Надежда.
С тех пор прошло много лет, но я не могу забыть эту мою больную. Кто виноват в её смерти? Врачи? Нет! В этом виноваты неумные, алчные люди, которые утопили, как Атлантиду, огромную прекрасную цивилизацию по имени Советский Союз.
Почему рухнула социалистическая система? Она не рухнула. Её «рухнули». Если сильному здоровому человеку подрезать сухожилия, выкачать его кровь, заменив водой и заставить этого человека бежать марафон, далеко он убежит? Так случилось и с нашим государством: денежную массу изъяли, сырье на предприятия перестало поступать, его теперь скупали перекупщики «бизнесмэны» для растущих, как грибы после дождя, кооперативов. Останавливались или банкротились предприятия. В магазинах опустели полки, а в лесах полыхали горы продуктов, облитые бензином. Промтовары вагонами уходили в Польшу и там реализовывались. Москва голодала, а на дальних подступах к ней останавливали поезда и машины с продуктами, нужно было вызвать недовольство населения столицы, где решалась наша судьба.
Страна совершила безумный прыжок из социализма в капитализм, но кто—то что—то где—то не рассчитал, и приземлились мы в глубокую яму, из которой не можем выбраться уже третье десятилетие. Для сравнения: за это время Советский Союз с плановой (не базарной!) экономикой успел почти полностью восстановить разрушенную войной страну и даже отправить человека в Космос. При этом, (кто ещё не забыл) мы бесплатно учились и лечились, жили в почти бесплатных квартирах, ездили в санатории и дома отдыха. Чего нам ещё не хватало, Господи!
Недавно я прочитала нечто подобное притчи: « Представим, что мы, карпы, привыкли жить в пресной воде. А «Запад», на который так заглядывались и которому так завидовали (у них, мол, жизнь «красивше») наши «перестройщики, это тунцы, обитатели солёной стихии. Между нами была плотина. Но плотину расшатали, подрыли кроты, нанятые тунцами. Преграды не стало. Вода смешалась. И что же, какая она стала? Солёная!. И мы, карпы, стали задыхаться в чужой стихии «недокапитализма» и, конечно, подыхать. А тунцы продолжали резвиться и смеяться над нами, глупыми. А не лучше ли было бы этих тунцов —реформаторов поглушить тогда динамитом, а «водоём» почистить, как сделали это в своё время мудрые китайцы».
Вы скажете: зато свободу дали! Опять цитата: «собаке цепь удлинили, лаять разрешили, но миску с едой отодвинули подальше. Живи, ни в чём себе не отказывая!»
Но мне хочется рассказать не столько о крушении великой страны, сколько о гибели её маленького обломка, больной туберкулёзом молодой женщине, которая, оставив в далёком Забайкалье недавно родившегося ребёнка, приехала в наш знаменитый тубсанаторий с надеждой на спасение. «Восход» был уникальным лечебным учреждением . Сюда из всех республик СССР приезжали тяжелобольные люди, а возвращались домой практически здоровыми. Мы лечили больных туберкулёзом легких, почек, глаз до их полного выздоровления. Кроме лечебных корпусов с двухместными палатами и лоджиями, у санатория был спорткомплекс, автопарк с экскурсионными автобусами, тенистый корт, кинозал, зимняя и летняя танцплощадка, солярий, автономное электроснабжение на случай аварийного отключения электросети, в общем, было предусмотрено всё! И это было безжалостно уничтожено во время безумной «перестройки». Но сибирские врачи, которые отправили Надежду к нам на лечение, ни о чём не догадывались, даже не позвонили. Видно, у них в Забайкалье ещё была советская власть.
Когда я увидела Надю и рентгенограммы её лёгких, то ахнула: «Как же она, бедная, доехала живой»! Положение оказалось безвыходное, т.к. вылечить такой туберкулёз только препаратами невозможно, нужна операция. Но оперблока и реанимации—то уже не существовало, их ликвидировали («оптимизировали»). И отправить больную обратно не позволяло её состояние.
Я до сих пор не могу без комка в горле смотреть на шампунь: Надя переживала, что у неё стали выпадать волосы, и попросила меня принести ей хороший шампунь. Господи, она как женщина, заботилась о своём внешнем виде, не понимая того, что она умирает. Она так верила, что мы её спасём!
Выяснилось, что у неё в Москве живёт дядя, я попросила его приехать. Объяснила ему ситуацию, он очень расстроился и стал настаивать на выписке: «Надя не хочет умереть далеко от дома, не повидав ребёнка и маму» Я сказала, что без сопровождения её отправлять нельзя, но они с Надей меня не послушали. Когда он чуть ли не на руках вынес её из больницы и посадил в свою машину, чтоб отвезти в Москву, а оттуда отправить в Сибирь поездом, медперсонал с трудом сдерживал слёзы.
Поезд шел 10 дней. В Чите он почему—то задержался на несколько часов. Этих часов и не хватило нашей Надежде. Она умерла в дороге. Об этом мне написала в письме её мама.
«Кто сотворил всё это, кто ответит?»
Говорят, история рассудит. Но что—то она не торопится с судом…
Анна, за развал СССР надо сказать большое спасибо М.С.Горбачеву. Предполагаю, что таких случаев, как с Надеждой было много. Грустно, печально, но факт…
@ Светлана Тишкова:
Спасибо за оценку. Эта боль не утихнет. Это наша общая боль.
Прекрасно написано, с болью за страну, за свою работу. Нет сомнения в том, что время даст справедливую оценку всем и вся, расставит всё по своим местам. Главное самому не замараться, детей такими воспитать. Никому не верь, ничего не бойся, ничего не проси и делай, что можешь. И наконец … как в том фильме по Симонову — про Иванова танкиста … на таких вся Россия и не только Россия и держится! Дальнейших успехов.
@ val_338122@mail.ru:
Спасибо за такие хорошие слова!
Кроты точно знали, где рыть. Самое печальное, что они продолжают свою работу. Сейчас у вас пытаются принять частично ювенальную юстицию. Если папа даст сыну-шалопаю подзатыльник, ему могут дать до двух лет тюрьмы, а если чужой дядя — только административная ответсвенность предусмотрена. Это приговор семье. Так что кроты работают в поте лица.
Нет, у нас этот закон долго не продержится. У нас с вами, слава Богу, другие традиции и другая система ценностей. Спасибо за отзыв. Удачи Вам.@ Peresmeshnik: