всё

  21. Желание воочию увидеть шедевры мировой культуры в подлиннике, не сомневаюсь в этом, владеет умами большей части моих знакомых и близких мне людей. Идея собирательства шедевров мировой истории и культуры вероятней всего принадлежит самой природе, представители которой, могли радоваться и радовать других красотой произведённой ими или кем-то, предметов.
    Но в утверждении , что красота спасёт мир, нет исторических артифактов и напротив, красота требовала завоевания, являясь причиной многих войн. Поэтому экскурсия в главный музей мира – Лувр, кроме эстетического наслаждения и удивления не виданным ранее, доносит в сознание мысль о грабежах , насилии, как необходимом условии приобретения предмета восхищения. История приобретения многих экспонатов, действительно подтверждает это. После знакомства с заинтересовавшим меня изваянием царя …

  22. @ Николай:
    Добрый вечер Николай! Это стихотворение не о Лувре. Это о России, которую многие наши современники и не знают толком, в отличие от Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Турции и т.д. и т.п. Детей увозят в Египет, Тайланд, Родину любить надобно приучать сызмальства. Что до притягательной силе искусства, так тут как и во всём остальном — кто на что учился. Задача патриотического воспитания учить на мировых лучших образцах, развивать творческую активность. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я не робот (кликните в поле слева до появления галочки)