Под впечатлением от посещения урочища Парня, наши друзья некоторое время молчали, и их размышления прервал Леонидович:
— Что приуныли? Или расстроились?
— С чего ты взял? – удивился Иванович, — Просто задумались, или я не прав? – обернулся он к спутникам, — Мне почему-то припомнилась одна мысль: «Не надо путать скуку с грустью, а веселье с радостью!», так что выше нос, друзья, впереди у нас много интересного.
— Не боись, — успокоил Владимирович, — есть ещё порох в пороховницах. До апатичного состояния нам ещё далеко. Кстати, апатия – это отношение к сексу после секса.
— Дела интимные огласке не подлежат, — предостерёг Константинович, — и об этом не надо кричать на весь мир, распугивая случайных прохожих. А если вы чувствуете, что охрипли, возможно, в это время кто-то оглох.
— Ты прав, — кивнул Иванович, — не надо вообще повышать голос в людных местах поскольку необходимо помнить, всё когда-нибудь заканчивается: терпение, нервы, патроны…
— Действительно, — встрепенулся Владимирович, — с громкостью нужно быть поосторожнее. В противном случае можно заполучить стресс. Это когда с криком просыпаешься и понимаешь, что ещё не уснул…
— Ага, — согласился Константинович, — проснулся, а вокруг тьма тьмущая… И в дальнем углу кто-то прячется… А если вы не боитесь темноты — значит у вас плохо с воображением….
— Логично, — развел руками Иванович, — и тогда человек, со слабым воображением, начинает жутко завидовать тому, у кого оно богатое. Откровенно говоря, хотел бы я иметь такое же чувство зависти, как у него, у этого человека…
— Сантиментальным становишься, — буркнул Владимирович, — впрочем, не страшно. Ведь сантименты – это чувства, а вот алименты их последствия.
— Какие мы умные, — возмутился Константинович, — готовимся к последствиям… А возможности то поди уже слабенькие, раскрутиться на алименты. Ну, да ладно. Мания величия иногда просыпается у каждого из нас. И, если хочется почувствовать себя большим и значимым – расстели в удобном месте карту мира и сядь на неё.
— Ох, — вздохнул Иванович, — только не позволяйте чувствам разыграться. Иначе эмоции одолеют. В таких случаях страх тянет назад, любопытство подталкивает вперед, гордость останавливает. И только здравый смысл нервно топчется на месте и ругается матом…
— Что правда, то правда, — согласился Владимирович, — разыгравшиеся чувства успокаиваются и человек впадает в депрессию. Это такое состояние, когда тобою овладевает гнев без всякого энтузиазма.
— А не бойтесь дать волю чувствам, — успокоил Константинович, — и, если у вас есть ко мне чувства, которые невозможно передать словами, можете передать деньгами.
— Ну ты и раскатал губёнки, — погрозил пальцем Иванович, — чай не красная девица, чтобы чувства к тебе деньгами выражать. Нет среди нас желающих сорить купюрами. Бери пример с меня. Я не обижаюсь, когда мне говорят, что «это тебе не по зубам». Я вообще не люблю, когда мне по зубам.
— По зубам никто не любит, — подтвердил Владимирович, — поэтому во всём нужно знать меру. Только тогда у человека появляются положительные эмоции, которые возникают, если на все положить!
— Вот и я о том же, — кивнул головой Константинович, — не надо доводить дело, чтобы получить по зубам. Терпение у людей не беспредельно. Допустим, если вы хотите проверить родственные чувства к себе своих домочадцев, заслоните невзначай работающий телевизор…
— Не советую, — сказал, как отрезал Иванович, — сгоряча можно разочароваться в близких. Все дурные поступки совершаются от скуки. Мне вот почему-то припомнилась одна мысль: «Не надо путать скуку с грустью, а веселье с радостью!» Ну, да бог с ними, с чувствами. Взгляните, — он показал вправо, — вот он наш могучий красавец!
Машина свернула в указанном направлении, и все увидели величественное дерево, возвышающиеся над окрестностями на берегу реки Навля. Подъехав ближе, автомобиль припарковался. Вышли. Размялись. Подошли ближе.
— Впечатляющее дерево, не правда ли? – оглянулся на друзей Иванович, — утверждают, что ему более трёхсот лет.
— Его уникальное расположение, — подчеркнул Владимирович, — проявилось в годы Великой отечественной войны. Партизаны оборудовали на дубе наблюдательный пункт и следили за перемещениями немецких войск на дороге Салтановка – Трубчевск. Это место обильно полито кровью. В 1942 – 1943 годах немцы проводили на здесь публичные казни партизан и членов их семей.
— Позже, — тихо добавил Константинович, — родилась народная традиция повязывать красные ленточки в память о погибших. Давайте и мы её поддержим.
Он достал алые полоски и передал спутникам. Друзья молча повязали кумачовые банты на ветвях дуба. Тихонько постояли, склонив головы. Отдав дань памяти погибшим землякам, сели в машину и поспешили обратно в Салтановку.
От спутников не укрылось, как Иванович засёк показания спидометра.
Август 2018. 1742-1756(15)
Николай! Вы пишете: «Не надо путать», но сами нарушаете это правило. Может, я не права, но первую часть миниатюры воспринимаешь как комедию, улыбаешься и даже смеёшься. И вдруг во второй будто бьёшься лбом об стену: драма и даже трагедия. И становится неловко за неуместный смех и печально. И фразу о спидометре я не поняла. Но, главное: пишете Вы интересно, талантливо. Чувствуется МАСТЕР!
Здравствуйте, Николай!
Спасибо за тонкий юмор. 🙂
А мне, Николай, почему-то пришло в голову выражение, что садизм — разновидность любви садиста к своей жертве, которая выражается посредством пыток. Садомазо. К взаимному удовольствию. Но концовка патриотична. По мне, такой интересный эксперимент! Тут спидометр , очевидно, использовался для измерения не скорости, но расстояния. Жадным был ЛГ — считал. сколько сжёг бензина за поездку. Это я Анне. Удачи!
@ Владимир Брусенцев:
Владимир, насколько я знаю, спидометр показывает скорость. А эта фраза после воспоминаний о войне и её жертвах мне показалась неуместной. По-видимому, я, пережившую войну, болезненно воспринимаю шутки вперемешку с кровью.
@ Анна:
Да, скорость, но и пробег, Анна. Раньше была машина — показывал. Измеряли по нему расстояние и прикидывали расход бензина. В нижней части прибора как на электросчётчике. Кстати. при продаже б\у машин этот счётчик частенько «скручивали» в сторону уменьшения. Не обманешь — не продашь! Так было раньше. Сейчас у меня безмоторное средство передвижения только.Ну, я бы лично не стал про казни писать. Мол, место наблюдения партизан и точка. Такая военная достопримечательность. У меня тоже не самые радужные ассоциации вызвал резкий поворот. Но автор — хозяин-барин.Бывает гораздо хуже. Вспомните циника Войновича с его «Чонкиным». Их там целая шайка была по оплёвыванию подвига советского народа в ВОВ. В нормальном обществе такому бы давно набили морду по мужски, а его славословят. Увы и менталитет народа сильно повреждён. Народ наш любит возносить кумиров, а потом их топтать. Вспомните Твардовского с его Тёркиным. Там были и весёлые жизнеутверждающие мотивы, но никакого презрения, стёба. Заказуха, короче. К счастью все эти дерьмомазы превратились после своего «военного антиподвига» в литературе во время перестройки в ничто или в литературных крыс. Даже талантливый Астафьев ничего стоящего не смог написать. А врач Амосов требовал, чтобы пацанам, которые воевали в Чечне, не платили и так копеечную зарплату. Мол, агрессоры. Но, мне кажется, помутнение разума проходит потихоньку. У Николая ничего подобного нет, конечно.
@ Владимир Брусенцев:
Владимир! У меня была беленькая «девятка»- тогда самая «крутая» машина. Я в это время жила в Жёлтых Водах Днепропетровской области. Всё в прошлом. Амосов для меня святой человек, я в его институте осваивала методику, необходимую для научной работы. Во время чеченской войны Николаю Михайловичу было уже под 90 лет и вряд ли он стал тогда заниматься политикой. А у Астафьев написал замечательную книгу «Царь рыба», которая практически вернула меня к жизни. Вот так!
Амосов был прекрасным врачом и публичнымал в местной прессе. Был близок к НРУ. Вот цитата из интернета. «В годы перестройки втянулся в политическую орбиту – легко одолев опытных соперников, стал народным депутатом Союза. А до того своих диссидентских взглядов особо не прятал. Я был на выступлении Амосова в московском Доме ученых, где он сказал почти все, что думал о советской медицине и общественном, устройстве. Было это в середине семидесятых, в самое глухое безвременье. На следующий вечер это выступление прозвучало по «Голосу Америки». Это из биографии. А Астафьев написал свой замечательный роман «Царь-рыба » на пике расцвета русской прозы в 20 веке (конец 50-х-70-е годы). А точнее, в 1972 году. Люди меняются и не всегда в лучшую сторону. Иногда и помутнение рассудка случается. Поэтому я твёрдо соблюдаю библейскую заповедь — не сотвори себе кумира. А перестройка стала большим испытанием для всех. Кто-то злорадствовал, кто-то воровал, а кто-то искренне заблуждался, но кончилось плохо для всех. Почти для всех. Исчела экономика и с ней сила державы. Только ракеты (благодаря усилиям ВВ) удерживают «партнёров» с ножиками, которые уже готовы к окончательному разделу России — вековечной мечты Запада. Вольно или невольно, но люди, о которых мы говорим, внесли свой вклад в развал Союза при всех своих талантах и замечательной неординарности.@ Анна:
@ Анна:
Затёрлась часть предложения. н активно занимался политикой в перстройку, я читал его статьи в местной прессе.
@ Анна:
Анна, добрый вечер. Спасибо, что внимательно читаете мою работу. Вы совершенно справедливо заметили, что в начале мой незамысловатый текст способствует расслаблению читателя. Именно так я и хотел строить все сюжеты. Но, время показало, что хорошее и позитивное, как матылёк, не долговечно. Но, одновременно выяснилось, что человек с расслабленной психикой психикой, острее воспринимает события, которые пытаются загладить и заретушировать. А много тех, кто призывает забыть прошлое. Вот я и пытаюсь рассказать, что у нас есть история, которой нужно гордиться и о которой нужно рассказывать своим потомкам без купюр. Как-то вот так.
Творческих вам успехов. А спидометр упомянут не напрасно. Там, буквально через шесть километров в земле зарыта история нашей культуры. Я выяснил, что в с.Салтановка, Брянской области, люди жили в бронзовом веке, во времена, когда строились Египетские пирамиды. Но почему-то об этом у нас об этом говорить не принято. Поэтому и приходится бить обухом по голове своих читателей. Ещё раз спасибо и творческих находок.
@ светлана Тишкова:
Добрый вечер, Светлана. Благодарю за то, что тонко цените юмор.
@ Владимир Брусенцев:
Владимир, добрый вечер. А вы вспомните психологию. Можно говорить человеку всё, что угодно, но запомнит он концовку рассказа. Всё незамысловато и просто. А спидометр, маленькая интрига и завязка к следующему рассказу.
Спасибо, что заметили мою очередную работу.
@ Анна:
Анна, спидометр, помимо всего прочего, фиксирует пройденное расстояние. А по поводу шуток и темы ВОВ… Вы наверняка смотрели фильм «А зори здесь тихие». Помните финал, когда молодёжь со смехом и шутками неожиданно для себя вышла к обелиску…
Когда я писал этот рассказ, я рассчитывал донести до молодёжи те события, которые происходили на нашей земле в годы ВОВ. Пробудить к тем событиям живой интерес. Ведь за наш нынешний смех наши отцы и дети заплатили жизнями. И ведь они былли не просто молодыми, а юными.
@ Владимир Брусенцев:
Владимир, вы безусловно правы. В наше время цинизм и популизм пользуются популярностью. Писать голую правду не выгодно. В том же издательстве РИДЕРО статистика показала, что мою первую книгу «Жизнь в наследство» посмотрели всего четыре человека за два месяца. Вторая часть вообще не вызвала интереса ни у кого. Так что извините. Мои работы оценены читателями. Им интересны истории про Чёнкина и прочих. А окопная правда, увы, мало кому интересна.
Кстати, окопную правду писал и Астафьев в годы перестройки той. Тогда её читали хорошо. Разоблачал официоз советский. Но большинство фронтовиков всё-таки плевались. Да, правда сейчас не нужна, если она суровая. Сейчас вот Чечня борется с Амарикой за лавры победителя в той войне. Я серьёзно. Недавно лидер бывшей ичкерии заявил, что треть защитников Брестской крепости состояла из чеченских бойцов КА. Сейчас фронтовиков почти не осталось. А молодые не хотят, чтобы их «грузили негативом». Привыкли уже воспринимать всё в лёгкой игровой форме. Даже от близких не хотят получать «негатив». Ну, жалобы на проблемы, здоровье.Молодые — народ доверчивый и в школе им нужно давать противоядие против брехни о войне и истории вообще. Можно и в игровой форме, но правдиво. А интерес можно подогреть. Чуть меньше фактических данных, статистики. Фото хорошо бы или иллюстрации. Название тоже «цепляющее». Я вот «Лайкнутые» написал после просмотра вебинара по продвижению книг. Другой пример. Рассказ «День Могильщика». Я было поменял его на более позитивное, но парень дочки сказал, что нужно вернуть старое. Он работал на ТВ, но владелец канала попал под раздачу — заставили продать. И действительно — старое название привлекает многих к прочтению. Сам я. увы, читаю работы только на Прозару.ком. Тут могут помочь, могут и конструктивно критикнуть. А то, что последняя фраза запоминается обычно, это точно. Я лично люблю динамику и иронию, сарказм иногда. Но это помимо моей воли идёт. Вот читаю урывками «Дело было в Пенькове» С. Антонова. Читается трудновато. Масса деталей. Но мне интересны реалии. Конец 50-х. Не хочу учить, но я бы добавил в Вашу книгу больше личного. Взять несколько ЛГ и провести их сквозь все события. Больше нажать на эмоции — первоначальный страх, паника, закалка в боях, рост мастерства боевого. Может, новоая техника. Ну и любовь фронтовую, конечно. Сейчас «зацепить» трудно читателей, которые испорчены играми в танчики. Жизнь трудна — даёшь позитив, у многих менталитет сузился до — успех, карьера, достаток. Они скорее ужастики Кинга будут читать или Брауна фантазийного. Там бренды уже распиарены до небес. Но и умных хватает. У нас сейчас, как ни странно, мода пошла на классику. Особенно Достоевского. Мне кажется, с военной темой нужно найти золотую середину. Не скатываться до охлократии, но и острей писать. Военные мемуары не самое популярное сейчас. Не все ведь понимают , что там очень много крупиц правды, которые официоз заливает лаком. Мозги-то многим уже обстругали. устиновыми и донцовыми выпрямляют извилины в мозгах. Может. зря Вы убрали некоторые такие эпизоды. Казни, предателей показать крупным планом, Загрядотряды и штрафбаты, СМЕРШ, диверсантов. Погони, засады. Оживляж такой. Сейчас очень много архивов секретных открыли. Я бы всем этим книгу приперчил. Мне лично очень много дал «Щит и меч» Кожевникова. Энциклопедия фашистской Германии. Атаки с Запада — многвековой, даже многотысячелетний, тренд. R1b против R1а. Уже вышли на границы. Попытаются полность ликвидировать неформатную Россию. Говорят, за счёт разграбления распадающего Союза, Запад смог избежать глубокого кризиса. Сейчас ситуация похожая — попытаются отнять ресурсы. Ну, и сократить или ликвидировать население если получится. Так что порох нужно держать сухим, а мозги в работоспособном состоянии. Поэтому военная тема у нас бессмертна, что бы ни говорили разные иудушки. Вот советы даю, а сам прохлопал лучшие условия и сейчас на ридеро стало хуже, говорят. Задирают цены, штрафуют, в том числе за отсутсвие рекламы со стороны писателя. Как учат отцы-маркетологи — нужно точнее бить в свою нишу читательскую. Удачи, Николай, в этом многотрудном деле!@ Николай Хохлов:
@ Владимир Брусенцев:
Владимир, добрый день. Спасибо за интерес и советы. Вы истинный друг, который оказывает реальную помощь и поддержку. У меня в тексты всех книг вставлены иллюстрации. Просто на сайте Проза ру.ком у меня, как пишут, нет права на вставку картинок, вот я размещаю только текст. К стати на РИДЕРО не испытываю дискомфорта. Наоборот, там оперативно указывают на упущения, которые могут повлечь законодательные неприятности. Допустим предложили на документальные материалы привести ссылки. В сборнике юмористических рассказов предложили в течении месяца заменить все иллюстрации имеющие посторонние надписи и знаки, так как они могут обозначать авторские права. Насколько я понял, если строго выполнять советы админов сайта, санкции можно избежать.
Вы чётко уловили систему построения сюжета моих рассказов. Действительно, зная современную молодёжь, я в начале веду как бы игровой диолого своих ЛГ, которые в разговоре изощряются в остротах. И как только читатель расслабляется, загружаю его информацией о тех или иных исторических событиях. Как-то вот так.
Творческих вам успехов и покорения новых литературных вершин.
Рад, что слова мои принесли пользу. Спасибо, Николай!@ Николай Хохлов:
@ Владимир Брусенцев:
Я искренно благодарен вам, за конструктивные советы.