(Скерцо и баркарола)
Ф.Тютчеву*
Я низвергаюсь во всю мощь
Сквозь толщь
Небес лавинным водопадом,
Венецию повергнув в дрожь, –
Я дождь —
Владею ей как павшим градом
Всецело… пусть всего лишь час –
Мой шанс!
А после, прочь, но не навеки,
На север облаком умчась,
Подчас
Всё ж буду совершать набеги
На Веденец*, чтоб тешить Вас,
Под вальс
Снежинкой падая на веки,
Её кристаллами лучась
Как часть
Огня полярного сиянья,
Вас подожгу и горячась
Тотчас
Растаю от тепла слиянья —
И выйду паром изо льда —
Вода,
Вода, вода – три состоянья —
Вмиг улетучусь… без следа… —
И вдаль!..
Но полночью как на свиданье
Туманом к вам явлюсь, кружась
Под джаз
С ведущей темой баркаролы,
На гладь канала вскользь ложась,
Струясь, –…
Змеясь соблазном вкруг гондолы,
Всласть обволакивая вас
Сном ласк,
Шурша как искушенья соло,
По каплям искусом сочась —
Ручьясь, —
И мы совьёмся, словно струи
Воды и дымки над водой, —
Судьбой
Благой настроенные струны
Звучать в тональности одной,
Волной
Витой прокатим по лагуне,
Фонтаном коды взмоем ввысь,
На бис
Соединимся вновь ликуя,
Опять взметнёмся снопом брызг,
И бриз
Легко подхватит нас как ноты,
Озвучит нами эту ночь –
Точь-в-точь
Дуэт для флейты и фагота —
Прольёмся скерцо, будто дождь.
И что ж?
Венецианскую Ривьеру
Пронижет чувственная дрожь —
Помножь
Безудержных восторгов меру
На весь залив – какая мощь!
Итожь!
Придётся вам принять на веру —
Всё было так и будет то ж:
Послушна лодка гондольеру,
А мне Венеция – я дож —
И обручаю её с морем,
Навеки обручён с ней сам
Кольцом стихии и паролем,
Известным мне и небесам*…
………………………………
И всё ж,
Утешу вас,
Святош
И кавалеров,
Я дож
Лишь в меру —
Всего на час,
Но всякий раз
Здесь и сейчас..!
* Веденец — старорусское название Венеции, фигурирует в опере Римского-Корсакового «Садко», в песне веденецкого гостя: «Моря царица Веденец славный».
* В Венецианской республике существовала церемония «Обручение с морем», которая символизировала морское владычество Венеции. Церемония была учреждена в 1000 году и проводилась в день церковного праздника Вознесения.
Корабль дожа в сопровождении множества лодок и судов выходил в Венецианскую лагуну. Недалеко от храма Святого Николая читалась молитва, затем церковные служители окропляли дожа и его сопровождающих святой водой, после чего остатки воды выливались в море под звуки торжественных песнопений. И в этот момент дож бросал в море драгоценный перстень как символ обручения. Подобная церемония проводится и в наши дни, только дожа сменил мэр Венеции.
* Фёдор Иванович Тютчев пишет об этой церемонии в своём стихотворении «Венеция»:
Дож Венеции свободной
Средь лазоревых зыбей,
Как жених порфирородный,
Достославно, всенародно
Обручался ежегодно
С Адриатикой своей.
Арт-фотоколлаж «Баркарола». Использованы репродукция картины Джона Сингера Сарджента — «Джейн де Глен в гондоле», 1904 (John Singer Sargent. Jane de Glehn in a gondola, 1904) и авторское фото «Старый пруд. С мыслью о Венеции», 2004.
Владимир Кривошеев. К Венецианке. Обручение с морем, или Влагооборот. (Скерцо и баркарола). Ф.Тютчеву. 2024.