«Литература возникла из недоговорок» — по мнению Ежи Станислава. Но все же, по моему мнению, в каждом произведении среди недоговорок должен между строк быть и смысл, по которому я могу определить не только «лепет» Литературного Героя, но и увидеть душу автора и понять его. Если поймешь автора, то и произведение может обрести совсем другой оттенок и другой смысл. За каждой метафорой есть скрытые черты характера автора и его мир. Каждое произведение это интересный ребус, разгадывая который, ты приобретаешь друга единомышленника, либо приобретаешь врага.
Люди так устроены.
Одни открывают читателю свою душу, отдают свое сердце, и ведут за собой в неведомые дали великой страны словесности. Всю любовь и грусть своей вселенной они делят со своими читателями, заставляя смеяться и плакать, любить и грустить, улетать в другие миры в невесомость, познавать новые ощущения, доселе неизведанные. Вместе с героями своих произведений они идут, навстречу приключениям не оглядываясь.
Некоторые же авторы весьма ревностно охраняют свой пустой и никчемный мир, а, поняв, что их высокопарные творения расшифрованы, бросаются на борьбу с мельницами.
Интересно наблюдать. Жизнь вообще игра, главное не заиграться. Иногда азарт подводит…
Порой возведенные собственным воображением на Олимп некоторые авторы не в состоянии оценить свое творческое кредо. Тщеславие, гордыня и высокомерие, словно червь разъедает душу графомана. В какой-то миг ему начинает казаться, что он избранный, а все рядом – челядь, недостойная внимания. В определенный момент он начинает считать, что его недооценивают, и пытаются умолить в его лице, достоинство великого мастера слова. Злоба, гнев, месть и ярость начинают активно занимать свои места в потаенных помыслах Великого творца. Перестает радовать солнце. Все неповторимые краски рассветов и закатов меркнут. Настает непроглядная мгла сырой и ненастной ночи разрушающей мир и покой. Начинается пора метаний и бессмысленной борьбы в театре теней, с несуществующими монстрами, отнимающими покой и сон……
Мне думается, что они просто спит, а проснувшись, поймут, что: — «Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека». – Говорил своим современникам Оскар Уайльд, но эти слова и в наши дни звучат весьма актуально.
Ну, что ж я буду первой в комментариях. Я думаю, что любое произведение идет из души, но только вот души у всех разные. А в принципе, наверное, все так и есть, как ты сказала.
Написано неубедительно, потому что нет конкретных примеров из жизни. А значит — это очередная риторика и сотрясание воздуха. А цитаты, на которые вы опираетесь, я сейчас изящно опровергну другими цитатами.Вот, пожалуйста: «Раньше книги писали литераторы и читали критики. Теперь пишет публика и никто не читает». Оскар Уайльд.
Вот ещё: «Других писателей у нас для вас нет!». Иосиф Сталин.
@ Светлана Тишкова: Светланка! Это простое Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Данное Эссе выражает мои индивидуальные впечатления и соображения и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Это как бы по определению пародийной русской традиции «взгляд и нечто». Я высказала свои мысли и не более. А кто и как отнесется к этому это их право.
Во всяком случае, есть пища для размышлений.
Литература, как одна из главных частей искусства, познает мир, познает истину. Этим же занимается наука. Но у них разные методы. У науки — анализ, синтез, опыт, теории. У искусства — чувства, интуиция, умелое воздействие на все органы чувств, ведущие к наслаждению и через него познание истины. Искусство ближе к человеку, доступнее, понятнее, хотя его следует не «понимать», а чувствовать. В том числе и литературу.
Мне кажется, современная литература движется по этому пути: что-то чувствуется, но очень смутно. Есть намёки, но они слишком прозрачны, чтобы сконцентрировать сознание простого человека. Надо быть подготовленным. По крайне мере пробуждение чувственности происходит и это отрадно.
@ Wadim: Ты совершенно прав. На эту мысль и на такое понимание проблемы я и рассчитывала. Ты понял суть мною сказанного. Я считаю, что современная литература так же имеет писателей, уже при жизни ставших классиками есть много примеров этому. И есть те кто просто рвется на Олимп. Если автор пишет от души, от своего сердца прокладывает дорогу к читателю и стремится поделится своим теплом с каждым читателем, это основа его писательского таланта. Мастерство же, необходимо оттачивать и учиться, учится постоянно до самого последнего дня жизни, прилагая к этому все старание и упорство. Главное, что бы это «пробуждение чувственности», происходило.
С уважением. Надежда.
Фактическая справкв: автора зовут Станислав Ежи Лец (обычно сокращают до С. Е. Лец)
@ Сергей Лузан: Если уж точно, то Станислав Ежи Лец, или Лец, или Станислав Ежи. В моей библиотеке три книги Леца — Мира жестокого театра марионеток. Поэтому как бы нельзя считать, что я ошиблась. Передо мной на столе его книги. Стараюсь никогда не писать имена авторов не проверив все варианты и выбираю то, которое мне ближе по духу и в зависимости моего отношения к данному автору.
С уважением. Надежда.
Ну, здесь речь идёт о фамилии — обычно указывают именно её. Кроме того, вопрос и в переводе. Почему переводчик выбрал разговорную версию «недоговорка» вместо нормативной «недомолвка»? Что было в оригинале на польском? Возможно, иммелась в виду «недоговоренность»? Даже в цитате я вижу больше вопросов, чем ответов … А чей, кстати, перевод (спрашиваю из чистого любопытства)? 🙂
@ Сергей Лузан: Сережа по большому счету ведь нет ошибки если мы скажем «Сергей Лузан» или «Лузан Сергей», ведь так. От этого смысл не изменится твоих слов. Слово о котором ты упоминаешь у меня тоже вызвало некоторую растерянность, так как это либо просторечие либо не очень дословный перевод. К сожалению этого произведения в оригинале не имею, что бы проверить правильность. Тем более переводчик видимо так видел это высказывание в своем понимании сути. Я же приводя цитату не имею морального права заниматься отсебятиной и обязана дословно давать ее в том виде, как она есть. Это вопросы этики и уважения к автору.
Книга из которой была заимствована эта фраза имеет и на титуле — Станислав Ежи Лец. Я просто не стала писать «Лец», я сочла, что это всем понятно. Перевод- А.Петровой и А. Базилевского. А так же великолепная статья о С.Е. Лец Анджея Киёвского.
С уважением. Надежда.
Учитывая всеобщее уважение к цитатам, а также необходимость правильного отношение к воспроизведению имён собственных и стремление соискателей к истине, привожу далее цитату всех времён и народов, опровергнуть которую невозможно:
«Боже, упаси меня от сеющих смуту слов и дел, от ошибок в речи и суждениях… не дай мне возвестить то, о чём у меня нет сведений и глубоких знаний, чего я не знаю наверняка и не понимаю полностью». Абу Ал-Ала ибн Хассул «Книга сути и мсысла».
То, что литература возникла из недоговорок, это, я думаю, опровергать бессмысленно. С этим можно только согласиться, поскольку хорошая литература имеет как бы два плана, я бы назвала это так — Фасад и Всё, что за ним. А то, что за ним, это и есть то, ради чего писалось произведение. То есть, эти самые «недоговорки», как их там, на самом деле, ни называй. Значит, автора, его мир, его душу, его степень доброты и интеллигентности надо искать именно в этих недоговорках, а не в том, что стоит на переднем плане, и провоцирует простаков на далеко идущие (но никуда не уходящие) обобщения. На мой взгляд, надо говорить, если иметь литературу. как таковую, об этом. И говоря об этом, надо говорить языком , самой литературы, и в первую очередь — образом, спроецированным на основную мысль. Всякое низведение мысли до жонглирования эпитетами, мягко говоря,снижает качество литературы, чего литература, на мой взгляд, не заслуживает. В таких случаях приходит не новая, но редкая в обращении мысль о том, что какие мы люди, такие мы и писатели. Думаю, что ни одному из писателей, включая графоманов, не хотелось бы попасть в поле притяжения этого бессмертного постулата. Е.П.
@ epalette2: Именно об этом и говорится в моем маленьком эссе. Мои мысли поняты правильно и полностью расшифрованы. Не ожидала, хотя и надеялась. Как сказал @ Wadim:
, что и предполагалось изначально. Это эссе пища для размышлений.
@ epalette2: но мне кажется еще вот, что. Всякий писатель, который берется за карандаш, прежде всего хотел бы быть понятым. И какие бы он не делал в своем произведении “недоговорки”, они должны быть столь искусны, чтобы могли заинтриговать читателя до такой степени, когда он будет пытаться осмыслить их сам, мысленно обращаясь в своем диалоге с литературными героями. Тогда произойдет полная взаимосвязь читателя через ЛГ с писателем и круг замкнется. Вот тогда я могу с полной уверенностью утверждать, что произведение у автора удалось. Читая произведение я лично хочу чувствовать, как теплый луч солнца скользит по моей щеке, как шумит прибой или, как пахнет пыль в художественной мастерской, ощутить забвение старого художника, почувствовать его заботы и увидеть голубизну глаз его друга. Когда я могу разговаривать с ЛГ на острове и видеть горящие зеленые глаза этих кошек. Или слышать, как стучит дождь по крыше автомобиля, в котором ЛГ оказываются в «РАЮ», так и не доехав до деревушке под названием Рай. Это всего лишь мое ощущение и мои мысли, не привязанные к кому-то определенному. Так блуждания в мире литературных героев.
С уважением. Надежда.
Довольно большому числу людей присуще чувство исключительности. У некоторых оно обостренное. А если они еще и пишут, рисуют и т.д. то здесь уже начинают бушевать нешуточные страсти. Улыбаюсь. Отличный рассказ. 5. Алена.
@ Алена: Алена только правда такова, что нельзя каждое произведение и каждое слово примерять на себя, можно свихнуться. А еще есть поговорка, насчет кошки…..
Удачи и хорошего настроения. Улыбаться улыбайся, но и порадуй чем нибудь. Давно не читала новенького.
С теплом. Надежда.
Прочитал. В принципе -спорить не с чем. Правы. Но может не стоит уделять большого внимания личности автора? Ведь , по воспоминаниям современников, Лермонтов был весьма неприятным человеком..Стали ли хуже от этого его стихи? Не думаю…
Ну что же вы так о графоманах-то! Достойные люди, несчастные юди! В конце концов, каждый имеет право завести в своей персональной голове собственных тараканов. Как сказал один мой знакомый милиционер, «да занимайтесь вы чем хотите! Только морды друг другу на моём участке не бейте, шприцы не разбрасыва
Ну что же вы так о графоманах-тро? Достойные люди, несчастные люди! Как сказал один мой знакомый милиционер, «да делайте вы что хотите! Только на моём участке морды друг другу не бейте, шприцы не разбрасывайте и в подъездах не мочитесь (он сказал, конечно, не «мочитесь», а попроще и подоходчивее)». Вот и вся «сермяжная» правда! Умнейший человек, настоящий современный Фёдор Иванович Аниськин! Всё правильно: главное, чтобы не было войны! А графоманы пусть будут! Впрочем, они нашего согласия на своё существование у нас точно не спросят.
@ kovtoon: @ alex1958:Спасибо за комментарий. Не ожидала, что это на тот момент злободневное эссе всплывет снова. Вы правы. Не каждый автор в жизни приятен. В жизни человек один, а пишет совсем в другом ключе отвлеченном от собственной личности. Но это и подтверждает тот факт, что в своих произведениях, автор оставаясь наедине с собой извлекает из своих сокровищниц сокровенное и раскрывает свою душу, а значит показывает свою суть. Не даром ведь мы изучаем не только произведения великих классиков, но читаем их переписку и изучаем их биографии, пытаясь вникнуть, что было для них солнцем, луной, ночью и что было днем. Порой человек в повседневной жизни груб, строптив и неадекватен, гуляка и повеса, или хам или совсем уж несносен. Пишет же данный автор великолепные светлые стихи или рассказы, которые остаются в памяти и прочитав их однажды ты уже помнишь их и они близки тебе. Значит человек просто одел панцирь и пытается отгородиться от мира, защитить свою трепетную душу от постороннего посягательства. Он груб, но мы не разглядели в нем ту его трепетность. Вероятно у него есть причины отгородится от мира. Но в итоге возможно он в силу привычки и становится таким по жизни и только в своих произведениях остается трепетным ребенком, различающим краски неба. А есть те, которые, как бы просто мимоходом, словно веничком подставляя совочек собирают строчки, не задумываясь ни о чем, и кидают их на всеобщее обозрение, и сами забывают об этом через пять минут. Есть и злобные гении, которые готовы растоптать мнение любого, кто стоит на их пути и не думает о них-то вовсе, но им кажется, «ведь они гении, по их мнению», считают, что их преследуют, и пытаются умалить их гениальность, хотя ничего из себя не представляют. Все относительно в этом мире и в то же время все закономерно. Я вообще же считаю, что каждый выбирает свой путь сам, и у каждого свой монастырь и у каждого свой скелет в шкафу, и нет прав осуждать кого-либо. Нельзя ставить себя выше другого, потому, как мы не знаем, что в душе у другого и каков его алтарь.
Данное эссе было сначала не чем иным, как комментарий к стихам опубликованным на другом сайте, одним из наших авторов. Он мне предложил дописать, что я и сделала, развив мысль, но вот на нашем сайте это отвлеченное совершенно от кого либо или от чего либо эссе, вызвало целую бурю. Мне было интресно, что в маленьком и казалось бы безликом эссе, некоторые увидели словно в зеркале себя. Хотя этот фактор и не имел место и совершенно не привязывался по теме к кому — либо. Это были просто мысли. И я не хотела обидеть или ранить кого-либо.
С уважением. Надежда.