Утром 6 января Артём проснулся в пустом доме. Дед с бабушкой ушли во двор кормить скотину, в доме было тихо и тепло. Громко тикали настенные часы, на кухне шумел газ, а с улицы доносились голоса далёких собак и петухов. Артём услышал, как электронная кукушка в часах приглушённо крикнула восемь раз, и счастливо потянулся в постели. Он любил гостить у бабушки. С дедом они разговаривали про политику, женщин и компьютеры, бабушка осторожно выспрашивала у него семейные секреты, интересовалась его знакомыми девочками и всё подбирала ему невесту, а кошки поочерёдно забирались к нему на колени и вкусно мурчали.
Дед с бабушкой всегда держали в доме кошку. Сейчас вот сразу троих. Конечно, они в кошках разбирались, но в этот раз по недосмотру назвали маленьких кошечек Путин и Чубайс. Путин получился бело-серым, симпатичным, с повадками шпиона, а Чубайс — рыжим и с разбойничьей мордой. Когда эти “политики” по очереди принесли котят, пришлось их переименовать. Дед показывал место, куда Чуба прятала свой выводок. Она родила пятерых. Пришлось отдирать несколько досок из обшивки крыльца и чулана, чтобы добраться до этого гнезда. Котят он утопил.
Чуба в отместку описала постель, а потом подралась с дворовой собакой Найдой и порвала ей ухо. Потом родила Путя.
Путиного Ваську оставили, и теперь у него было две мамки. Васька вырос, стал почти в два раза крупнее своих мамочек, но с удовольствием сосал титьку у каждой из них.
Обычно бабушка кормила Артёма деревенскими деликатесами, готовила мясной рулет, варила суп из свежей курятины, пекла вкусные пирожки и доставала сразу несколько банок разных компотов. Работать его здесь не заставляли. Артём сам носился по двору и просил то лопату, то топор, а бабушка охала и отбирала у него инструменты, чтобы “ребёнок не поранился”. “Ребёнку” было смешно от такой заботы. Ему ведь 12 лет уже, а многие давали 16, Артём сильно вырос за последний год. Конечно, плохо, что здесь не было компьютера, и не было друзей, но зато было много книг, а телевизор включали очень редко.
Артём стеснялся своего деревенского счастья и, рассказывая про деревню, обычно говорил, что вот мол, предки сослали, пришлось поехать.
Дед с бабушкой вставали рано, около шести часов, чтобы накормить скотину, включить газовый котёл в печке и приготовить что-нибудь вкусное на завтрак. Обедали тоже рано, а после обеда ложились отдохнуть. В лагере Артём ненавидел тихий час, а здесь дремал вместе со стариками. Потом обычно выходили во двор или шли в лес, или за покупками в магазин. Вечером — в баню.
Артём попробовал снова заснуть, но не смог. Это дома, когда его постоянно будили родители, он мог проспать до обеда. Здесь позже восьми вставать не получалось, хотя никто его не будил, дед с бабкой ходили осторожно и тихонько брякали посудой на кухне, чтобы не потревожить случайно любимого внука.
Любимый внук встал, оделся и выскочил во двор. Конечно, он знал, что будет делать.
Артём взял большую волокушу-скребок и с разбега заехал ею в сугроб. Потом добавил лопатой горку сверху, открыл ворота в огород и покатил кучу в огород. По дороге он вообразил себя водителем грузовика, лихо развернулся на повороте и добавил скорости. На обратном пути его грузовик уже тормознули: бабушка, как бдительный гаишник, хотела забрать у него права за то, что он рулил без шапки и в ботинках, а не в валенках.
Обошлось. Артём зашёл в дом, под строгим взглядом бабушки выпил чаю с сухариками, надел валенки, шапку, какую-то старую куртку и снова побежал во двор. Он уже заметил большие сугробы на крыше бани и хлева. Дед оттуда не убирал. Три часа Артём скидывал снег с крыши, выскребал его во дворе из всех уголков и вывозил на своём “грузовике” в огород. Он по привычке считал свои “рейсы” и прикидывал, сколько же это будет в кубометрах. Выходило, что за это время Артём вывез около восьми кубов снега. Это полная загрузка камаза-самосвала. И хорошо, что он постоянно превышал скорость и бегал. Иначе бы не успел.
Бабуля встала посреди дороги и сказала, что работать хватит. Пора обедать и вообще сегодня сочельник, канун Рождества. Праздник, то есть.
Артём знал, что с бабушкой спорить бесполезно. Своё дело он сделал, даже устал немного, теперь можно было и отдохнуть. Сели за стол. Дед и бабушка пили тёплую воду, а Артёму положили постных щей и поставили миску с морковными пирогами. Во время обеда говорили о Новом годе. Вспоминали старый, в котором Артёму исполнилось 12 лет. На стене ещё висели прошлогодние календари. С одного календаря на Артёма смотрели белые кролики, а на другом был смешной полосатый котёнок. Он залез между двух веток и внимательно смотрел вниз. Высоко, наверно, залез. Оказывается, хитрые китайцы поместили в один год и кота, и кролика. Этот год так и назывался годом кота и кролика. На кошек Артём уже насмотрелся, а кроликов ещё не видел. Дед взял его с собой, посмотреть, как кролики кормятся.
Четыре белых кролика, очень похожие на тех, что сфотографировались для календаря, тихонечко шуршали соломой в хлеву. Они все были на одно лицо, только характеры разные. Один, самый шустрый, подбежал к хозяину, двое остались спокойно чего-то дожёвывать, а один пошёл прятаться в тёмный угол. Там у него была кучка соломы. Кролик полез в солому головой, как страусы лезут в песок.
Артём подержал шустрого кролика в руках. Он был тяжёлый, попахивал навозом, возился на руках, и всё пытался спрыгнуть. Ну и спрыгнул. Морда тупая, и жёсткий какой-то… Когда дедушка спросил, понравились ли ему кролики, Артём только пожал плечами. Для себя он решил, что если уж существуют такие названия для года рождения, то родился он в год кота, а не кролика. И хорошо ещё, что не в год крысы или поросёнка…
После обеда, как обычно, полежали и подремали. Артём даже заснул. Во сне он забирался на дерево, балансируя хвостом. За ним гнались собаки. Собаки остались далеко внизу, но всё равно было страшно, потому что высоко.
Проснулся Артём легко, сразу вскочил и посмотрел на часы с кукушкой. Два часа дня. Вот это да! Он уже поработал, пообедал и выспался. Деда с бабушкой опять не было в доме.
Артём уже знал алгоритмы их перемещений, поэтому оделся, взял вёдра и вышел на улицу. После обеда обычно топили баню. Воду туда разрешали носить Артёму. Во дворе он увидел, как дед прикрепляет проволоку на тонкую жердь, которую положил между забором и хлевом. Бабушка вышла во двор с топором. Лицо у неё было решительное и вдохновенное. Она сказала, что завтра это сделать нельзя, нужно сегодня, если завтра хочется вкусного. Артём не понял и остановился. Пустые вёдра он поставил на снег.
Дед вышел из хлева с кроликом в руках. Он держал его за уши и задние ноги.
Бабушка подошла к тюльке, а дед положил туда кролика, придерживая его за уши. Бабушка обеспокоенно посмотрела на Артёма и сказала, чтобы он шёл за водой, а они тут уж сами справятся.
Артём сходил за водой пять раз. За это время с кролика сняли шкуру и повесили тушку на проволоке. Когда Артём подошёл с пустыми вёдрами, дед выходил из хлева со вторым кроликом, Васька играл с кроличьей лапкой, а рядом с тюлькой лежала голова кролика с открытыми глазами. Глаза были ещё живые и блестели, но выражение морды было такое же тупое.
Вечером мылись в бане. Артём хлестался веником, как взрослый, натирался смешной полосатой мочалкой, а потом пил чай с малиной и травами.
Кролика ели 7 января, в Рождество. Мясо было нежным и очень вкусным. Артём съел две порции, и его потянуло спать.
Засыпая, он снова думал о китайском календаре. Всё-таки его год — это год кота.
Спасибо за удовольствие Квентин))) Даже не заметила, как умудрилась на пять минут перевоплотиться в подростка. Немного позавидовала его деревенскому счастью. Только кроликов было жалко. В такие минуты борюсь с искушением стать вегетарианкой. Но во мне, к сожалению, живёт хищница. Иногда с ней сложно спорить, особенно, когда она голодная.
А я вот всегда была уверена, что родилась»крысой», да и с характеристикой знака всегда будто бы совпадала. И вдруг выяснилось, что я оказывается» свинья»( родилась в январе, а китайский новый год с февраля начинается). Со «свиньёй» у меня, кстати, ничего общего не обнаружилось. В общем, с тех пор считаю себя гибридом.
С улыбкой, Ветка)
экая сентиментальность от кровожадного квентина, ггг
написано хорошо, но не интересно чота.. ей богу, все ждал-ждал чего-то..
к тому же, не знаю как кому, мне представлялось в деревне лето пока не прочитал где-то треть..
это нормально?
@ moro2500:
Вредный ты моро))) Неужто обязательно экшен необходим. А мне вот, честно, неожидано понравилось. Сентиментальная, видать старею. Уютно написано, словно в пледик закуталась — согрелась душевно.
Хотя тоже, про зиму не сразу сообразила)))
здесь есть экшн, вообще-то. Кроликам ведь головы поотрубали, почти на глазах у подростка.
А он не побледнел и не потерял аппетит
@ Ветка:
так я ж сказал — написано хорошо!
@ quentin ws:
ну.. покровожадней бы штоле!
а мой отец не так это делал, он брал кролика за задние дает, ждал пока тот не перестанет дергаться, и резко лупил по затылку деревяхой граненой.. иногда ребром ладони.
а у меня вот такси, сука, вырвалась вчера на последних днях течки — вот это экшн! сука, 8 лет же уже, хотел пустануть. и вот что теперь делать? понарожает опять черных уродцев. топить придется, блин..
Володя, ваш рассказ невольно напомнил мне то время, когда у нас тоже жила кошка. Её звали Маркиза. Котилась она в основном почему-то у соседей в сарае. Один раз это произошло на моей кровати. Котят мы никогда не топили. Рука не поднималась это сделать. Маркиза ловила мышей не только у нас, но и у соседей. За что её очень любили и котят у неё всегда разбирали.
Теперь по поводу произведения. А может быть не стоило на глазах у мальчика забивать кролика?
аааа…Света убила просто последней фразой! гггг
блин, чота мо коммент не прошел предыдущий. вот ждите теперь, мучайтесь..
@ moro2500:
Володя, я животных очень люблю. 🙂
@ Светлана Тишкова:
ты просто прелесть!
Квентин, экшна было бы немного больше, если бы кролики были не просто кроликами, а конкретными. Мальчик ведь накануне с ними познакомился
Очень достоверно и жизненно. А кролика жалко… С теплом. Алена.
Года четыре назад я публиковал здесь рассказ «Скотина». Старожилы сайта, наверное, помнят этот рассказ о бессмысленной, неоправданной жестокости. Мне хотелось поговорить об этом, но обсуждение и здесь и на других сайтах свелось в основном к техническим деталям забоя скота и к восклицаниям «жуть» и «жесть». Катя даже написала продолжение. Проблему жестокости так и не обсудили. А ведь живое всегда убивает живое. И это не жестоко, это нормально, без этого жизнь невозможна. Городскому жителю вольно сокрушаться над судьбой утопленного котёнка, или зарезанного кролика. Мясо он получает из магазина, уже расфасованное, а молоко пьёт из пакета. Он знает, что молоко дают коровы, но куда деваются те самые коровы, когда перестают давать молоко, и откуда берутся пельмени на прилавке, он не задумывается.
В деревне все эти процессы перехода из живого в неживое и обратно ближе, они на виду. Многие городские дети получают психическую травму, увидев, откуда, например, появился вкусный куриный бульончик, или нежное мясо в жарком. А если впечатлительный ребёнок увидит заготовку тонких деревьев для жердей, он начинает считать взрослых садистами.
Люди, живущие в природе, просто обязаны убивать. Такие правила. Но убивать, давая жизнь. Ровно столько, сколько нужно для поддержания жизни и её движения. Человек, совершающий такие убийства почти ежедневно, убийцей себя не считает, и это правильно.
Убийцей его считают люди, которым он обеспечивает жизнь.
Я думаю, это несправедливо. Несправедливо так же, как и бессмысленная, неоправданная жестокость.
В этом рассказе убийства на каждом шагу.
Всего на двух страницах умерщвлено одиннадцать живых тварей. Но описано это с точки зрения «человека в природе», пацана, который считает себя городским, но воспитан бабушкой и дедушкой в деревне.
Ну и как, страшно? Жестоко?
НЕ — Она «родила» пятерых, а «окотила» — окот. Кошки котятся, а не рожают.
Работа отличная, такие проходили по школьной программе, словно — Один день из жизни Артема.
Очень жаль, что не допущено автором до обсуждения. С удовольствием поставила бы 9.5 балла.
Теперь на счет жестокости — ну, увидел — не увидел, так узнал Артём, как ему на стол попал вкусный кусочек мяса — пережил это! Мы все когда-то это проходили в своём подростковом возрасте. Каждый день едим и не задумываемся- из кого это мясо?… Мы живём. Человек с самого своего начала был охотником и смешно слышать о вегетарианцах, которые получили свою жизнь, благодаря своим далеким пробабкам и продедкам, поедавшим мясо добычи, как необходимость — а теперь можно «благородно» рассуждать — Вы что???? Мясо????Ни в коем случае!!!!!!!!! и тому подобное…….
Ещё раз спасибо за рассказ!
@ Kosslave:
ну, «окотила» совсем уж никак. Наши кошки рожают и у них есть лицо. А ещё Пирсинг любит говорить по вечерам. Днём молчит, не мяукает, даже когда кушать просит. А вот вечером любит поговорить. Минут пятнадцать-двадцать рассуждает, обычно, когда мы уже ложимся спать. Как такого кота окотить? Его только родить можно
Рассказ с обсуждения я снял, потому что и так квентина слишком много на ресурсе. Куда ни глянь, везде этот надоедливый ник. Не нужна ему дополнительная известность.
А вот Катрин нужна. Она девочка скромная и тихая, а рассказы у неё замечательные
@ quentin ws:
вот именно, скромнее надо как-то бы..
@ moro2500:
я зарегаю ещё один ник и буду под ним выкладываться в нетленку. Мнемориз, например, гг
Квентин, получилось. Теплая уютная работа. «Скотина» помнится очень сильно ударила по нервам. Читала отдыхая душой, вслушивалась в звуки 🙂 ходиков, скрип половиц, шаркание лопаты по крыше. Спасибо.
тебе спасибо. Такой объём провернула за последние сутки