В работах критиков и литературоведов по русской литературе XIX века встречается такое определение женского образа, как «тургеневская девушка». Это означает, что писатель И.С.Тургенев создал особый тип героинь в своих произведениях. Прежде всего, это натуры поэтические, привлекательные, обладающие стремлением к совершенству, к высокому и лучшему, способные на большие чувства и самоотверженность в любви.
Можно ли Асю, героиню одноименной повести Тургенева, считать таким примером из галереи женских образов, созданных писателем? Наверное, но автор не сообщил читателям историю жизни Аси полностью. Тургенев предоставил нам возможность самим дорисовать портрет героини и её судьбу. Эта недосказанность делает образ Аси загадочным, притягательным, романтическим.
При первом знакомстве юная особа симпатии не вызывает, скорее, отталкивает своей неуравновешенностью, экзальтированностью, странностью. Можно понять господина Н.Н., которого настораживали некоторые чудачества Аси: она могла усесться «на уступе стены прямо над пропастью», или поливать цветы на развалинах, рискуя свалиться со стены. Это было неразумно, выглядело эпатажно и неестественно, вызывало досаду, неприязненное чувство, что отпугивало саму возможность возникновения симпатии или влюблённости. Но Асино стремление вызвать к себе интерес, постоянно держать в напряжении понравившегося ей мужчину оказалось просто детской неуверенностью, юношеской попыткой самоутверждения. Стремясь скрыть свою застенчивость, девушка совершала необдуманные поступки, иногда неожиданные для неё самой, она как будто пыталась доказать своим поведением что-то очень важное. И объяснение всему происходящему с Асей, как выяснилось, существовало.
Ася была дочерью горничной и барина. Комплекс внебрачной дочери помещика, которая вряд ли может быть признана светским обществом, делал жизнь девушки не вполне естественной и благополучной. Она понимала, что отличается по воспитанию и образованию от барышень того круга, куда ввёл её Гагин, сводный брат по отцу. Ей хотелось быть равной с ними, оставаясь при этом простой и естественной, как раньше, но в юные годы это было непосильной задачей для Аси. И в её поведении появились дерзость, манерность, наигранность. Позднее девушка искренне признаётся господину Н.Н., что понимает необходимость учиться (хотя она получила образование в пансионе): «Меня перевоспитать надо… Я не умею играть на фортепьяно, не умею рисовать, я даже шью плохо… Скажите мне, что я должна делать, что читать? Я всё буду делать, что вы скажете». Но господин Н.Н. не понял, что пугало Асю, он не совсем осознавал ложность её положения. Асю беспокоила разница в их происхождении, то есть тот комплекс, те предрассудки, которые она вполне могла бы преодолеть с помощью дорогого ей человека.
Семнадцатилетняя девушка с ещё не оформившимся характером вызывала чувство опасения у господина Н.Н., он не разглядел и не догадывался, какой могла бы она стать через несколько лет. В момент их знакомства Ася не напоминала «милый идеал» современниц автора. Чтобы понять глубину и искренность чувств девушки, оценить нравственную силу характера Аси, нужно было немало узнать о ней и её жизни, и нужно дать ей время повзрослеть.
С Асей трудно общаться не только по причине некоторой сумасбродности её натуры, но и капризности, непостоянства. Изменчива внешность Аси, манеры её поведения. Иногда «её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор внезапно становился глубок и нежен». Ася могла долго и неподвижно сидеть где-нибудь на уступе стены, «подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом». Но в другое время становилась вдруг неугомонной: «вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась…». Девушка ещё не научилась скрывать свои чувства, не было лицемерия в её характере, поэтому она непроизвольно выдала свою влюблённость. Её брат считал, что Ася сможет полюбить только необыкновенного человека. Видимо, в господине Н.Н. она и увидела «героя своего романа».
Перемены в поведении девушки говорили о многом: она перестала смеяться, оставаясь «печальной и озабоченной», хотела честности, откровенности в отношениях с господином Н.Н. и сказала ему, что у неё «крылья …выросли – да лететь некуда». Любовь не принесла счастья Асе. Но господин Н.Н. не чувствовал себя готовым к ответной любви и быстрым решениям: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!» И хотя при объяснении с Асей он пожалел её («бедное, честное, искреннее дитя!»), но сообщил, что всё кончено, что они должны расстаться.
История любви Аси могла бы оказаться счастливой, однако ошибки совершаются не только молодыми и неопытными людьми, но и взрослыми, немало пережившими. Когда Н.Н. понял, что любит Асю и не хочет её потерять, было уже поздно. Он не сказал девушке о своих чувствах, не попросил у Гагина руки его сестры, отложив разговор на завтра, а на следующий день узнал, что они уехали. Осознав свою оплошность, Н.Н. называет себя безумцем, корит за слепоту: «Ася бы не уехала, если бы в ней была хоть тень кокетства и если б её положение не было бы ложно… я этого не понял».
История печальная, но всё-таки оставляет веру в силу любви. Ведь Н.Н., хотя и недолго грустил, но помнил Асю всю жизнь: «…чувство, возбуждённое … Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось». Он стал, видимо, более терпимым к странностям человеческим, потому что любовь делает человека гуманнее, душа его совершенствуется.
Впечатления от повести «Ася», как и от других произведений И.С.Тургенева о любви, связаны с особенностями изложения этой темы писателем. Есть мнение, что «для Тургенева любовь – стихия, подчиняющая человека себе, превращающая его в былинку, лишающая его воли». Пожалуй, с этим можно частично согласиться, но нельзя забывать, что героини Тургенева даже в несчастной любви не теряют силы своего характера, и душа «тургеневской девушки» остаётся несломленной. В этом и заключается жизнеутверждающая сила любви, какой показывает её писатель И.С.Тургенев.