Оперативная сводка за 1 июля 1941 года.
Дневное сообщение 1 июля.
В течение ночи на 1 июля продолжались бои на МУРМАНСКОМ, ДВИНСКОМ, БОБРУЙСКОМ и ЛУЦКОМ направлениях.
На МИНСКОМ и БОБРУЙСКОМ направлениях всю ночь наши войска вели бои с подвижными, частями противника, противодействуя их попыткам прорваться на восток. В бою участвовали пехота, артиллерия, танки и авиация.
Вечернее сообщение 1 июля
Днём 1 июля наши войска вели упорные бои на МУРМАНСКОМ, КЕКСГОЛЬМСКОМ, ДВИНСКОМ, МИНСКОМ И ЛУЦКОМ направлениях.
На МИНСКОМ направлении продолжаются бои с подвижными частями противника. Наши войска, широко применяя заграждения и контрудары, задерживают продвижение танковых частей противника и наносят ему значительное поражение.
Извилистая лента грунтовой дороги петляла среди лугов и перелесков, то взбираясь на косогор, то ныряя в золотистую ниву ржаных полей. Танковая колонна, оглашая окрестность на многие километры рёвом моторов, мощной лавиной неслась в неведомую даль, поднимая огромные клубы пыли, которые напористый ветер с трудом сносил в сторону.
Егор Рудаков, вёл свою машину уверенно, был он механиком со стажем и изюминки в управлении тридцатьчетвёрки уловил быстро. Маневренный и быстроходный танк пришёлся по душе сразу. Правда, доставляла хлопот коробка передач. Уж больно много усилий приходилось тратить на переключение скоростей, да только и тут нашли выход. Радист, Михаил Михалёв, молодой парнишка, с удовольствием помогал. В благодарность за это Егор решил обучить своему ремеслу и сделать из него высококлассного механика-водителя. В подтверждение серьёзности своих намерений, Егор по внутренней связи обратился:
— Командир, наш радист до войны трактористом работал. Разреши его подготовить как своего дублёра?
— Смысл, — отозвался Дубровин?
— Прямой. Мало ли что. Ведь с закрытым люком я мало что вижу. А с открытым есть риск пулю схлопотать. Сам понимаешь, дублёр будит в самый раз…
— В принципе, — задумался лейтенант, — вроде дело говоришь. Заменить тебя и я могу, только тогда мы без орудия окажемся, да и подсказать направление движения некому… Только за рычаги не сейчас же его сажать.
— О чём разговор, — обрадовался Егор, — конечно не на марше. Я разговор завел к тому, что в данный момент можно продемонстрировать, как управлять танком, если внутренняя связь забарахлит или выйдет из строя.
— Ну, это можно. Поучим, пока обстановка позволяет. Тем более, что взаимозаменяемость в экипаже – дело нужное и стоящее, — одобрил лейтенант, — так что не станем тянуть кота за хвост. Михаил?
— Слушаю.
— Сейчас Леонид поставит тебе ноги на плечи и будет дублировать команды, которые я буду отдавать. Готов?
— Готов, — отозвался Михаил.
— И я готов, — подтвердил Леонид.
— Приступаем.
Михалев почувствовал, как сапоги заряжающего уверенно обосновались у него с права и слева от головы.
— Вперёд, — прозвучало в наушниках…
Михаил почувствовал, как каблуки настойчиво надавили, подталкивая его в спину.
— Быстрее…
Каблуки толкнули ещё разок.
— Правее…
Ступня заряжающего надавила на правое плечо…
— Левее…
Ощутимо почувствовалось давление на правое плечо…
— Стой!
Оба плеча ощутили одновременное нажатие…
— Задний ход!
Михалёв почувствовал, как ступни нажали на плечи и потянули назад.
— Разворот в право!
Почувствовалось, как на левое плечо надавили пяткой, а правое потянули назад.
— Аналогично осуществляется разворот в лево. Понял?
— Понял, — отозвался Михаил. В принципе всё просто и доходчиво.
— А так и положено, — отозвался Егор, — только за время такого управления, командир все плечи оттопчет. А в бою, может и переусердствовать. В таком случае синяков не избежать.
— Первое занятие считай закончено. Будем считать успешно. Дальше, — продолжил Дубровин, — поговорим о слаженности действий. Нагрузка у меня большая. Механиком управлять. Пулемётчику давать целеуказания. Заряжающему подавать команды какой снаряд зарядить. Наводить орудие на цель. Но главное, следить за полем боя и отыскивать источники опасности для танка. Иначе хана нам всем. Поэтому в этом деле должен участвовать весь экипаж. Егор, — обратился он к механику, — у тебя обзор получше, чем у остальных, ты мои вторые глаза.
— Понял, командир, — отозвался механик.
— Михаил, у тебя прицел. В него ты сильно не понаблюдаешь, но тем не менее, что-то и ты подскажешь.
— Есть, командир, — возбуждённо доложил радист.
— Лёня, у тебя задача быстро зарядить нужный снаряд. Тебе не до наблюдений. Так что ты у нас головой отвечаешь за огневую мощь.
— Ясно, командир.
Все прекрасно понимали, что ведётся не просто трёп, а идёт слаживание экипажа. Ведь от взаимопонимания зависела их жизнь.
Спустя два часа, колонна, прибыла на позиции на берегу речушки, которая называлась Черногостница.
Октябрь 2017.