Алёшка помнил своего деда. Тот почти всегда сидел за участком у дороги под большим орешником, смотрел по сторонам или чертил линии на земле.
Смешной сморщенный старичок с белыми-белыми волосами. Он вечно бормотал что-то под нос, а в конце лета ловил первые упавшие орехи и угощал ими Лёшку.
У Лёшки всегда были карманы полные орехов.
Дед любил размышлять о времени и цветах. Он работал часовщиком, а молодости не стал художником, теперь эти факты переплелись и часто всплывали в его речи.
Лёшка плюхался на лавку рядом с дедом.
— У меня сегодня чёрный день, — заявлял он.
— Нет, — качал головою дед.
— Кузов от машины отвалился, папа говорит – не починить.
Это у тебя с глазами что-то, — щурился дед. — Жизнь разноцветная.
— Ага. Скажи ещё, как радуга.
— Правильно, как радуга. Мост между прошлым и будущим… Детство красное – потому что энергии много, а старость холодная, синяя.
Его разговоры звучали цветовыми пятнами и поэтому легко запоминались.
— А время другое… В детстве спокойное, медлительное, синее, а в старости красное, – дед грустно улыбнулся, — года скачут, как оглашенные.
Лёшке было лет десять, и он возражал по-взрослому:
— Вот ты говоришь, что жизнь – радуга. Но зеленый – смешение синего и желтого, а фиолетовый – синего и красного. Фиолетовый-то после синего!
— Круг замкнулся, — говорил дед. – Красный – это всегда начало жизни. До радуги темнота и после…
— Чёрный! – ликовал Лешка, ему так хотелось оказаться правым, доказать, что бывают и чёрные дни.
— Темнота – это не отсутствие цвета. Мы просто не можем разглядеть. Ночью же орешник остается зеленым, а орехи бежевыми, мы просто этого не видим, — объяснял дед. – Ты знаешь, что если сложить все цвета радуги, получится белый.
— Как это? — удивлялся Лёшка.
— Чистый свет, — задумчиво бормотал дед. – Если ты разделишь круг на семь частей и раскрасишь радугой, то, раскрутив круг, получишь белый.
— Ну? – засомневался Лёшка.
— Только цвета должны быть чистыми-чистыми…
Лёшка молчал, ему не верилось, а затем спросил:
— Деда, а почему люди седеют?
— Потому что внутри темно. Темнота выталкивает свет. А куда ему деваться свету-то? Только в волосы… Когда станет совсем темно, настанет смерть.
— М-м-м… А что… что после смерти?
— Мы обретем новое зрение, и будет новый свет, новая радуга, — легко говорил дед, — на это ясно указывает красный в фиолетовом.
В год, когда дед умер, орешник засох.
Лёшка сидел на опустевшей лавочке. Пеньки лещины, канава, дом. Теперь проглядывался весь участок. Пальцы бесполезно шевелились в карманах. Под подкладкой куртки Лёшка ощутил орех. Он извлек его и держал перед глазами. Предмет, похожий на сердце, как его изображают девочки на полях тетрадок… Сердце бежевого цвета. Всё, что остается нам от прошлого.
Лёшка ткнул орех в землю, зачерпнул ладонями воды из канавы, полил.
Начиналась весна.
Как повезло мальчишке с мудрым дедом! Рассказ понравился просто очень. С уважением. bratchanka.
@Андрей: проверь здесь- «Он работал часовщиком, а молодости не стал художником,..»
-а (В )молодости.
Рассказ очень понравился. Опять же мысли выражены в цветовой гамме и очень достойно. Уважаю.. Моя пятерочка.
@ bratchanka:
Но и внук достаточно мудр )) СПАСИБО!
@ zautok:
Спасибо, Надежда! Справедливое замечание)
Основных цветов, правда, меньше, чем в радуге. Вечная путаница! Считают, что основных звуков семь, а как же быть с диезами и бемолями?
Спасибо!
@ Андрей Демьяненко:
Диезы и бемоли всего лишь полутона, но без которых музыка потеряет смысл, так и в цветах — полутона порой играют главенствующую роль, без которых наша жизнь станет скучной и не интересной. Картину никогда не напишешь, если не смешаешь краски на своих чувствах.
Рассказ Андрей великолепный и старик прав, чисто белого в природе не бывает, это лишь производные от других цветов и человек видит тон, называя его белым, когда он практически черен.
Хороший рассказ, мудрый…бывают такие мудрые старики, после которых остается пустота…которую хочется заполнить….Жаль, что такие встречаются сейчас все реже…чаще, эту образовавшуюся пустоту обходят стороной, а часто ее просто не замечают. Она как раз того…темного цвета, в котором пропадают все цвета. …деньги, деньги… — черная дыра души.
@ zautok:
Как Вы правильно говорите, Надежда! Всё так!
Но…
В цветах все проще и сложнее. О главном можно понять — его невозможно получить смешением. Другое — свет…
А в музыке смешение двух нот не даст нового звука. Диез и бемоль — отдельный звук. Обособленный. Неповторимый.
Спасибо! Спасибо огромное!!!
@ Irma:
Спасибо!
На самом деле мудрые старики получаются из мудрых людей. Мудрых детей, если хотите.
Больше мудрости нам всем!!!