В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:
…Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум, …
Не требуя наград за подвиг благородный.
Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.
Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни (эта мечта отражена в стихотворении «Деревня»). И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом (как в стихотворении «К Чаадаеву»):
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой…
«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»,
Личность поэта всесторонне раскрывается в его стихах о любви. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор неожиданно предстаёт как серьёзный, бескорыстный и мудрый человек, готовый к самопожертвованию. У него нет эгоистических чувств («я не хочу печалить вас ничем»), он способен любить «безмолвно, безнадежно». Но самое удивительное в том, что поэт желает своей возлюбленной быть любимой другим так же «искренно» и «нежно», как он любил её. Благодаря этим строчкам, создается особенный, возвышенный образ женщины, достойной такой любви. А в стихотворении «Мадона», посвящённом Н.Н.Гончаровой, Пушкин создает образ любимой, которую обожествляет. Он сообщает, что всегда хотел быть зрителем одного портрета:
… чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель…
В зрелом своём творчестве Пушкин нарисовал такой образ любимой женщины, который рискнул сравнить с Пречистой Девой Марией. Его любимая красива не только внешне, но и душой. В одном из писем Пушкина Наталье Николаевне есть такие слова: «Душа твоя так же прекрасна, как и лицо твоё». Поэт благодарит Творца за то, что он ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин преподал урок многим мужчинам, как следует относиться к женщине, к жене.
Сердце Пушкина, как он говорил, «не любить…не может»: он любит жизнь, людей, природу, свою страну. И, воспевая всё прекрасное, пробуждает лучшие чувства в душах читателей:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
С таким же восхищением пишет поэт о Петербурге:
Люблю тебя, Петра творенье…
Вдохновенные строчки о Москве и Петербурге вызывают у многих поклонников поэзии А.С.Пушкина сентиментальное настроение, чувство восторга, умиления и благодарности за то, что он нашёл такие слова для выражения мыслей, объединяющих всех людей, которые осознают свою сопричастность к прошлому и настоящему своего Отечества.
Многие читатели любят стихи Пушкина, посвященные природе, где природа показана совершенно самостоятельным явлением, украшающим жизнь человека. Не менее важны пейзажные лирические отступления, помогающие понять внутренний мир героев:
…то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.
Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Действительно, под воздействием поэзии человек может становиться лучше, духовно богаче. И если стихи находят отклик в душах читателей, значит, заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…