И я шепчу дрожащие губами: Велик могучим русский языка…
А.Иванов
Кинули, киллер, оффис, тусовки, трейдер, забанить, сайт, глюк, тролль, чайники, фотки-шмотки, фоткаться… – зачем говорить длинно: фотографии, фотографироваться??? Принцип «Экономии мышления» – самый опасный: Укорачивая слова, укорачиваем мысли, делаем им «обрезание», в данном случае абсолютно ненужное и неоправданное! Язык не только выходит из нас в виде звуков и писаний, он ретроградно влияет и на наше мышление! Примитивный язык примитизирует и мышление!
Помню, когда я приехал в новую страну и начал учиться «говорить» на местном языке, то, естественно, использовал простенькие и шаблонные слова, которые выстраивались в такие же простые и стандартные фразы. И вдруг заметил, что под влиянием этого процесса самообучения языку, я тупею, начинаю мыслить тоже ПРИМИТИВНО. Испугался и спросил себя, в чём дело? К счастью не отупел ещё настолько, чтобы не понять: На меня действует рикошетом тот примитивный язык, на котором я сейчас говорю и стараюсь ДУМАТЬ НА НЁМ тоже!
Но это явление временное. Осваиваешь новый язык, начинаешь строить всё более сложные фразы и высказывать свои уже настоящие мысли, уже не адаптированные к примитивным возможностям своей речи, и постепенно мышление снова возвращает себе доминантную роль. Начинаешь приспосабливать новый язык к своему мышлению. А не мышление (как это было на предыдущем этапе) к простенькому языку аналфабета.
Но когда слышишь людей, которые говорят на вроде своём родном языке, но испохабливают его примитизируя до крысиного жаргона этот, якобы, родной язык, то понимаешь: Бытие определяет сознание. А сознание определяет язык. А язык ретроградно действует на сознание. И примитивная похабность языка создаёт и примитивное сознание подворотной твари, а не человека разумного. Ибо сначала мысль в виде слов формируется в сознании и затем выстреливается. Говоря на языке примитивном, урезанном и похабном, мы приучаем себя и мыслить аналогично!
«Новоявленный мулла, подойдя к ним с притворным благочестием на лице, хотел возгласить подобающее молитвенное обращение, но уста его, по многолетней привычке, для самого стражника неожиданно, изрыгнули сквернословие, что имело своим следствием его опознание пешаверцами…»
«Правда, речь, обращённая к ним, состояла на девять десятых из одного только сквернословия, – тем не менее пешаверцы поняли, что действительно выпускаются на свободу и возблагодарили Аллаха за столь чудесное избавление от неминуемой гибели…»
Удивительно точное описание из прекрасной книги Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине»
Убогий, скорченный, подзаборный жаргон сжимает и корчит само мышление, подобно сжимающемуся кусочку шагреневой кожи.
Вновь, сознание вроде бы творит язык, язык отражает его. Но язык же, за счёт обратной связи, влияет на сознание и, если язык, с согласия владельца, становится примитивным и похабным жаргоном, то это неизбежно влияет на сознание, создавая его, как Бог, по своему образу и подобию.
31 VIII 2013
Подтверждение настоящей заметки.
Агентство Ройтерс.
Париж.
В нынешнем учебном году в парижском университете Сорбонна открылся курс эпистолярного жанра.
Пойти на эту меру администрацию Сорбонны вынудила укоренившаяся привычка студентов отправлять друг другу краткие сообщения по электронной почте, в результате чего они стали терять навыки пользования обыкновенной авторучкой. И язык их стал убого бедным и «телеграфным». («Графиня изменившимся лицом бежит пруду»)
20 Х 2013