Мир глухонемых людей — загадочный, не всегда понятный нам. В книге польского писателя Януша Вишневского «Одиночество в сети» описана потрясающая история любви юноши к глухонемой девушке. Мне не безразлична эта тема. Она связана с трагическим случаем из моего детства. Моя мама — преподаватель русского языка и литературы, перенесла тяжёлый инфаркт. Пока лечилась, её место в школе было занято. В РОНО ей предложили поработать воспитательницей в школе- интернате для глухонемых детей. Эта школа располагалась в бывшем мужском монастыре недалеко от нашего дома.
Мама любила детей и свою работу. Она иногда приводила свою группу к нам домой «побыть в домашней обстановке», попить чаю. Мне и моему младшему брату было очень интересно общаться с этими детками. Мы учились у них «языку жестов», чтению по губам и «азбуке» для рук, которую я помню до сих пор. В этой школе дети были полностью на государственном обеспечении, получали образование и профессии. Советское государство заботилось о своих детях не на словах, а на деле.
Стояло жаркое лето, так хотелось на речку! Мама отпустила меня, 13 летнего подростка, с подружками, но попросила в полдень быть дома, так как у неё в тот день была вторая смена дежурства по школе, а я должна была присматривать за восьмимесячной дочкой сестры, которая была в отъезде. Я опоздала на 15 минут, поэтому опоздала на работу и мама. В это время несколько детей убежали на речку и одна девочка утонула. Против мамы возбудили уголовное дело. Я была на этом суде. Когда защитник говорил, что мама — добрый человек, талантливый учитель, хорошая мать четверых детей и зачитал письмо родителей погибшей девочки с просьбой оправдать учительницу, я рыдала.
Я знала: что бы ни решил суд, психика мамы не выдержит. Так уже было после расстрела отца: у неё тогда наступило «сумеречное состояние», она не верила, что любимого мужа больше нет и всё искала его в городе, заполненном немцами. Соседи прятали её. Потом она пришла в себя. И вот новое потрясение. Маме присудили один год условно и отстранили от работы. А ведь она была единственной «кормилицей» нашей большой семьи. Ничего, выжили.
Но вернусь к основной теме рассказа. Когда – то меня потрясло стихотворение слепоглухонемой Ольги Скороходовой: «Думают иные»
«Если вас чаруют красота и звуки,-
Не гордитесь этим счастьем предо мной.
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я рядом, а не за стеной».
Такую руку протянул ей проф.И.А. Соколянский: в его клинике Ольга Ивановна получила образование. Писала замечательные стихи и даже стала кандидатом педагогических наук!
Анна, еще одна трогательная история из жизни вашей семьи.
Вы упоминаете польского писателя Януша Вишневского. Я прочла все его книги. Мне понравился роман «Одиночество в сети». Хотя, «Биккини» написан более ярко и сильно. Но, это только моё мнение. Я знаю, что «Одиночество в сети» экранизирован, но книга лучше, чем фильм.
@ Светлана Тишкова:
Светлана, доброе утро! Благодарю Вас за отзыв. Непременно прочту «Биккини». Хорошего Вам дня!
Доброго дня Анна! Очень трогательно написано. Давно замечено в беде. болезни люди становятся добрее что-ли. Да, досталось Вашей семье. Как хорошо, что читатель прочтёт Ваши истории, а то потомки наши будут судить о нас по Донцовой или Улицкой. Все Вашм произведения и прозу и стихи пронизывает правда и это главное. Успехов!
@ val_338122@mail.ru:
Владимир, Ваши комментарии для меня, как камертон. Пока не увижу Вашу реакцию, сомневаюсь, стоило ли ЭТО писать. Огромное спасибо за моральную поддержку!
Приветствую Вас, Анна! Как обыкновенно, содержательный, интересный жизненный рассказ-повесть. Но мне показалось, что концовка оборвана — может, стоить развить и закруглить в финальной части в несколько абзацев основную тему… Думается, у Вас это получится замечательно.
@ Владимир Кривошеев:
Владимир, здравствуйте! Вы правы: сначала я пишу так, как считаю нужным, потом постепенно «отсекаю» детали, чтоб уложиться в страничку. Мне почему — то кажется, что читатели не станут читать произведение, длиннее одной страницы. Спасибо за добрые слова и совет. Я учту его.
Анна,доброго утра! Мне ваш небольшой рассказ напомнил случай из юности. Я приходила на работу к маме,у них работала глухонемая женщина,писала определённые документы от руки. А к ней забегал иногда сын лет десяти. Мальчик оказывается и слышал и говорил,хотя оба родителя были глухонемые.Иногда она с сыном переговаривались жестами через окно.Такая немая сцена,не понятная для всех окружающих. Они смеялись,грустили…и лишь руки проделывали в воздухе непонятные для нас вещи….Глухонемые,это своя отдельная жизнь….Своё сообщество.Часто непонятная обычным людям.Но не делающая их другими. Это тонко и проникновенно чувствующие жизнь люди.
Спасибо за тему и рассказ.Лена
@ bianka.ry:
Доброе утро, Лена! Спасибо за комментарий! Интересно то, что глухонемых детей учат объяснятся с окружающими не жестами, а артикуляцией, чтоб читать по губам, или «ручной азбукой». Но это сложнее и медленнее, поэтому, детки быстро переходят на жесты. Хорошего Вам дня!
Рассказ трогательный и душевный , Анна. К сожалению, глухонемые обычно живут в своём мире. Если рассказ «цепляет», то прочтут и более одной странички. Но в чём-то вы правы. Мне несколько человек сказали, что читают только мои и вообще коротенькие миниатюры. Зрение плохое или времени нет. Удачи и крепкого здоровья!
@ Владимир Брусенцев:
Спасибо, Владимир, за комментарий. Дело, по- моему, не в зрении, а в перенасыщении. Книгу я всегда читаю от корки до корки, а рассказы на сайте предпочитаю короткие — и читать, и писать. Усекая готовый материал, я иногда удаляю то, что мне известно, а читателю — нет. Возникают вопросы, как в комментарии к «Тайфуну»
@ Анна:
А я не усекаю никогда. Это всё равно, что новорожденному отрезать ножку или ручку. Могу, конечно, удалить несколько неудачных предложений. Некогда читать — смотри Петросяна под пиво и получай позитив. А «пену» лучше не читать вообще. Картинку или видео пустопорожнее потебить легче.