Однако ж, испокон веков достаётся пишущей братии от своих же товарищей по перу или кисти. Что в литературе, что в музыке, что в живописи — собратья по искусству тайно или явно всегда грызлись между собой. Выдавая зависть за критику, злорадство за сочувствие. И, парадокс: чем мощнее талант, тем жёстче противостояние. Тут уж сам диапазон громаден — от высот творчества до низости людских обыденных страстей.
Примеры соперничества известны: Микеланджело — Рафаэль, Корнель — Расин, Моцарт — Сальери, Бетховен — Россини, и т.д.
А поэты? Так тут просто «крайняк», тут уже «мочилово» в полный рост: Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Цветаева, Бродский, Высоцкий… Это только самые известные имена, которые у всех «на слуху». И первопричина их гибели — зависть и травля. Конечно, если не углубляться в поиски массы других факторов, как например, политика или личное окружение и т.п.
И к чему я всё это нагородила, спросите вы. А вот к чему. Я — не профессионал в литераторстве, слава Богу, и мне легко видеть некоторые вещи со стороны. Например, как ревностно защищают «свою территорию» некоторые возомнившие себя профессиональными поэтами и писателями сайтожители. Время от времени «наезжают» они на новичков «прозыру ком» или на пробующих свои силы в поэзии или прозе старых авторов.
«Да это вообще не стихи (или проза)!» — восклицают они. «Не пишите ничего больше, не смейте!». « Да как такое можно писать на великом национальном литературном сайте!»
А сколько споров о ритмике и рифме стихов — так это отдельный разговор. Но только в этом споре не рождается истина, потому как она не может родиться там, где властвует чисто субъективное восприятие собственного творения самим автором.
Что вы думаете, Ахматова просчитывала свои стихи, когда писала:
«Хочешь знать, как всё это было?-
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это всё. Ах, нет, я забыла,
Я люблю Вас, я Вас любила.
Ещё тогда!»-
«Да.»
Или:
«Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза…»
Или:
«Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!»
Да нет же! Эти строки пропущены через душу и написаны сердцем. А потом уже филологи, исследователи, кто там ещё, считают-подсчитывают слоги:
«А как же это так получается , проникновенно? Надо сосчитать — авось, поймём!»
Но паузы и акценты — не слоги. И они не поддаются математике…
И, возвращаясь к музыке. Что осталось после Сальери? Правильные, рафинированные, просчитанные произведения. А после Моцарта? Новаторская, бунтарская, разнообразнейшая, эротичная, фантастическая, глубочайшая и бессмертная МУЗЫКА. Как он её писал! ? — Одному Богу известно…
24.12.2010г.