Г. Антюфеев.
Самый счастливый и богатый человек
Санёк обожал слушать стариков, когда те собирались компанией и перекидывались в картишки. За игрой под дымок самокруток лились разговоры, всплывали воспоминания о былом. Сколько историй, сколько забавных и драматических событий! Минувшее казалось мальчонке прямо-таки сказкой, где жили лихие богатыри-казаки, побеждавшие любого ворога. Хотелось хоть чуть-чуть походить на предков…
Хотя родился Александр Щеглов в станице Распопинской Клетского района, всю жизнь живёт в Суровикино. Здесь ходил во вновь выстроенную вторую школу. Был непоседой, любил лёгкую атлетику, подвижные игры.
Как-то на уроке физкультуры попал товарищу мячом в глаз, нанеся тому травму. Случайность. От неё никто не застрахован. Но в школе случай почему-то посчитали проявлением хулиганства. А раз так, ставится ученик на учёт в детскую комнату милиции. Мальчишечья душа вознегодовала от несправедливости! Обида вылилась в протест, где нашлось место сигаретам, вызывающему поведению. Влился в ватаги сверстников-сорванцов, докучавшими горожанам и при этом чувствовавшими себя героями. Неизвестно чем закончились поиски «приключений», если бы на горизонте не возникла конно-спортивная секция А.С. Епифанова. На генном уровне, видимо, сидит в душе у каждого, растущего в донских краях, любовь к лошадям. Сидела она и у Саши. Поэтому и направился к Анатолию Степановичу. В секции с каждым днём ощущал потребность в общении с благородными животными, извечными спутниками человека.
Когда подошло время службы, попал в Подмосковье в кавалерийский полк. Службу нёс усердно. Через восемь месяцев пребывания в президентском полку становится старшиной. Эскадрон под его командованием признаётся лучшим в части. В армии впервые наблюдал лихую каскадёрскую работу на казачьих сёдлах. Случилось это на съёмках знаменитых «Гардемаринов» режиссёра Светланы Дружининой. Александр занимался скачками, конкуром, но подобные «выкрутасы» впервые видел вживую и так близко. Завораживающее зрелище. Сразу же шевельнулось желание попробовать свои силы в подобной езде. Начал присматриваться к каскадёрам, к расстановке режиссёром главных действующих лиц и массовки, запоминать увиденное. Для чего это делал и сам не знал, но что-то подсказывало: увиденное обязательно пригодится в будущем.
После демобилизации принялся за фермерство потому, что семья образовалась, сын родился. Взялся за земледелие, а потом за животноводство. Ходил в своё время в лидерах в области по производству мяса и молока. Но чего-то не хватало на гражданке…
Однажды продал часть бычков и купил жеребят. Когда те подросли, объявил об открытии своей секции. К Александру Щеглову потянулась детвора. И хоть трудно было, особенно на первых порах, не отказался ни от приходивших ребят, ни от лошадей. Учил и тех, и других азам верховой езды. Шаг за шагом укреплялась уверенность в собственных силах, в правильности сделанного выбора. Когда мальчишки и девчонки освоили многие приёмы и упражнения, стал вывозить их на соревнования, тратя собственные деньги. Ребята, представ перед публикой, осознали личную значимость, возросло у них чувство ответственности, гордости за казачий род, за родной край.
А Александр Викторович чувствовал возрастающую ответственность за тех, кто посещал его школу. Он удивительным образом ощущает душу, настроение юного поколения. В мальчишках, особенно в переходном возрасте, сидит много комплексов. В частности, стесняются выступать перед зрителями. Занятия конным спортом снимают закрепощённость, рождают желание показать себя, навыки джигитовки, владения шашкой. Считает, не надо возвышаться над ребёнком, принимать командирскую позу. Необходимо разговаривать на равных, понять детвору, влезть, как говорится, в её шкуру. Стать другом, товарищем, советчиком. Говорит, никого не учит. Подсказывает, направляет, подбадривает. Силком можно заставить что-нибудь сделать, но силовое воздействие рождает сопротивление или же вовсе отбивает охоту от любой деятельности. Поощрение, профилактические меры в виде угрозы хворостинкой действуют эффективней, чем окрики, оскорбления, унижения. Вспомним, как нас в детстве бабушки тряпкой по месту ниже поясницы стегали. Не больно, но откладывалось в памяти, за что наказывали. Так и Щеглов действует. И ребята тоже запоминают и осознают воспитательные меры и степень их необходимости. И не обижаются. Учитывают. Стараются потом исправиться на занятиях, не говоря уж о выступлениях. Там ведут себя гордо, осанисто, уверенно. Где бы ни были, у местных девчонок глаза разгораются. И думают они, что в Суровикино все парни такие. Все видные. Приятно становится от подобных взглядов.
Постепенно слава о щегловской школе расширяла круги. Пришло приглашение на семинар по джигитовке, где многое почерпнул для себя. Александр постоянно учится у других, бывая на состязаниях, встречах. Ему не обязательно расспрашивать, достаточно, порой, взгляда, чтобы уловить какую-либо новинку. А в основном сам фантазирует, придумывает трюки. Вспоминает съёмки фильмов Дружининой, её методы с приёмами. От того, что не следует какому-то направлению, выработался собственный, щегловский, стиль джигитовки, который распознают коллеги и любители конного спорта. Он и здесь старается не навредить, не идти против природы, а следовать за животным. Многие учат английскую школу верховой езды: сидеть с прямой спиной, с левой ноги начинать выступления, работать последовательно в ритме правый повод-левый шенкель, левый повод-правый шенкель… Щеглов против этого. Считает, нельзя подавлять лошадь, с какой ноги ей удобно, с той и нужно начинать.
С первых же турниров, куда пригласили тренера с учениками, они заявили о себе громко, уверено. Становились неоднократными победителями и призёрами различных состязаний. Их узнают, приветствуют, ими восторгаются, им аплодируют стоя. Без щегловцев форумы любого уровня теряют «изюминку».
Довелось Александру Викторовичу работать по контракту в Чувашии. Там были созданы все условия для труда. Через три года вернулся обратно. Не хватало родных просторов, степи, ковыля, курганов… И воздух на Придонье чище, и небо голубее… Да и здорового озорства, задоринки нашей, казачьей, не хватало.
И снова окунулся в тренерство с суровикинской детворой. И снова стал с ними выезжать на соревнования и показательные выступления.
В Грозном проходил Первый Международный конный фестиваль. Получили на него приглашение и выступили так, что и в чеченской столице решили организовать конно-спортивную школу.
Многое в Чечне делается для населения, не грех что-то и нам взять на вооружение. Например, призывы к молодёжи: «Будь сильнее! Будь смелее!», «Занимайся спортом, не трави себя алкоголем». На торжественных обедах в Грозном отсутствовали спиртные напитки, на столах стояли соки, минералка, лимонад, чай. Прекрасный пример застолья.
Секция в Грозном – удел будущего. А вот филиал в х. Басакине Чернышковского района – реальность. Там уже развивается суровикинская школа джигитовки. Ребятишки оторваны от улицы, с удовольствием занимаются ездой, фланкировкой, смело выходят на сценическую площадку. Дети рады, родители, учителя. Планируется открыть филиал и в Нижнем Чиру.
А.В. Щеглов не собирается останавливаться на достигнутом потому, что уверен: земля наша богата талантами. Если вовремя поддержать их, уделять внимание, они расцветут, и будут прославлять суровикинскую землю. Это касается и спорта, и культуры, и народного хозяйства. Считает, ему везёт на общение с удивительными и способными людьми. От них заряжается положительной энергией, надеждой в светлые перспективы. Верит, джигитовка войдёт когда-нибудь в программу Олимпийских игр, и на них обязательно будут выступать земляки, защищая не только флаг Суровикино, но и флаг Российской Федерации. Джигитовка – скоростной, зрелищный вид спорта, где всё зависит от человека. Лошадь просто скачет, а все упражнения выполняет наездник и именно от него зависит красота и чистота исполнения, включающая в себя элементы гимнастики, акробатики, силовых выходов, владения шашкой. А для этого необходима работоспособность, выдержка, настойчивость. Наставник прививает ученикам все перечисленные качества. Знаясь с животными, ребята развиваются физически и психологически, бережней относятся к окружающему, проявляют терпение и терпимость, уважение к чужому труду. Среди школьников они выделяются перечисленными чертами характера. Это – дорогого стоит, полагает Щеглов. Так же, как и общаться с детишками, видеть их горящие глазёнки, наблюдать, как постепенно из несмелых, порой, закомплексованных человечков превращаются в уверенных в себе людей.
Александр Викторович находит себя самым счастливым и состоятельным человеком потому, что общение с воспитанниками, с собственными детьми, внуками, со многими творческими, талантливыми людьми обогащают его. Материальные блага – призрачны, приходят и уходят, а духовное богатство остаётся с человеком.
Сейчас А.В. Щеглов поглощён очередной подготовкой к Кубку России по джигитовке, что пройдёт в Суровикино. Благодаря усилиям и достижениям конно-спортивной школы имени генерала Бакланова город удостоился такой чести. Состязания являются не только признанием успехов суровикинцев, но и шагом к популяризации нашего края. Это послужит, возможно, толчком для развития туризма. У нас есть, что показать, есть, где отдохнуть, уверен Александр Викторович. Он гордится родной землёй, гордится тем, что, как бы ни менялась жизнь, как бы ни шагал прогресс, казачество живо, а следовательно, будет продолжение его традиций, обычаев. Значит, дух казачий живёт в нас, в наших детях. Казачьему роду нет переводу!