Большинство моральных кодексов, когда-либо созданных человечеством, делает акцент на равном воздаянии за грехи (проступки) или благодеяния. Иначе говоря, совершая зло, человек должен быть готов получить зло, или расплату; творя добро, человек получает шанс обрести добро. Почему получает всего лишь шанс, а не всегда само добро? Потому что намерение, сопряженное с творением Добра (в данном случае именно с большой буквы), должно быть искренним и бескорыстным, согласно, к примеру, заповедям христианской морали. Сфера экономики, разумеется, исключается из сферы этого бескорыстного порыва, ибо основана большей своей частью на обоюдной коммерческой (то есть подразумевающей извлечение выгоды для каждой из сторон) договоренности. Экономика, если соблюдаются права и обязанности каждой из сторон, – это не хорошо и не плохо, это просто данность. Плохо – это когда данные права и обязанности нарушаются той или иной стороной коммерческой договоренности (письменной или устной). Со сферой же политики, в плане восприятия морали, дело обстоит несколько сложнее.
Немного предыстории. Принцип «талиона», или кровной мести, или равного воздаяния был четко прописан в Ветхом Завете, еще задолго до утверждения в мире всепрощающей концепции Христа. Согласно принципу «талиона» необходимо жить так, как живут все остальные живые организмы на планете, то есть «импульс – реакция», «око за око, зуб за зуб». Зло за зло, добро за добро. Данный подход был характерен и для античных язычников Греции и Рима: они приносили жертвы своим многочисленным богам сугубо из расчета на поддержку тех; если же боги не оказывали людям помощи, то жертвы приноситься переставали и идолы тех божеств могли подвергнуться оскорблениям и даже деформациям.
Исходя из данных фактов, вполне четко обрисовывается и картина взаимоотношений политики, проводившейся и проводимой конкретными историческими персоналиями в тех или иных государствах и возвращения к ним добра или зла. Чингиз-хан, Гитлер, Сталин…, – кто-то говорит о них с содроганием, кто-то – с отвращением, кто-то – испытывая благоговейный трепет и уважение перед так называемой «сильной рукой». Однако, «в чем сила, брат?».
Согласно одной из версий, Чингиз-хан, потеряв всякую меру самоконтроля и возомнив себе, что ему все позволено в этом мире, был кастрирован на пике своей политической и военной активности девушкой, не пожелавшей подчиниться тирану. Гитлер и Сталин до сих пор являются объектом неутомимого внимания аналитиков, занимающихся социальной и политической психологией, о них написано множество книг, проведено большое количество научных и псевдонаучных исследований. Однако, суть не в этом, а в том, что ни тот, ни другой не вспоминаются большинством людей с ЛЮБОВЬЮ и БЛАГОДАРНОСТЬЮ, за исключением некоторых бездарных, политически и морально безграмотных единиц. А где же отпрыски этих знаменитых персоналий, в чем их заслуга и таланты перед обществом? Такое ощущение, что и Гитлер, и Сталин своей активной насильственной деятельностью наложили проклятье на весь свой род, как минимум, до десятого колена… Разумеется, можно поспорить на тему того, что если бы не было Сталина, то мы, русские, и с Гитлером не совладали бы («на каждого маньяка нужен другой маньяк», система противовесов). Да, возможно, но какой ценой нам это далось? И разве намного меньше людей было им репрессировано и уничтожено в отрыве от противостояния с нацистской Германией? Да и в ходе самой войны одним насилием и страхом ничего не решишь: как дополнительные факторы они могли способствовать закреплению победы, но не как основные, и оспаривать большое количество излишних жертв является кощунством по отношению к отечественной истории и советскому народу.
Характерен в связи с темой взаимоотношений политики и морали и пример различных заболеваний прославленных полководцев, государей и т.п. Иван Грозный, Петр Великий… Кто-то из психоаналитиков утверждает, что их кровавая политика могла быть обусловлена их специфическими заболеваниями, но на самом деле все было наоборот: каждый раз, проливая новую толику лишней крови, они испытывали новое обострение своего недуга. Природа, или Бог, мстит (вернее – воздает, ибо месть для них неприемлема) закономерно; пусть не мгновенно Перст Божий осаждает грешника, но от расплаты не ушел еще ни один, каким бы «Великим» реформатором, политиком, военачальником и т.п. он себя ни возомнил.
«Золотое правило нравственности» гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе». Согласно дзэн-буддизму, мы свободны и вольны в любых своих действиях (никто не вправе что-то нам запрещать или навязывать), но за любым проявлением свободы стоит и необходимость ответственности, причем не перед окружающими людьми и даже не перед Богом, а перед самим собой. Хотелось бы напомнить эту, казалось бы, прописную истину, не теряющую свою актуальность никогда, современным российским политикам, когда с их легкой подачи в очередной раз «взвинчивают» цены на продукты питания и другие жизненно необходимые для людей ресурсы.
15 октября 2008